Методическое пособие для студ



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра стоматологии детского возраста

«ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА: ГИГИЕНИСТ»:

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Иркутск

ИГМУ

2013

УДК 616.314-083 (075.8)

ББК 56.6. 6 я 73

П 55

Рекомендовано методическим советом стоматологического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве методических рекомендаций для студентов, обучающихся по специальности «060201 – стоматология» по производственной практике «Помощник врача стоматолога: гигиенист»

(протокол № 8 от 26 апреля 2013 г.)

Составители:

Т. К. Шкавро – канд. мед. наук, заведующий кафедрой стоматологии детского возраста ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России,

О. Н. Тараканова – ассистент кафедры стоматологии детского возраста ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.

Рецензенты:

Н. Д. Сергееваканд. мед. наук, ассистент кафедры Стоматологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России,

И. Л. Кузнецоваканд. мед. наук, зам. главного врача МБУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника» г. Иркутска.

П 55 «Помощник врача стоматолога: гигиенист»: Производственная практика методические рекомендации для студентов / сост. : Т. К. Шкавро, О. Н. Тараканова ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, кафедра стоматологии детского возраста. – Иркутск : ИГМУ, 2013. – 20 с.

Представленные методические рекомендации позволяют студенту получить подробную информацию об организации, проведении и защите производственной практики «Помощник врача стоматолога: гигиенист». В рекомендациях представлен перечень необходимых мероприятий в периоды подготовки и проведения практики, отражена отчетная документация с предъявляемыми требованиями к ее заполнению. Предложены темы учебно-исследовательской, санитарно-просветительской и профориентационной работы студента.

Предназначены для студентов III курса (VI семестр), обучающихся по специальности 060201 – Стоматология при прохождении производственной практики «Помощник врача стоматолога: гигиенист».

УДК 616.314-083 (075.8)

ББК 56.6. 6 я 73

© Шкавро Т. К., Тараканова О. Н., 2013

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2013

Производственная практика студентов, специальности «060201 – стоматология», «Помощник врача стоматолога: гигиенист» проходит по окончанию VI семестра и составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Информация методических рекомендаций знакомит студента с принципами и правилами организации производственной практики «Помощник врача стоматолога: гигиенист», позволяет более организованно и грамотно, в соответствие с едиными требованиями к оформлению документации, пройти и защитить практику, а также оказывает помощь в освоении профессии врача стоматолога.

Целью производственной практики «Помощник врача стоматолога: гигиенист» является профессионально-практическая подготовка обучающихся, ориентированная на углубление теоретической подготовки и закрепление у студентов практических умений и компетенций по разделу профилактики стоматологических заболеваний.

Задачей производственной практики «Помощник врача стоматолога: гигиенист» является освоение студентами стоматологического факультета профессиональных компетенций работы врача стоматолога гигиениста, а в частности:

— методов профилактики стоматологических заболеваний у детей и подростков, а также предупреждения осложнений в клинике стоматологии детского возраста;

— методов диагностики при обследовании больных детей и подростков с различными стоматологическими заболеваниями, повреждениями, дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области;

— делопроизводства в детской стоматологической поликлинике;

— организации работы с медикаментозными средствами и соблюдений правил их хранения в детской стоматологической поликлинике;

— навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, детьми и подростками и их родственниками.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология (квалификация (степень) «специалист»), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 16 в результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные:

способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7).

В результате освоения данных компетенций студент должен знать работу среднего медицинского персонала и выполнение манипуляций и процедур среднего медицинского персонала.

профилактическая деятельность:

способность и готовность использовать методы оценки факторов среды в развитии болезней, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических заболеваний, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам (ПК-12).

В результате освоения данной компетенции студент должен знать работу врача стоматолога гигиениста в условиях поликлинического приема, и, соответственно, уметь оказать профилактическую помощь населению в условиях поликлиники.

способность и готовность проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения (ПК-13).

В результате освоения данной компетенции студент должен знать работу врача стоматолога гигиениста в условиях поликлинического приема, и, соответственно, уметь оказать профилактическую помощь населению в условиях поликлиники.

способность и готовность формировать группы риска по развитию стоматологических заболеваний с целью их профилактики (ПК-15).

В результате освоения данной компетенции студент должен знать работу врача стоматолога гигиениста в условиях поликлинического приема, и, соответственно, уметь оказать профилактическую помощь населению в условиях поликлиники.

способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-17).

В результате освоения данной компетенции студент должен знать работу основные аспекты сохранения и поддержания стоматологического и общего здоровья населения, и, соответственно, уметь мотивировать пациентов к поддержанию стоматологического и общего здоровья.

диагностическая деятельность:

способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта (ПК-19).

В результате освоения данной компетенций студент должен знать работу врача стоматолога в медицинских организациях стоматологического профиля, в частности работу врача стоматолога гигиениста в условиях поликлинического приема, и, соответственно, уметь регистрировать стоматологический статус и правильно оформить медицинскую документацию.

