Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику начального образовательного учрежд



ПРОЕКТ

Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику

дошкольного образовательного учреждения

Тип проекта: административный

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

Методическое сопровождение введения ФГТ в ДОУ

Основания для разработки

1.Федеральные государственные образовательные стандарты

2. Идеи мотивационного управления, личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе, основы саморазвития личности, практические рекомендации по профессиональному развитию кадров Н. В. Немовой

Цель проекта

Разработка Программы перехода на ФГТ, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности

Задачи проекта

1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федеральных государственных требований и выявить профессиональные затруднения.

2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГТ.

3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГТ в ДОУ.

Структура проекта

— Содержание проблемы.

— Цели и задачи проекта.

— Концепция решения проблемы.

— Ресурсное обеспечение проекта.

— Анализ возможных рисков и способы их преодоления.

— Распределение обязанностей в команде.

— Внешние связи методической службы по реализации проекта.

— Этапы реализации.

— Ожидаемые результаты реализации проекта.

— Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

1 этап. Организационно-подготовительный.

(декабрь 2010-январь 2011)

2 этап. Внедренческий. (август 2011 года – май 2012 года)

3 этап. Обобщающий. (июнь-август 2012 года)

Назначение проекта

Проект является целеполагающим документом деятельности ДОУ №4 на 2010-2012 г.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

Профессиональная готовность педагогов ДОУ

к реализации ФГТ.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заведующая ДОУ.

Актуальность

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки  Росии от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

1. Проблема, на решение которой направлен проект:

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательным учреждениям предстоит переход на ФГТ.

ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное — внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные требования делают выбор в пользу ребенка.

Анализ помог выявить готовность педагога и образовательного учреждения к переходу на ФГТ.

В нашем детском саду работает 23 педагога. Изучив кадровый состав, мы выявили, что 48% педагогов имеет высшее образование. Стаж педагогической деятельности более 10 лет имеют 61% педагогов, 56% педагогов имеют квалификационную категорию. Абсолютное большинство своевременно проходят курсовую подготовку.

Однако:

— 4 % — среднее профессиональное образование,

— 30 % педагогов не имеют квалификационной категории;

— 26 % педагогов имеют педагогический стаж свыше 25 лет, у них сложился определенный стиль деятельности, им значительно труднее принимать новые требования, переходить на новые подходы;

В результате опроса выявились основные затруднения педагогов на этапе введения ФГТ:

— смутное представление по переходу на ФГТ;

— упрощенное понимание сущности и технологии реализации личностно-ориентированного подхода;

— ранее сложившаяся методика проведения занятий становится препятствием в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

— принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, развитие базовых способностей личности);

-отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы ДОУ, части, формируемой участниками образовательного процесса и др.

Следовательно, мы видим противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми ФГТ и недостаточной подготовленностью педагогов к внедрению ФГТ.

Отсюда вытекает проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям затрудняет переход на ФГТ.

2. Цель проекта:

Разработка Программы перехода на ФГТ, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой.

Задачи:

Проанализировать готовность педагогов к переходу на ФГТ и выявить профессиональные затруднения.

Разработать систему педагогических мероприятий.

Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГТ в ДОУ.

3. Концепция решения проблемы:

В основу проекта положены:

— Содержание Федеральных Государственных Требований;

— материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации;

— идеи теории мотивационного управления (Шалаева И.К. Поташника М.М.), деятельностного подхода в образовательном процессе, основы саморазвития личности (Т.И.Шамовой и П.И.Третьякова):

мотивированности самообразования педагогов;

повышения профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности;

рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности.

— практические рекомендации по профессиональному развитию кадров Н. В. Немовой.

Основополагающие идеи:

1. Переход на Федеральные Государственные требования потребует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Поэтому будет необходимость изучения содержания ФГТ. Потребуются изменения в нормативной базе ДОУ — корректировка образовательной программы.

2. Управленческие принципы:

— Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.

— Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

3. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):

— обучение тому, что необходимо в практике;

— обучать через деятельность;

— для того, чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

4. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе.

5. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.

Неподготовленность педагогов к переходу на ФГТ вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке.

Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, местных условий развития образования. При подготовке программы были использованы теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ.

