Методическое пособие Обучай-ка для детей младшего дошкольного возраста с 4 до 5 лет с О



Методическое пособие «Обучай-ка» построено на основе полного взаимодействия и преемственности специалистов и воспитателей дошкольного учреждения.

Составлено с опорой на типовую программу М.А. Васильевой и учебный план дошкольного учреждения, учитывает рекомендации данные в системе, разработанной Н.В. Нищевой, Т. Датешидзе и соответствует федеральным государственным требованиям.

В данном пособии «Обучай – ка» представлены дидактические материалы на развитие физиологического и речевого дыхания, игры и упражнения для активизации речевой деятельности, артикуляционной моторики и общих психических процессов.

При подходе к отбору материалов для комплексного коррекционного обучения учитывался тот факт, что для ребенка младшего дошкольного возраста ведущим способом усвоения общественного опыта является игра.

Играя с ребенком, взрослый должен занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, менять стратегию в зависимости от уровня развития ребенка. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление, что станет залогом дальнейшего успешного обучения ребенка.

Использование в пособии художественного материала, а также игр, направленных на развитие мелкой и общей моторики, предложенные, в стихотворной форме помогут обогатить речь малышей, сделать ее образной.

Формирование навыков артикуляционной моторики в пособии выстраивается вокруг звука, который отрабатывает учитель – логопед, но не связан с лексической темой. Тренировка органов артикуляции осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат, а значит, процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее и быстрее.

Пособие «Обучай – ка» предполагает совместную работу учителя – логопеда, воспитателя и родителей, в которой ведущим является специалист, а воспитатель и родители является его помощниками, и закрепляют результаты достигнутого. Игры и упражнения, рекомендуемые учителем – логопедом проводятся во второй половине дня, используются на занятиях в качестве динамических пауз, на прогулке и во всех режимных моментах. Такая работа позволяет усилить коррекционное воздействие и осуществлять взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса.

В обучающем пособии предложены следующие материалы:

1. Перечень лексических тем.

2. Методический комплект, включающий в себя:

— упражнения для развития дыхания;

— материал для активизации речевой деятельности (обогащение словаря, отработка грамматического строя речи и предложно – падежных конструкций, развитие связной речи и понимание слов с семантическим значением);

— игры для развития общих психических процессов (общая, мелкая моторика, зрительное и слуховое восприятие, конструктивный и графический праксиса);

— перечень художественной литературой.

3. Комплекс артикуляционной гимнастики.

4. Приложение: рисунки по каждой лексической теме (смотри Н.В. Нищева Тетрадь для средней логопедической группы детского сада №1,2).

Практическая ценность заключается в том, что представленные методические материалы соответствует мотивации обучения и практическому достижению коррекционно-образовательных задач.

Методическое пособие не требует дополнительной информации, в нем сосредоточен материал в полном объеме на весь период младшего дошкольного возраста.

Эффективность заключается в обеспечении экономии во времени подачи учебного материала, повышает качество обучения и результативность.

Перспективу своей работы мы видим в том, что использование в педагогической практике данной разработки приведет к получению положительных результатов обучения.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Месяц

Темы

СЕНТЯБРЬ

1-2 недели: Обследование детей.

4 неделя: «Игрушки».

ОКТЯБРЬ

1неделя: «Осень. Деревья».

2 неделя: Огород. Овощи

3 неделя: «Сад. Фрукты».

4 неделя: « Лес. Грибы и лесные ягоды».

5 неделя: «Дикие животные осенью».

НОЯБРЬ

1 неделя: Каникулы

2 неделя: «Одежда».

3 неделя: «Обувь».

4 неделя: «Квартира. Мебель».

ДЕКАБРЬ

1неделя: «Кухня. Посуда».

2 неделя: «Зима».

3 неделя: «Зимующие птицы».

4 неделя: «Новогодний праздник».

ЯНВАРЬ

1 неделя: Каникулы.

2 неделя: «Как зимуют домашние животные».

3 неделя: «Дикие животные зимой».

4 неделя: «Домашние птицы».

ФЕВРАЛЬ

1 неделя: «Профессии. Продавец».

2 неделя: «Папин праздник».

3 неделя: «Транспорт».

4 неделя: «Профессии на транспорте».

МАРТ

1неделя: «Моя семья».

2 неделя: «Мамин праздник».

3 неделя: «Наш город. Моя улица».

4 неделя: Каникулы.

АПРЕЛЬ

1 неделя: «Весна».

2 неделя: «Перелетные птицы».

3 неделя: « Первые весенние цветы».

4 неделя: « Дикие животные весной».

МАЙ

1 неделя: «Аквариумные рыбки».

2 неделя: «Правила дорожного движения».

3неделя: «Лето. Цветы на лугу. Насекомые».

4 неделя: Обследование детей.

Комплекс дидактических игр и упражнений
для речевого и психического развития детей
младшего дошкольного возраста

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей-логопедов

и воспитателей, родителей

Тема: «Игрушки».

РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГО ВЫДОХА

Игра «Пароходы». На высоком столе – таз с водой. Дети встают вокруг стола, опускают в воду бумажные кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде воспитателя дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на парус своего кораблика. Воспитатель следит, чтобы дети не поднимали плечи, дули, держа губы трубочкой, не раздувая щек. Делаем 3-5 вдохов и выдохов. Победит тот, кто перегонит кораблик к противоположному краю таза. Или пластиковые пузырьки из- под витаминов. Приложить пузырьки к нижней губе. Губы сложены «трубочкой».