психолого-педагогическая деятельность:

способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).

В результате освоения данной компетенций студент должен знать работу врача стоматолога в медицинских организациях стоматологического профиля, в частности работу врача стоматолога гигиениста в условиях поликлинического приема.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАТИКИ ПОМОЩНИК ВРАЧА СТОМАТОЛОГА: ГИГИЕНИСТ»

В период ПОДГОТОВКИ к производственной практике студент должен:

пройти медицинский осмотр и получить медицинскую книжку ( отметку в мед. книжке);

ознакомиться с инструкцией по охранен труда для студентов на период прохождения практики, с отметкой в журнале регистрации инструктажа (ответственный – руководитель производственной практики);

для студентов, желающих пройти производственную практику по месту проживания необходимо предоставить гарантийное письмо от лечебного учреждения, имеющего лицензию на оказание данного вида лечебной помощи, в отдел практики в указанные сроки. После составления приказа распределения студентов на практику получить направление в лечебное учреждение в отделе практики ИГМУ (биологический корпус, 2 этаж, кааб 221);

для студентов, желающих пройти производственную практику в г. Иркутске после составления приказа распределения студентов на практику получить направление в лечебное учреждение у руководителя данной производственной практикой на кафедре стоматологии детского возраста;

у руководителя практики получить электронный вариант дневника практики, выбрать тему учебно-исследовательской работы, ознакомиться со сроками защиты производственной практики, балльно-рейтинговой оценкой производственной практики, тестовыми заданиями и вопросами при собеседовании;

производственное собрание проводится руководителем практики не позднее 14 дней до начала практики. Электронный адрес кафедры стоматологии детского возраста [email protected].

В период ПРОВЕДЕНИЯ производственной практики студент работает под руководством и наблюдением руководителя – врача стоматолога детского на базе практики и обязан:

Выполнять правила внутреннего распорядка поликлиники, работать ежедневно 6 часов, иметь соответствующий внешний вид (быть в халате, шапочке, сменной обуви, без длинных и окрашенных ногтей и т. д.).

Учитывать во время приема больного ребенка или подростка его психику в зависимости от возраста, а также соблюдать этику врача и ориентироваться в правильном поведении с родителями детей.

Познакомиться в первый же день практики с расписанием работы основных кабинетов, с формами учета и отчетности, получить инструкции от врача по технической эксплуатации оборудования и оснащения кабинета.

Ознакомиться с санитарным состоянием поликлиники, ее хозяйством (водоснабжение, отопление, порядком снабжения медикаментами, оборудованием и т. п.), работой регистратуры, порядком приема, постановки на диспансерный учет и санации больных (заполнение паспортной части истории болезни, заполнение талонов посещения, выписка направлений к специалистам на консультации и дополнительные исследования), внутренним распорядком поликлиники (организация труда медицинского персонала и санитарно-просветительной работы и т. п.).

Согласовывать с врачом-руководителем практики намеченный план профилактических мероприятий и самостоятельно осуществлять его под контролем врача.

Закрепить знания по особенностям профилактики основных стоматологических заболеваний (обучению стандартному методу чистки зубов, реминерализирующей терапии, удалению зубных отложений и т. п.)

Принимать ежедневно под наблюдением врача-руководителя 4–6 детей / подростков. Участвовать в санитарно-просветительной работе, научно-практических конференциях поликлиники.

Заполнять ежедневно дневник по установленной форме (в рукописном виде), где отражается вся работа, проделанная студентом самостоятельно. На каждое посещение больного (первичное или повторное) заполняются графы с жалобами, анамнезом, данные объективного и вспомогательных методов обследования, проводимые профилактические мероприятия, отраженные в условных единицах трудоемкости работы (УЕТ), утвержденных приказом комитета здравоохранения администрации Иркутской области от 01.02.99 г. № 33, в дополнение к приказам МЗ РФ № 50 от 25.01.88 г. И МЗ СССР № 1156 от 28.10.87 г. (табл. 1).

По окончании практики составляется итог приобретенных мануальных навыков, общий подсчет условных единиц трудоемкости, проведенной научно-исследовательской и санитарно-просветительной работы.

