Методические указания к практическим занятиям



Методические указания к практическим занятиям

по учебной дисциплине «Онтогенез речевой деятельности»

На практическом занятии должна найти применение основная часть лекционного материала.

При подготовке к практическим занятиям необходимо учитывать, что на занятии должны быть проработаны все основные методы и типы учебных задач, это необходимо учитывать при создании системы заданий. Занятия удобнее группировать по уровню сложности, дабы обеспечить необходимым материалом для работы всех студентов, в том числе тех, у кого задания могут вызывать затруднения, и тех, кому целесообразно предложить задания повышенной сложности.

Необходимо вводить в систему задач задания, требующие творческого подхода к решению, поиска способа решения. Для таких заданий имеет смысл заранее продумать систему наводящих (но не подсказывающих) вопросов.

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует указать обучающимся на то, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул для активной проработки лекции.

На практических занятиях, помимо разъяснений преподавателя, организуемой им беседы по изучаемому вопросу, большое значение придается самостоятельной работе и выступлениям обучающихся (выполнение индивидуальных и коллективных контрольных заданий по различной тематике; выступления с реферативными докладами по отдельным учебным вопросам; выполнение практических заданий по обследованию речи детей, выступления по выполненным практическим заданиям, их обсуждение и оценка и др.). Рекомендуется организация выступлений студентов по изучаемым вопросам не только на основе проработки специальной учебно-методической литературы, но и материалов, накопленных в период прохождения педагогической практики или опыта самостоятельной работы в образовательных учреждениях.

При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы, то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до выполнения практического задания составить краткий план решения практической задачи (например, составления программы анамнестического психолингвистичеcкого исследования особенностей формирования речи ребенка, конспекта логопедического занятия по формированию диалогической речи, навыков связных монологических высказываний с учетом онтогенетического принципа логопедии и др.). Свои подходы к выполнению практического задания решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, таблицами, другими наглядными и дидактическими материалами.

Большое внимание уделяется изучению студентами различных психолингвистических концепций, характеризующих различные аспекты формирования речевой деятельности, концепций, которые являются теоретико- методологической базой коррекционной логопедической работы по формированию связной речи детей с ТНР и методики восстановления речевых функций у взрослых. (Н.И.Жинкин, И.А. Зимняя, Р.М. Фрумкина, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Т.Н. Ушакова и др.), их сопоставительному анализу, исходя из общеметодологических положений современной логопедии и опыта работы логопедов-практиков.

Особое внимание обращается на методологическое и прикладное назначение психолингвистических знаний для логопедов-практиков, практический выход теоретических концепций о закономерностях формирования и функционирования речевой деятельности, овладении системой родного языка, становления процесса речевой коммуникации, для профессиональной деятельности логопеда, объективного научного обоснования методических систем коррекционной логопедической работы, правильной организации коррекционного обучения и воспитания детей и взрослых с системными нарушениями речи.

Ряд практических занятий по данному учебному курсу рекомендуется проводить на базе коррекционных практических учреждений При проведении практических занятий на базе специальных (коррекциионных) образовательных учреждений предусматриваются разнообразные организационные формы работы с активным участием студентов в мероприятиях, осуществляемых в этих учреждениях (участие в методических семинарах, конференциях, заседаниях психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк); посещение открытых занятий педагогов-дефектологов и др.).

Помимо просмотра занятий в учебно-воспитательном учреждении, процедуры обследования детей логопедом, рекомендуется демонстрация студентам видеофильмов и фотоматериалов соответствующей тематики на практических занятиях в вузе.

Содержание практических занятий

Тема 1. Объект и предмет онтолингвистики.

План

1. Онтолингвистика как наука об онтогенезе речевой деятельности, процессах усвоения языка ребенком.

2. Предмет, цели и задачи дисциплины «Онтогенез речевой деятельности», её место в системе других научных дисциплин: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики.

