Методика формирования навыка чтения у младших школьников



КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Выступление на методическом объединении

учителей начальных классов

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Подготовила:

Перова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

2008

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С первых школьных шагов ребёнка, с периода обучения грамоте принципиально важно привить любовь к чтению младшему школьнику, заинтересовать изучаемым предметом, чтобы в дальнейшем формировать прочный навык чтения.

Ребёнок, открывающий Букварь, хочет уметь читать. Но когда малыш учится сливать звуки, когда за минуты он осиливает 5-10 коротких слов, труд чтения становится настолько тяжёлым, что ни «десятка», ни похвала учителя, ни самое искреннее желание «научиться читать», «быть хорошим учеником», «знать всё» и прочие мотивы обучения не действуют более нескольких минут. Метод лобовой атаки (Читай! Читай! Читай!) здесь мало пригоден. Удовольствие от самосовершенствования чтения у школьника ещё не сложилось: ребёнок пока слушатель, а не читатель. Что же тогда может мотивировать тяжкий труд прочитывания первых сотен слов? Конечно, поощрение взрослых, учительская оценка. Но каждый учитель по собственному опыту знает, что это действительно могучий мотивационный фактор далеко не всесилен.

Мощным источником совершенствования процесса обучения чтения является игра. Отношение к игре как к чему-то несерьезному, сомнительному настолько укоренилось в сознании многих учителей, что на уроках часто можно услышать неодобрительное: «Разве ты в школу пришел чтобы играть?» А дети, горды своим положением школьников, тем не менее кладут в портфель старенького мишку и на перемене показывают кукле только что пройденные буквы. Тягу ребенка к игре нужно поощрять, используя для нужд обучения!

Но для того, чтобы учитель мог применять игры успешно, он должен хорошо знать, что каждая игра, даже дидактическая, имеет свою логику. Она развертывается в условной, воображаемой ситуации для развития игрового сюжета.

Например, ученики должны прочитать два столбика слов. В одном приводятся названия «взрослых» животных (слон, лев, гусь и т.п.), в другом — имена малышей (тигренок, слоненок, львенок). Если учитель просит прочитать слова парами, то он ставит перед детьми учебную цель по чтению — прочитать. Если же учитель подскажет детям воображаемую ситуацию (В лесу темнеет. Все зверята заигрались, и теперь в сумерках, они не могут найти дорогу домой. Родители страшно волнуются. Давайте поможем малышам найти самую короткую дорогу к папе с мамой), то дети совершат то же действие — прочитают слова парами. И это уже будет не как самоцель, а как условие развития игрового сюжета, но с другой более высокой мотивацией. Учительская оценка действий детей тоже должна строиться в логике игры. Вместо привычного «Ты хорошо, быстро прочитал слова» в игре должно звучать: «Ты очень быстро спас тигренка. Спасибо от папы тигра!»

По такому принципу могут строиться самые разнообразные игры. Учитель может «повести» класс и в будущее и в глубокую древность, и в гости к морскому царю..

Именно те ученики, которые были наименее склонны к серьезной и систематической тренировке в технике чтения смогут преодолеть первые технические трудности чтения через игру. Игра расширяет кругозор детей, способствует развитию правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения; способствует совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами)

Примеры игровых моментов на уроках обучения грамоте

«Слоговой аукцион»

закончить слово, например, ба(ня), ка(ша)

придумать слова, начинающиеся со слога бу, ми

придумать имена со слогами: Ва, Ве

помоги слову (один слог пропущен) ва…лёк, .. .дика

измени слово (убрать один слог так, чтобы получилось новое слово), например, смородина, бабочки

«Волшебные превращения»

превратить односложные слова в двух-, трёхсложные, например, ключ, ключик, ключики

изменить слово так, чтобы последний слог стал первым, например, рыба — бабочки

составить из одного слова несколько других, например, ствол (стол, вол)

3.«Кто играет в прятки?»

На плакате пишу 4-5 рядов букв (25 слов). Дети выбирают нужные буквы, составляют слова и определяют, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые, растения, грибы.

4.«Собери портфель»

Среди множества написанных слов, выбираются слова на заданную тему.

Кроме того, игра развивает восприятие, внимание, память, мышление — стимулирует интерес к чтению. Поэтому использование игр и игровых моментов в каждом классе необходимо на уроках литературного чтения.