«Кто как кричит?» (звукоподражание).

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Помогите ребенку произнести названия пяти игрушек, которые у него есть. Пусть ребенок сначала показывает их по вашей просьбе, а потом не только показывает, но и называет. Объясните, что все это игрушки. Помогите ему рассказать, как можно играть с каждой из них: «Это грузовик. Его можно катать, в нем можно возить песок, камни, другие игрушки. Это мяч. Его можно бросать, катать, им можно играть в футбол» и т.п. Обыгрывайте свои объяснения, используя те игрушки, о которых рассказываете: покатайте грузовик, побросайте мяч.

Ребенок должен усвоить следующий словарь и активно его употреблять в речи

Предметный. Игрушка, мяч, машина, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо

Глагольный. Играть, катать, строить, купать, кормить, бросать, ловить,

Качественный. Новый, большой, маленький, круглый, красный, синий, зеленый, красивый (ая),

Понимание грамматических категорий и предложных конструкций

Образование формы имен существительных во множественном числе (ботинок – ботинки, туфля- туфли и т.д.)

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

Образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Образование родительного падежа существительных во множественном числе.(Игра «Чего не стало?»)

Употребление простых предлогов В, НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО.

Связная речь

Составление предложений из трех слов по сюжетным картинкам.

Обучение составлению рассказа – описания по образцу.

Понимание семантических значений

Обобщающее понятие «игрушки».

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

«Лошадка», «Лопаточка», «Лягушечка», «Хоботок»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Куклы Катины сидят: кулачками)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Мы игрушки сосчитать. кулачками.)

«Разрезные картинки» — собрать картинки игрушки из 4-6 частей (мишка, машина).

« Что это?» — определить игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

«Что спряталось в комочке»- разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

«Это машина» — выкладывание машины из готовых геометрических фигур.

« Рисуем мячи» — безотрывное рисование от точки путем наращивания по окружности.

«Чудесный мешочек»

Развитие общей моторики

«Лошадка» (развитие творческого воображения)

Я люблю свою лошадку, (Поглаживание ладонью по голове воображаемой

Причешу ей шерстку гладко. лошадки, потом по спинке, по хвостику.)

Гребешком приглажу хвостик (Бег по кругу с высоким подниманием колена,

И верхом поеду в гости. руки держат воображаемые поводья.)

«Мячик»

Раз, два, прыгай, мячик. (Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу)

Раз, два, и мы поскачем. (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе).

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Развитие зрительного восприятия

Упражнение «Один и два».

Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными – названиями игрушек.

Воспитатель помещает на наборное полотно парные картинки: один кубик и два кубика, один мячик и два мячика, одна кукла и две куклы, одно ведерко и два ведерка и т.п. Дети рассматривают картинки и по очереди называют их. Воспитатель отдает картинки тем детям, которые ответили правильно.

«Что изменилось?», «Что прибавилось?»

Развитие слухового восприятия

«Что лишнее?» (игрушки и одежда),

Развитие графического праксиса

«Мяч» — обвести по точкам и раскрасить.

«Кукла», «Ракета» — обвести по точкам и раскрасить.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

А. Барто «Игрушки»

Тема: «Осень. Деревья. Дикие животные осенью».

Упражнения на развитие просодической стороны речи.

«Осенние листочки».

Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление знания основных цветов, названий деревьев.

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Рассматриваем их, называем, определяем цвет. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повторяем 3-5 раз).

Статическое упражнение. Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у». (Тихо). Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо).

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и».

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребенок должен усвоить следующий словарь и активно его употреблять в речи.

Предметный: время года, осень, дождь, тучи, ветер, деревья, листья, листопад, лес, птицы, животные, небо, солнце, люди, одежда, зонт.

Глагольный: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, хмурится, улетают, одеваются, готовятся, желтеют, моросит.

Качественный: грустная, золотая, хмурая, дождливая, голые, прекрасная, перелетные, зимующие.

Грамматический строй речи

Образование существительных множественного числа от единственного числа. (Лист – листья, гриб – грибы, ягода – ягоды).

Образование уменьшительно – ласкательных формы существительных (гриб – грибок, лист – листик, листок, дождь – дождик).

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. (Падает – падают, шелестит – шелестят, летит – летят).

Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. (Мой листик, моя шапочка, мои грибы, мое солнышко).

Связная речь

Формирование простого распространенного предложения (Дети надевают куртки, шапку, шарф.)

Игровые упражнения

Игра с мячом «Лето или осень?»

Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двухсложных слов.

Воспитатель и дети стоят кружком.

Воспитатель говорит:

-Если листики желтеют – это…

И бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: — Осень. (- Если птицы улетают – это…и т.п.).

Развитие психических процессов

Формирование мелкой моторики:

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья»

Раз,два,три,четыре,пять,

Загибают пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать.

Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Маме осенний букет отнесем.

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

Ветер северный подул:

«С-с-с», все листочки

С липы сдул….

Пошевелить пальцами и подуть на них

Полетели закружились

И на землю опустились.

Ладони плавно положить на стол.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map