3. Собственно лингвистический (системоцентрический) подход к изучению детской речи (рассмотрение семантических и структурных особенностей единиц детской речи на разных этапах онтогенеза) и психолингвистический (деятельностный) подход к изучению детской речи (исследование природы языковой способности ребенка с точки зрения формирующих ее факторов, связи когнитивных и определяемых ими семантических структур с предметно-практической деятельностью ребенка).

4. Определение понятий «детская речь» и «лингвистика детской речи».

5. Необходимость знаний о закономерностях психического и речевого развития ребенка в норме.

6. Условия нормального развития речи. Социальный фактор. Физиологический фактор. Психологический фактор.

7. Понятие о языковой способности.

8. Значение теоретических и экспериментальных исследований детской речи для современной логопедии.

Вопросы и задания к теме

1. Объект и предмет онтолингвистики.

2. Общие тенденции (основные этапы) развития речи в онтогенезе.

3. Современные подходы к изучению детской речи (собственно лингвистический, психолингвистический, когнитивный).

4. Лингвистический анализ детской речи в свете нормоцентрического и системно-функциональный подходов.

5. Особенности психолингвистического подхода к изучению детской речи. Детская речь в свете ментальных доминант языкового сознания.

Литература

1. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие /Составление К.Ф.Седова. – М., 2004.

2. Ковшиков В.К., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Учебник для педагогических и гуманитарных вузов / В.П. Глухов. — М.: Изд-во АСТ, М., 2007

3. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник /Отв.ред.Л.И.Белякова. – М., 2005.

4. Психолингвистика: Учебник для вузов /Под ред.Т.Н.Ушаковой. – М., 2006.

5. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.

6. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М., 2000.

Тема 2. Языковая способность ребенка.

План

1. Теории происхождения (развития) языковой способности: имитативная теория, теория «врожденных идей» (врожден-ной языковой способности), деятельностная теория развития языковой способности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев).

2. Соотношение творческого и имитативного начал в овладении языком.

3. Два аспекта языковой способности: способность к восприятию и производству языковых единиц.

4. Основные компоненты речевой (языковой) способности (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический, «текстовый»).

5. Очередность развития компонентов языковой способности.

6. Онтогенетическое развитие метаязыковых способностей.

7. Речевая среда и ее роль в развитии речевой способности.

8. Диалогическое взаимодействие матери и ребенка.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Понятие речевой деятельности и языковой способности. Языковая способность (competence) и речевая способность / речевая активность (performance).

2. Основные компоненты языковой способности. Струк-тура языковой способности в соотнесении с уровневой организацией языковой системы.

3. Основные теории происхождения (развития) языковой способности.

4. Имитативная теория происхождения языковой способности. Аргументы «за» и «против».

5. Теория «врожденных идей» (врожденной языковой способности). Плюсы и минусы.

6. Деятельностная теория становления языковой способности; связь когнитивного и речевого опыта в развитии речи ребенка. Понятие предметного эталона. Специфика предметных эталонов, связанных с усвоением лексических и грамматических значений.

7. Ребенок как языковая личность. Факторы, опреде-ляющие индивидуальные черты речевого развития ребенка. Критерии креативности языковой личности.

8. Основные ментальные доминанты детского языкового сознания. Антропоморфизм и прагматизм (предметно-операциональное мышление) как черты языкового сознания ребенка.

9. Рефлексивная доминанта языкового сознания ребенка. Понятие мотивационной рефлексии. Ее основные функции в детской речи. Мотивационные инновации детской речи.

10. Доминанта личностного и ситуативного смысла как черты языкового сознания ребенка.

11. Почему психолог М.М.Кольцова назвала маленького ребенка «существом невербальным» по преимуществу?

Дополнительная литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Развитие речи и мышления. – М., 1983.

2. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов на Дону, 1998.

3. Лущихина И.М. Речь, язык, языковое сознание // Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М., 2001. – 584 с. – С.134-137.

4. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн.: кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2002.

5. Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972.

6. Шахнарович А.М. Проблема формирования языковой способности. // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. – М., 1991. – С.185-202.

Тема 3. История изучения детской речи в России и за рубежом

План

1. Изучение речевого онтогенеза в психологии речи и психолингвистике. Краткие исторические сведения.

2. Основные концепции усвоения языка.

3. Теория врожденных знаний (Н.Хомский, Д.Макнил, Д.Слобин). Исследовательский аппарат трансформационной генеративной грамматики, его использование для объяснения закономерностей речевого онтогенеза. Роль усвоения грамматических правил в овладении языком (по Н.Хомскому).

4. Когнитивная теория усвоения языка (М.Брауэрман, М.Гринфилд, Е.Кларк). Гипотеза «семиотического развития» ребенка как основа когнитивного подхода к трактовке речевого онтогенеза. Исследование сенсомоторного интеллекта, определение характера его влияния на развитие речи ребенка. Анализ когнитивных факторов, способствующих усвоению языка.

5. Социально-прагматическое направление в изучении предпосылок усвоения языка (Дж.Брунер, М.Холлидей, Дж. Грин и др.). Опережающая интерпретация взрослого как ведущий фактор развития языка. Исследование прагматики дословной коммуникации: закономерности взаимодействия матери и ребенка. Стадии развития языка («действие – жест – слово»).

6. Исследования детской речи в отечественной психологии и психолингвистике (А.А.Леонтьев, И.Н.Горелов, Е.И.Исенина, М.М.Кольцова, Е.С.Кубрякова, М.И.Лисина, Т.Н.Ушакова, С.Н.Цейтлин, А.М.Шахнарович, Д.Б.Эльконин). Концепция Л.С.Выготского о развитии речи как специфической деятельности, опосредованной языковыми знаками. Знаковая регуляция человеческого поведения (А.Р.Лурия). Проблема генезиса речевой деятельности.

7. Значение слова как центральная категория онтогенеза речи и мышления. Проблема формирования значений и их репрезентация в языковых формах.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Особенности когнитивного подхода к изучению детской речи. Понятие о предметных эталонах как основе усвоения лексической и грамматической семантики языковых знаков.

2. История изучения речи ребенка в России и за рубежом. Дневниковые «штудии» XIX века. К.и .В.Штерны. И.А.Бодуэн де Куртене и его роль в изучении речи ребенка. Деятельность К.И.Чуковского.

3. А.Н.Гвоздев и его роль в развитии онтолингвистки.

4. Конструктивисткая концепция Ж.Пиаже. Основные черты современного конструктивизма.

5. Идеи Н.Хомского о языковой способности как врожденной когнитивной способности человека. «Универсальная грамматика» и ее место в биопрограмме человека. Теория параметризации, возникающей под воздействием окружающей среды. Современные варианты концепции Н.Хомского.

6. Работы Л.С.Выготского и А.Р.Лурия и их воздействие на современную онтолингвистику.

Практическая часть

1. Представить в виде схемы ключевые этапы становления онтолингвистики.

2. Дать характеристику основных концепций усвоения языка.

3. Дать характеристику периодов речевого развития ребенка.

Дополнительная литература

1. Богин, Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека / Г.И. Богин. – Калинин, 1975.

2. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие /Составление К.Ф.Седова. – М., 2004.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1996.

4. Зорина, З.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами / З.А. Зорина, А.А. Смирнова. – М., 2006.

5. Исенина, Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (Дословесный период) / Е.И. Исенина. – Иваново, 1983.

6. Ковшиков В.К., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Учебник для педагогических и гуманитарных вузов / В.П. Глухов. — М.: Изд-во АСТ, М., 2007

7. Лепская, Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. – М., 1997.

8. Уфимцева, Н.В. Врожденные структуры: за и против /Н.В. Уфимцева // Биологические и кибернетические аспекты речевой деятельности. – М., 1983.

9. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /С.Н. Цейтлин. – М., 2000.

Тема 4. Основные методы изучения детской речи

План

1. Основные методы изучения детской речи.

2. Натуральные («естественные») методы – дневниковые записи, магнитофонные и видеозаписи речевого поведения детей.

3. Разновидности психолингвистических экспериментов, направленных на изучение перцептивной и продуктивной речи ребенка.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Основные методы изучения детской речи: натуральные («естественные») методы и разновидности психолингвистических экспериментов.

2. Экспериментальные методы, их достоинства и недостатки.

3. Современные способы компьютерной обработки и анализа данных детской речи. Программа CHILDES.

4. Способы определения уровня развития языковой способности. MLU как один из наиболее распространенный способ определения степени развития языковой способности в практике современных западных исследователей. Достоинства и недостатки метода MLU. Возможности применения метода MLU для изучении языковой компетенции русского ребенка.

5. Метод родительских опросников как один из реальных способов оценки языкового развития ребенка. Анализ существующих в настоящее время родительских опросников и опыта их использования в Институте раннего вмешательства.

6. Мак-Артуровский опросник и проблемы его адапатации к русскому материалу.

Дополнительная литература

1. Ковшиков В.К., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Учебник для педагогических и гуманитарных вузов / В.П. Глухов. — М.: Изд-во АСТ, М., 2007.

2. Методы изучения и преодолевания речевых расстройств. СПб.

3. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990.

4. Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975.

5. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /С.Н. Цейтлин. – М., 2000.

6. Методы исследования в возрастной психологии // Немов Р.С. Психология. М., 1998.

7. Методы исследования в методике развития речи // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 2000.

8. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. – М., 2005

Тема 5. Основные этапы формирования речевой деятельности в онтогенезе

План

1. Психолингвистические закономерности усвоения языка в онтогенетическом развитии ребенка.

2. Критические периоды освоения речевой деятельности ребенком.

3. Общая периодизация речевого развития.

4. Различный подход к периодизации развития речи детей.

5. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте.

6. Характеристика этапов становления речи детей: подготовительный, преддошкольный, дошкольный, школьный (А.Н. Леонтьев).

6. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста (Т.Б. Филичева).

Вопросы и задания для обсуждения

1. Периодизация (основные этапы) речевого развития ребенка. Общие особенности каждого этапа.

2. Изучив и проанализировав рекомендуемую литературу, составьте таблицу (или схему) нормального развития детской речи за период от одного года до семи лет, отражающую развитие всех компонентов языка (фонетико-фонематических и лексико-грамматических).

3. Составьте схему, в которой были бы отражены этапы речевого развития ребенка в процессе онтогенеза по материалам различных исследователей (А.Н. Гвоздева, Г.Л. Розенгард-Пупко, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина). Укажите для каждого из этапов возрастные границы.

3. Сопоставьте этапы речевого развития ребенка (по А.А. Леонтьеву) с этапами психического дизонтогенеза (по В.В. Ковалеву).

Дополнительная литература

1. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие /Составление К.Ф.Седова. – М., 2004.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб, 2007.

3. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник /Отв.ред.Л.И.Белякова. – М., 2005.

4. Психолингвистика: Учебник для вузов /Под ред.Т.Н.Ушаковой. – М., 2006.

5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.

6. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.

7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000.

8. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика. — М., 1999.

9. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.:Академия, 2007. — 144 с.

Тема 6. Нейропсихологические механизмы формирования речи

План

1. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы речи.

2. Строение и закономерности функционирования нервной системы человека, центральная и периферическая нервная система.

3. Мозг и его интегративная деятельность. Структуры коры головного мозга, обеспечивающие речевой праксис.

4. Первичные, вторичные и третичные зоны коры больших полушарий головного мозга, функциональная специфичность левого и правого полушарий.