В своей работе по формированию навыков чтения использую разнообразные приёмы и методы, на мой взгляд, самые эффективные, при которых были получены неплохие результаты.

Главный из них — это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику уже в знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Эту работу нужно начинать уже в первом классе на уроках обучения грамоте в игровой форме, используя следующие упражнения:

чтение слов, начинающихся с указанной буквы… (со слога…);

чтение слов, начинающихся с большой буквы;

чтение слов-названий животных (деревьев, овощей, мебели, транспорта);

прочитать первое (последнее слова в предложении);

прочитать двух (трёх-, четырёх-) сложные слова;

прочитать слова в предложении, которые надо прочитать громко (тихо), быстро (медленно);

прочитать предложения с восклицательным (вопросительным) знаком;

«подписать» предложением иллюстрацию на странице букваря;

прочитать ответ на вопрос;

прочитать слова определённого героя;

прочитать отрывок, который можно произнести радостно (весело, печально, строго, с мольбой и т. д.).

Нужно обращать внимание на другой тип вопроса, тоже принципиально важного — «Найди слово «весна», «Найди предложение «А там Нина и Вика».

Задания этого типа направляют на главную сущность чтения — соотношение звукового образа слова с его графическим образом, на целостное восприятие оптического образа слова.

Когда ученику даётся задание

«Прочитай первое слово», он часто за буквами не видит слова и читает, как может: умеет, например, читать по слогам и читает по слогам. Навык чтения словами формируется медленно. Для того, чтобы читать со скоростью, с какой мы говорим, большинство слов в тексте должно быстро опознаваться, а не собираться по слогам, синтезироваться. Для чтения важно накапливание зрительных образов слов, опознание их «в лицо», связь звукового образа с графической длинной слова с выступающими над строкою и под строкою элементами букв и др.

В каждом классе постепенно задания усложняются. Я стараюсь их разнообразить:

Чтение текста с целью деления на части и составления плана.

Чтение по готовому плану.

3.Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение цепочкой по абзацу.

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Чтение самого красивого места в тексте.

9.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).

10.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста и т. д.

Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Я стремлюсь, чтобы в конце начального обучения часть учеников имели скорость чтения не менее 120 слов/мин., при этом читали выразительно, правильно, осознанно.

Одним из приёмов достижения высокой результативности является «Жужжащее» чтение. Оно даёт хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течение 1 — 2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.

Способствуют увеличению скорости чтения ежеурочные пятиминутки чтения. Для меня важно чтобы ученик действительно читал, а не делал вид, что читает. Задача учителя — создать ему для этого все условия.

Я решила на эти пять минут давать ребёнку такой текст, который он успеет прочитать за отведённое время. Мне почему-то кажется, что если человек ясно видит конечную цель своей работы, то и работа спорится (в данном случае — чтение).

Пытаясь поставить себя на место ученика, я примерно так представляла себе его внутреннее состояние.

Ученик открыл книгу. (Хорошо, если закладка оказалась на месте.) Стал искать, где он закончил чтение. Вряд ли он сейчас вспоминает о том, какие события описывались ранее. Его сейчас волнует только техническая сторона дела: надо читать. Сомневаюсь, что дети с нетерпением ждут того момента, когда они откроют книгу и начнут читать. Просто это не тот случай, когда человек не может оторваться от чтения.

И вот он начинает читать. Мне кажется, что «море» непрочитанного текста просто давит на его психику, особенно если это ученик, для которого чтение — больное место.

И совсем другим мне представляется состояние ученика, если он получил небольшой по объёму текст, где он ясно видит начало и конец своей работы. Он помнит моё требование прочесть сначала заголовок текста, попытаться по нему понять, о чём пойдёт речь, обязательно найти имя автора. Если фамилия незнакомая, повторить её 2-3 раза, потому что учитель может спросить его, что он читал сейчас и кто автор, а потом начинает читать.

Вполне возможно, что он успеет прочесть до конца, а учитель ещё не даёт команду закончить чтение. Тогда он начинает повторное чтение, ведь «повторение — мать учения», а он сейчас как раз и учится читать. Особенно важно это для учеников 1-2 классов.

Если учитель работает по обычной методике, то ученик будет иметь для тренировки всего около 5 минут в неделю. Ежеурочные пятиминутки позволяют увеличить это время до 100 мин/н на каждого ученика. Очевидно, что если увеличить время тренировки в 20 раз, то без всяких методических ухищрений будет положительный эффект.