Таблица 1

Условные единицы учета трудоёмкости работы врача стоматолога детского на профилактическом приеме

II. Детский приём

А. общие виды работ

II А. 1 Консультация

0,5

II А. 2 Совет

0,5

II А. 6 Психоподготовка ребенка к стоматологическому вмешательству

0,5

Г. на профилактическом приеме

II Г. 1 Первичный осмотр полости рта:

а) оформление документации

1,0

б) подсчет гигиеничсеских индексов, оформление документации

1,5

II Г. 2 Составление плана профилактики для одного ребенка с регистрацией его в карте

0,5

II Г. 3 Проведение профессиональной гигиены зубов

3,0

II Г. 4 Применение реминерализующих препаратов (под контролем окрашивания):

а) первичный прием

1,5

б) промежуточный прием

0,5

в) заключительный прием

1,5

II Г. 5 Покрытие фторлаком зубов (1 зуба)

0,2

II Г. 6 Сеанс аппликации фторцементом в 1 зубе

0,5

II Г. 7 Сошлифовывание бугров временных зубов

0,5

II Г. 8 Сепарация временных зубов

0,5

II Г. 9 Закрытие фиссур герметиками в 1 зубе

1,0

II Г. 10 Удаление мягкого налета со всех зубов

1,0

II Г. 11 Беседа о гигиене полости рта

0,5

II Г. 12 Обучение гигиеническим навыкам (1 сеанс)

0,5

II Г. 13 Определение гигиенических индексов

0,5

За одну УЕТ принят объем работы врача стоматолога, необходимый для наложения пломбы при среднем кариесе. Объем работы врача стоматолога детского в рабочий день: при 5-ти дневной рабочей неделе – 25 УЕТ, при 6-ти дневной рабочей неделе – 21 УЕТ

Перечень практических навыков, освоенных студентом за время прохождения

практики «Помощник врача-стоматолога: гигиенист»:

Внешний осмотр лица. Определение симметричности, пропорциональности. Сравнительная пальпация лимфатических узлов.

Осмотр полости рта. Определение глубины преддверия полости рта, прикрепления уздечек губ и языка. Запись зубной формулы.

Определение индекса интенсивности кариеса зубов (КПУ, кп, КПУ+кп).

Определение индекса гигиены полости рта (метод Федорова–Володкиной, Федорова–Володкиной в модификации Г. Н. Пахомова).

Определение индекса гигиены полости рта (метод Силнес–Лоу, Грин–Вермилиона, РНР).

Определение парадонтологических индексов (РМА, CPITN).

Определение парадонтологических индексов (КПИ, ПИ).

Обучение стандартному методу чистки зубов и иным методикам на тренажере.

Проведение контролируемой чистки зубов в кабинете профилактики.

Удаление зубных отложений ручными инструментами.

Удаление зубных отложений щеточкой и пастой с помощью бормашины.

Удаление зубных отложений ультразвуковым скейлером.

Удаление зубных отложений аппаратом типа Air–Flow.

Покрытие зубов реминерализирующими средствами (фторлаком, фторгелем, кальцийсодержащими средствами, эмаль герметизирующим ликвидом и проч.).

Аппликации / ванночки с реминерализирующими растворами.

Герметизация фиссур.

Рекомендации по ведению дневника

Дневник заполняется ежедневно в рукописном виде (таблица 2), отражает содержание и объем работы студента. В конце записи каждого дня должна быть подпись врача-руководителя. Дневник и цифровой итог, выполненных манипуляций (таблица 3) проверяется и подписывается заведующим отделением, врачом-руководителем.

В последний день практики врач-руководитель оценивает работу студента на практике, его отношение к больным, какие методы диагностики и лечения освоены студентом, взаимоотношения с персоналом, его мануальные навыки, прилежность, отмечаются недостатки, и пишется характеристика. Отчет и характеристика заверяются печатью поликлиники.

Таблица 2

Рекомендации по ведению дневника

п/п

Дата

Ф.И.О.

Возраст

Жалобы и анамнез заболевания

Данные объективных и вспомогательных методов обследования

Диагноз

Лечение

УЕТ

1.

Д.Е.Ч.

7 лет

Профилактический осмотр.

На вестибулярной поверхности нижних фронтальных зубов имеются неминерализованные зубные отложения.

К

П

6 V IV III II 1

1 II III IV V 6

6 V IV III II 1

1 II III IV V 6

П

П

КПУ + кп = 4

ИГ = 2,8 (неудовлетворительный)

I степень активности кариеса зубов.

Определение индекса гигиены полости рта по методу Федорова–Володкиной в модификации Г. Н. Пахомова. Проведена чистка зубов щеточкой и пастой Dethartrine, обучение стандартному методу чистки зубов. Ребенок направлен на санацию полости рта к врачу стоматологу детскому.

Назначен на повторный прием с целью определения индекса гигиены и проведения контролируемой чистки зубов.

2.

Д.О.Г.

11 лет

Жалоб нет.

На жевательной поверхности зубов 36, 46 имеются фотополимерные пломбы. Визуально плотный налет желтого цвета определяется на язычной поверхности нижних фронтальных зубов в пришеечной области.

6 5 4 3 2 1

1 2 3 4 5 6

7 6 5 4 3 2 1

1 2 3 4 5 6 7

П

П

КПУ = 2,0

ИГ = 1,5 (удовлетворительный)

I степень активности кариеса зубов.

Проведена чистка зубов с применением ультразвукового скейлера, обучение стандартному методу чистки зубов. Контрольный осмотр врачом стоматологом детским через 6 месяцев.

3.

М.Е.Н



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map