5. Структурно-функциональная модель мозга (А.Р.Лурия).

6. Психологические механизмы речи.

7. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания («прием» и «выдача» сообщения).

8. Основной операциональный механизм речи: составление слов из элементов, составление фраз из слов (Н.И.Жинкин).

9. Общефункциональный механизм речи, обеспечивающий работу ее операционального звена: осмысление языкового материала, удержание в памяти, «упреждающий синтез» (опережающее отражение).

10. Механизмы фонационного (внешнего) оформления речи.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Составить схему структурно-функциональной модели мозга.

2. Раскрыть психологические механизмы речи.

Дополнительная литература

1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1984. — № 5.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е. Л. Заикание. — М., 1998.

3. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика / Под ред. A.M. Шахнаровича. — М., 1984.

4. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.

5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.

6. Касевич В.Б. Онтолингвистика: типология и языковые правила//Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1998. — Т. 1.

Тема 7. Довербальный этап развития детской речи

План

1. Врожденные предпосылки речи: крик и плач новорожденного, их связь с субъективным состоянием ребенка.

2. Первая стадия рефлекторного крика и рефлекторных звуков.

3. Вариативность младенческих криков, их фонетическая неупорядоченность, эмоциональное обогащение, связь с этапами развития «речевой» артикуляционной моторики.

4. Типология детского крика, его спектрографическое изображение.

5. Первичные детские вокализации: гуление и лепет; их биологическая детерминация, непостоянство первичных вокализаций.

6. Период гуления, его основные характеристики, зависимость от условий (обстановки) общения.

7. Детский лепет, его фонетическое богатство и разнообразие.

8. Период позднего мелодического лепета. Усложнение мотивационной сферы ребенка, понимание эмоциональных мелодических значений.

9. Появление псевдосинтагмы, ее связь с метоязыковыми знаками (жестами, мимикой, вокализациями).

Вопросы и задания для обсуждения

1. Довербальные стадии развития детской речи (гуление, лепет) и их функции в становлении языковой способности ребенка.

2. Основные характеристики дословесного (доречевого) этапа коммуникативной деятельности ребенка. Предречевые вокализации ребенка (гуление и лепет). Основные фонетические характеристики лепета. Развитие и изменение лепетных структур.

3. Появление коммуникативных намерений и развитие средств их выражения.

4. Протознаки (жесты, мимика, вокализации) и их функции на начальных стадиях коммуникации.

5. Особенности восприятия ребенком речи взрослого в дословесный период.

6. Роль матери в коммуникативном развитии ребенка. Мать как субъект обучения ребенка родному языку.

7. «Baby-talk» и основные характеристики данного «субъязыка».

8. Составить схему «Спектрографическая картина детского крика».

9. Дать характеристику первичных детских вокализаций.

Дополнительная литература

1. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

2. Исенина Е.И. Дословный период развития речи у детей. — Саратов, 1986.

3. Исенина Е.И. Коммуникативная значимость вокализации в дословном периоде развития речи у детей // Структура языкового сознания. — М., 1990.

4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.

5. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). — М., 1997.

6. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. — М., 1981.

Тема 8. Симптомы риска речевых нарушений на стадиях довербального и раннего вербального развития ребенка

План

1. Первая стадия рефлекторного крика и рефлекторных звуков. Симптомы риска речевых нарушений на первой стадии.

2. Качественное изменение крика, появление гуления и смеха на второй стадии. Симптомы риска речевых нарушений на второй стадии.

3. Третья стадия, появление лепета, явления эхолалии и аутоэхолалии, развитие кинестезий, формирование механизма слогообразования.

4. Стадия канонической вокализации, выделение лепета в самостоятельную деятельность.

5. Пятая стадия — синзитивный период для развития речи. Симптомы риска речевых нарушений на третьей, четвертой и пятой стадиях довербального и раннего вербального развития ребенка.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map