Следует обратить внимание на чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

Если ребёнок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребёнок прочитывает 2-3 строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильмов. Обратим внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров, это 80-120 строчек. И далеко не каждому ребёнку по силам прочитать за вечер такой объём. Полезно читать поочерёдно: несколько кадров читает ребёнок, потом подключаются родители. Хорошо просмотр диафильмов проводить перед сном.

Для формирования прочного навыка чтения необходимо развитие оперативной памяти. Можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до 3-4 слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает снег.» содержит всего два слова — 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 48 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно по 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за это время оперативная память ребёнка развивается настолько, что он может уже запоминать предложения из 46 букв, т. е. из 8-9 слов. Теперь школьник легко усваивает смысл предложения. Читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее. Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, Что на доске выписывается 6 предложений одного из наборов и закрывается листом бумаги. После того, как одно из предложений открыто, ребята в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить его. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т. д. На 6 предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит от 5-8 минут времени. Этот же набор повторяют 3-4 дня подряд. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, — это проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то такая тренировка почти не развивает память. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи.

Не менее важны коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение 1 минуты. По истечению минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова успел дойти и сравнивает с первым результатом. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше, увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующие упражнения — скороговорки.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к чёткости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам даётся задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает её читать в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (пол строчки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

Очень важно стимулировать желание читать. Этому помогает ежедневный учёт успеха. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневники. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребёнка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.

Для того, чтобы рассмотренные упражнения способствовали формированию прочных навыков чтения, необходимо:

а) давать целевую установку; верить в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому убедить учеников и их родителей в необходимости тренажа;

б) регулярно проводить замеры скорости, которые позволяют ученикам следить за своими успехами;

в) проводить консультации для воспитателей отстающих учеников;

г) зрительные диктанты проводить ежедневно и по текстам И. Т. Федоренко.

На уроках чтения я систематически проводила рекомендуемые В. Н. Зайцевым коллективные комплексные упражнения, «жужжащее чтение», ежеурочные пятиминутки чтения. К сожалению, не всегда на уроках получалось строго следовать его рекомендациям. Я допускала некоторые ошибки, но тем не менее определённые положительные результаты проведённая работа дала:

благодаря замеру скорости чтения при повторном чтении отрывка дети замечают увеличение темпа чтения, что вызывает у них положительные эмоции и убеждение в том, что чем больше читаешь, тем быстрее читаешь;

периодическая проверка техники чтения показывает наращивание темпа чтения, о чём свидетельствуют данные мониторинга.

Больное место на уроках чтения — это невыразительное монотонное «бубнение» вместо выразительного чтения. Очень часто ребята допускают ошибки в произношении (дикция и орфоэпия); не соблюдают остановок на точках; делают ненужные остановки; читают монотонно — на одной ноте; не реагируют на такие знаки препинания, как тире, двоеточие, точка с запятой, кавычки.

Поэтому на каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости можно сделать в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения, и т. д.

Уже в период обучения грамоте провожу с детьми такую работу.

На доске печатаю одно предложение, а рядом 2-3 вопроса к нему. Отвечая на вопросы, надо лишь делать разное логическое ударение в этом предложении, Например:

В школе дети учатся читать быстро и выразительно.

Вопросы:

Кто учится читать? (Дети.)

Что делают дети в школе? (Учатся читать.)

Где дети учатся читать? (В школе.)

Как дети учатся читать? (Быстро и выразительно.)

Учащиеся сначала читают предложение про себя. А затем, читая вслух вопросы, дают один и тот же ответ, лишь изменяя интонацию голоса. Слушая и сравнивая ответы своих товарищей, дети начинают понимать, что же такое логическое ударение.

Большую помощь в обучении детей выразительному чтению могут оказать небольшие по объёму произведения, написанные в форме диалога (и фольклорные, и авторские). Например:

Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

Я ем свой, а ты подальше стой.

Дай мне рыбки.

Налови сама да ешь.

Да я не умею.

-Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманёк, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, мала и велика». (Русская народная сказка «Лиса и Волк».)

Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрезков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную окраску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания, определяем интонацию.

Для себя составляю своего рода «интонационный словарь» — определения для интонации голоса: спокойная, насмешливая, взволнованная, рассерженная, гневная, загадочная, грустная, радостная, восхищённая, испуганная, разочарованная, сказочная и т. д.

