Методическое сопровождение образовательного процесса в свете введения ФГОС в дошкольное



Методическое сопровождение образовательного процесса в свете введения ФГОС в дошкольное образование

[СЛАЙД 1]

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в преддверии нового учебного года полными сил и новых идей.

[СЛАЙД 2]Наша жизнь в этом 2013 году серьезно начала меняться.

Об изменениях в законодательстве РФ, касающихся деятельности ДОУ

07.05.2012 вышел Указ Президента, целью которого явилось создание целевой доступности и качества ДО.

[СЛАЙД 3]1 сентября 2013 вступает в силу новый закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273.

Новый закон  разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Одной из целей нового закона — предоставить каждому максимально доступные условия для того, чтобы получить дошкольное образование.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование,

обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования

и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования)

Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. Под системой образования подразумевается «совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования» [1].

Итак, мы с вами остановимся на Основных положениях Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»:

[СЛАЙД 4] Образование останется бесплатным. Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

ст.5п.3 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации «…В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования…»

[СЛАЙД 5] Произошло разделение полномочий в сфере ДО. Ответственность за ДО ложится на муниципалитет, а финансовое на субъект; организационные формы ДО будут прописаны в типовом положении, которое обновится в конце 2013г.

Ст.8 п.3 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования «… обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)…»

Следующие изменения в Законе:

В Законе закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

Подразумевается, что в перспективе дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей для поступления в школу.

Впервые на федеральном уровне закрепляются положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Оплата труда педагогов не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе.

Новый закон способствует повышению статуса педагога, детально прописывает меры их социальной поддержки.

Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией. Остается педагогическая и психологическая диагностика.

В детских садах теперь разграничивается обучение и «присмотр и уход». В перспективе родительская плата будет включать в себя только присмотр и уход, не включаются расходы на реализацию образовательной программы, на содержание недвижимости, коммунальные услуги. Родительская плата составит 25% от всей сметы расходов на родительскую плату против 20% существующих на сегодняшний день. То есть рост её в ближайшее время будет незначительным.

Кроме того, родителям по-прежнему будет выплачиваться компенсация в размере не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Плату будет устанавливать учредитель, которому дано право изменять ее размер и не взимать плату с отдельных категорий родителей. Родительская плата по-прежнему не будет взыматься за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией.

В связи с включением дошкольного образования в единую систему, оно впервые становится полноценным уровнем общего образования. Мы вступаем в новое правовое поле, ФГТ либо до сентября этого года, либо следующего перестанут быть нормативным документом.

О поэтапном внедрении ФГОС дошкольного образования в ДОУ муниципального района Белебеевский район РБ. О методическом сопровождении образовательного процесса ДОУ в свете ФГОС дошкольного образования.

Образовательная программа будет регламентироваться Государственным Стандартом. До этого Стандарта дошкольного образования никогда не было.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения.

[СЛАЙД 6] ФГОС для всех уровней образования предполагает 3 части, 3 группы требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

К структуре, к условиям, к результатам освоения программы.

1.Требования к структуре:

1. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих положений.

2. Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ.

3. Содержание Программы должно охватывать четыре образовательные области:

4. Содержание Программы должно отражать аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

[СЛАЙД 7]

5. Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к структуре Программы).

В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.

6. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

7. Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Во втором разделе подробно расписаны требования к условиям реализации образовательной программы.

2. Требования к условиям

В структуру ФГОС включены не только требования

к психолого-педагогическим условиям,

к развивающей предметно-пространственной среде

к кадровым условиям реализации

к материально-техническим условиям реализации,

Но и Требования к финансовым условиям реализации, по сравнению с ФГТ это плюс, т.к. Стандарт как тип документа является государственной гарантией, а ФГТ это тот тип документа, к-й гарантий не дает. И то, что сейчас пропишется на этом уровне в финансовых условиях финансирование ДОУ, то финансово ДОУ страдать не будет ни в плане заработной платы, ни в плане финансового обеспечения, ни в плане строительства.

3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

В Стандарты дошкольного образования добавили третью составляющую – это требования к результатам к основной общеобразовательной программе. В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте в законе запрещено, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

[СЛАЙД 8]

Ст12 п.11 Образовательные программы «…Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ…»

В период действия ФГТ для экспертизы примерных образовательных программ так и не был создан экспертный совет. В новом Законе «об образовании» говорится, что все примерные программы будут подаваться на экспертизу. Те программы, которые пройдут экспертизу, войдут в федеральный реестр. Примерные программы в перспективе должны появиться к концу года. Введение ФГОС будет постепенным и поэтапным.

[СЛАЙД 9]Что же касается педагогов:

Вами, как и прежде будут составляться индивидуальные планы саморазвития, в которых прописано изучение нормативных документов, участие в семинарах, подготовка открытых просмотров, выступления на заседаниях методического объединения, курсовая переподготовка, взаимодействие с педагогами, членами МО. Это позволит вам планомерно повышать свою педагогическую компетентность.

Результатом введения ФГОС в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Мы должны хорошо осознать, что введение в действие ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Трудностей, конечно, будет много. Это и нехватка научно-методической литературы и отсутствие условий для соответствия определенным выдвигаемым требованиям к организации предметно-развивающей среды. Но, тем не менее, всем дошкольным учреждениям в новом учебном году необходимо провести поэтапную работу по переходу к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Желаю всем успехов в новом учебном году. Спасибо за внимание.




map