Программа состоит из 3 разделов:

Информационная поддержка педагогов ДОУ

Поддержка формирования и развития кадрового потенциала

Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГТ

Содержание Программы поможет педагогам:

— глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования,

-овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход;

-проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГТ в ДОУ;- выбрать программы, учебно-дидактические пособия

— расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.

Основные формы, используемые в ходе реализации проекта:

— мастер-классы;

— методические объединения;

— обучающие семинары;

— семинары-практикумы.

Реализация проекта является приоритетным направлением в деятельности коллектива ДОУ №4 на переходный период в 2010-2012 году.

4. Ресурсное обеспечение проекта:

Ресурсы

Наличие

Способ получения ресурса

1. Материально-техническое обеспечение проекта

-Наличие нормативных документов ФГТ

-Отсутствие текстовых сборников ФГТ затрудняет работу методистов и педагогов по изучению документа.

2. Трудовые ресурсы

1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов — на основе которого и будет выстроена работа.

2. Привлечения специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров.

— В пределах имеющейся сметы расходов, предусмотренных на организацию курсовой подготовки проведение семинара для педагогов ДОУ;

-Обучение на бюджетной основе пройдут 4 педагога (1 старший воспитатель. 3 воспитателя). Выступление педагогов о полученных знаний в ДОУ

Возможно обучение отдельных педагогов на вебсеминарах и организация трансляции их опыта.

3.Информационные ресурсы

— Имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта.

— официальный сайт ДОУ ([email protected])

— сетевое взаимодействие с ГОУ ДПО (ПК)С, Министерством образования и науки РМЭ

Введение в стимулирующие показатели оплаты труда директора ОУ регулярности работы с сайтом, электронной почтой.

5. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

Сопротивление отдельных педагогов нововведениям

Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику

— часть педагогов формально принимают стандарты, но на деятельность это не выходит;

— часть не вникают в суть предстоящих изменений

Практическая реализация основных мероприятий, заложенных программой.

Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов

возможность предоставления методических дней педагогам ДОУ

Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения

Привлечение специалистов извне за счет образовательных учреждений

Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг

Рациональное распределение обязанностей

6. Распределение обязанностей в команде

Заведующая:

руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта;

— осуществляет оперативную связь со структурой, осуществляющей функции управления введения ФГТ на республиканском уровне (Министерство образования и науки РМЭ) и муниципальном уровне (МУОО администрации ГО «Город Волжск»))

Старший воспитатель:

— являются основными участниками реализации проекта;

выполняют функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности

-организуют работу методической работы в ДОУ: методических объединений, повышения педагогического мастерства, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др. ;

занимается информационным сопровождением проекта:

поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе;

— обеспечивает систематическую связь с электронной почтой, сайтом ДОУ

— осуществляют регистрацию педагогов в сетевых сообществах.

7. Внешние связи методической службы по реализации проекта

Министерство образования и науки РМЭ, МЦАКО

нормативно-правовая, информационная база

МУОО администрации ГО «Город Волжск»

ПГУ, ГОУ ДПО (ПК)С

Новые технологиикурсовая подготовка

Интернет-сообщества

http://www.openclass.ru/

http://deti.mostinfo.ru

festival.nic-snail.ru

nsportal.ru

Обмен опытом

ДОУ г. Волжска

информация о состоянии воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

8. Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный. (август 2010-октябрь 2010)

Содержание этапа:

1.1. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к внедрению ФГТ:

— анкетирование педагогов ДОУ;

— изучение опыта работы,

— создание банка данных по внедрению ФГТ

— определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения ФГТ дошкольного образования в практику ДОУ.

2 этап. Внедренческий. (ноябрь 2010 года – май 2011 года)

Содержание этапа:

2.1. Реализация программы внедрения ФГТ.

2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.

3 этап. Обобщающий. (июнь-август 2012 года)

Содержание этапа:

3.1. Оценка эффективности реализации Программы по всем направлениям.

3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения ФГТ в практику ДОУ.

3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГТ в ДОУ

9. Ожидаемые результаты реализации проекта:

Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий

Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГТ.

Повышен уровень сформированности мотивационно- профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработаны новые ценности, принципы взаимодействия и общения с дошкольниками.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map