Детям ещё трудно бывает подобрать определение для интонации, поэтому из ряда 5-6 слов предлагаю им выбрать подходящее. Потом они уже пытаются сами определить интонацию чтения. А помочь им в этом могут пиктограммы: изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения.

На основе этих знаний и умений дети осознанно учатся выразительно читать произведения разных жанров. Основной приём обучения — не только выразительное чтение учителя, но и поиск ребёнком вариантов правильного, выразительного прочтения монолога, диалога, передачи чувств, настроений, состояний героев.

Посещая уроки чтения своих коллег, читая дополнительную литературу и периодическую печать, я составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения. Все виды работ, разделила на три группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.

I. Упражнения для развития техники чтения:

— упражнение «Догонялки» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать, можно ведущему замолчать и читать про себя, через некоторое время опять начать читать вслух, свериться с детьми, кто обогнал, кто отстал);

упражнение «Наступи на пятку» (чтение в паре либо учитель — класс через слово в быстром темпе);

чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);

чтение в паре с линейкой (быстро читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);

динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах);

бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно);

упражнение «Очередь» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый

текст);

упражнение «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;

-упражнение «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену);

-упражнение «Прыжки» (чтение через слово);

упражнение «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе);

упражнение «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);

упражнение «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);

-круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);

-упражнение «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение);

-упражнение «Фотоглаз»:

а)на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б)учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к

кадру;

-упражнение «Угадай»:

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решётку;

-упражнение «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);

— упражнение «Счёт слов» (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова; перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы);

— упражнение «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации)

Фрагмент урока по теме: Е.И.Чарушин «Про зайчат». 2 класс.

Цель: формировать навык беглого чтения.

Изучение нового материала.

Первичное восприятие.

Чтение вслух рассказа группой подготовленных учеников.

Учитель: Что вас удивило в рассказе?

Повторное чтение, анализ.

а) стр. 212, чтение «Дирижёр»

б) стр.212, последний абзац — чтение «Голова, хвост»Учитель: Что перепутал Никита?

в) стр.213, первый абзац — чтение «жжужащее» (установка: читаю первое слово, другое замечаю, третье понимаю). Подчеркнуть в этом абзаце прилагательное.

Учитель: Для чего нужны прилагательные?

г) стр.213, второй абзац — чтение по цепочке

Учитель: В каком предложении выражена основная мысль?

д) стр.213, третий абзац – чтение «Кенгуру»Учитель: Какой новый герой появился? Опишите.

е) стр.213, четвёртый и пятый абзацы — чтение «Ловушка»

ж) оставшаяся часть, чтение «Разведчики»

Учитель: Какое предложение больше всего понравилось в прочитанном отрывке?

II. Упражнения для формирования навыков выразительного чтения:

— артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;

— чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор);

— чтение скороговорок;

— упражнение «Окончания» (повышенное требование к чёткости окончаний слов; упражнение длится не более 30 секунд);

— выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;

— упражнение «На одном дыхании» (сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца);

— выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

— чтение одного предложения с разной интонацией;

— упражнение «Эхо» (учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией);

упражнение «Ускорение» (одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса);

разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса;

чтение под музыку (сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту; в дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий — дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку);

чтение-пение (выбирается мотив знакомой песни, и напевается текст стихотворения или небольшого рассказа);

чтение с настроением (один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение);

упражнение «Голоса» (чтение текста, подражая чьему-либо голосу: старушки, ребёнка, слона и др.);

упражнение «Замена» (чтение с изменением голоса героя; например, слова кошки голосом мышки);

чтение по ролям;

чтение по ролям без слов автора;

инсценирование;

дикторское чтение (текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения; учитель занимается с каждым «диктором»);

конкурс чтецов (ученики готовятся самостоятельно)

Фрагмент урока.

Литературная разминка.

Работа над стихотворением С.Маршака «Волк и лиса».

Цель: формирование навыка выразительного чтения.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

Лисавета, здравствуй!

Как дела, зубастый?

Ничего идут дела. Голова ещё цела.

— Где ты был?

— На рынке?

— Что купил?

— Свининки.

— Сколько взяли?

— Шерсти клок.

Ободрали



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map