Методика проведения учебных исследований с первоклассниками



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ

«Методика проведения учебных исследований с первоклассниками»

Учитель начальных классов

Паукова Лариса Петровна

Понятие исследования.

Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование очень важно в развитии творческих способностей. Это умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, максимальное раскрытие творческого потенциала.

Роль учителя в исследовательской деятельности учащегося — это организатор деятельности, консультант и коллега по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Методика проведения учебных исследований с первоклассниками

Данная методика позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Эту методику можно использовать во внеурочной и внеклассной работе, во второй половине школьного дня. Она позволяет обучать детей наблюдению и экспериментированию, а также включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 1-2 фронтальных тренировочных занятия.

Первый этап: «Тренировочные занятия»:

Составление плана исследования;

Сбор материала;

Выбор темы;

Обобщение полученных данных;

Доклад

Подготовка и проведение занятия

Перед началом исследования педагог должен подготовить рабочее место: стулья для себя и детей, можно посадить класс в круг так, чтобы дети видели лица друг друга, необходимый материал, например, карточки с символическими изображениями методов исследования. Объявим детям, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые учёные. Надо выделить на добровольных началах пару активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью. Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей, все остальные дети будут участвовать как активные помощники.

Выбор темы

Чтобы дети определили тему исследования, предложим им карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. Выбирать надо что-то особенно привлекательное, чтобы применить большую часть методов. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ребенку, не даст никакого эффекта. Она должна быть оригинальной и доступной. Ориентировать детей нужно на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко.

Тема выбрана «Черепаха».

Составление плана исследования

Объясним исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования, и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. Существует много способов добычи информации – «методов исследования». Педагог подводит детей к тому, чтобы они начали называть их сами.

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «Прочитать в книге», «Понаблюдать» и др. Те методы, которые окажутся, не названы детьми, учителю следует подсказывать.

Затем карточки с изображением методов, как план будущего исследования, учитель раскладывает на столе. Далее необходимо сделать план более строгим и последовательным. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.

Так постепенно выстраивается линия из карточек:

— «Подумать самостоятельно», — «Спросить у другого человека»,

— «Посмотреть в книгах», — «Посмотреть по телевизору»,

— «Понаблюдать», — «Провести эксперимент»,

— «Получить информацию у компьютера».

План проведения исследования составлен.

Сбор материала

Следующий шаг – сбор материала. Собираемые сведения лучше сразу фиксировать, так как запоминать их будет трудно. Можно использовать пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки – рисунки, значки, символы. Это могут быть изображения, слова и др.

Первый метод – «Подумать самостоятельно»

Подумав, дети приходят к выводу, что черепаха – «домашний экзотический питомец». Они рисуют на листочке изображения домика или клетки, человечка и черепахи.

Следующая идея – «черепахи бывают большие и маленькие». Ребята отмечают это на листочках.

Затем дети отмечают, что черепаха – древнейшее животное в мире. Даже в древности говорили, что мир держится на черепашьем панцире. Именно панцирь — наиболее характерный видимый признак черепахи, отличающий её от других рептилий.

Способность изобретать эти значки и символы свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

«Спросить у другого человека»

Следующий метод исследования и пункт плана. Теперь нужно настроить исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности.

Первое время следует чётко фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше. Так, например, кто-то может подсказать, что по всему миру обитает 290 видов черепах, при этом в нашей стране можно встретить 7 из них или, что продолжительность жизни обычной черепахи составляет 20-30 лет, что черепахи приспособились к полноценной жизни, как в морях, так и в пресных водах. Рисуются схематические изображения. Например, море, солнце и черепаха.

На вопрос ребят о том, чем они питаются, — сухопутные черепахи питаются в основном растительной пищей, а пресноводные, наоборот, в большинстве своём хищники.

«Наблюдение и эксперимент»

Особенно ценны в исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Если черепаха есть в «живом уголке» школы, то можно подойти к клетке и, понаблюдав, поговорить о том, что мы видим. В ходе наблюдений можно изучать особенности поведения черепахи и ее реакции на различные события. Всё это надо зафиксировать на листочках.

Можно провести даже эксперименты. Например, боится ли наша черепаха громких звуков и резких движений? Чем она питается и какую еду предпочитает? Ест ли он что-то необычное?

«Узнать из книг»

Далее можно обратиться к книге. Подобрать нужную литературу. Сейчас издаётся много детских справочников и энциклопедий. Они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Можно прочитать нужный текст вслух и помочь зафиксировать новые идеи.

У первоклассника способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла энергично – на «одном дыхании».

Обобщение полученных данных

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем пиктограммы и начинаем рассуждать, что интересного мы узнали, что можем рассказать в результате нашего исследования.

Для начала выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные. Затем надо просто разложить пиктограммы в определённой последовательности. Слева на первом месте кладём пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте…

Лучше всего начать с попытки дать определения основным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Не следует требовать от ребёнка соблюдения правил логики. Достаточно, что он будет пытаться пользоваться приёмами, сходными с определением понятий. Например, такими, как описание, характеристика и др.

Научить ребёнка смело высказывать свои определения – важная задача школьного обучения.

Доклад

Как только информация обобщена, занятие надо продолжить. Желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Исследователи делают сообщение – «Доклад о черепахе».

Это выглядит так — ребята по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи- пиктограммы, делают доклад. Начали с определения основных понятий, сказали, кто такая черепаха, рассказали, где она живёт и чем питается, затем продолжили своё повествование, опираясь на собранный материал.

Качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребёнка, от его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей. Выступая индикатором уровня общего развития, это сообщение будет служить важным средством и развития, и обучения.

После выступления исследователей надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

Второй этап: «Самостоятельные учебные исследования»

Выбор темы;

Сбор материала;

Доклады

Подготовка

Вновь понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Их количество должно равняться количеству детей. Из новых средств понадобится только специальная «Папка исследователя». Устройство «Папки исследователя» — лист картона, на котором наклеены небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение метода исследования, в последующем, в эти кармашки дети будут вкладывать свои пиктографические записки.

Проведение занятия

На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все участники занятия. Каждый ребёнок познакомился с общим планом действий и потенциально готов к собственному исследованию.

В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещения по классу.

Выбор темы

Начинается занятие также с выбора тем исследователями. Карточки с изображениями тем будущих исследований раскладываются на столе. И каждый ребёнок выбирает себе то, что хочет.

Это занятие может идти автономно от обычных учебных занятий. Но саму эту игровую технологию можно использовать на самых разных учебных занятиях. В этом случае карточки с изображениями тем будущих исследований должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.

Далее, выбрав тему, ребенок получает «Папку исследователя».

Сбор материала

Вооружившись всем необходимым, каждый ребёнок начинает действовать самостоятельно – включается в собственный исследовательский поиск. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить её и подготовить собственный доклад.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают всё, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Во время сбора материала каждый ребёнок работает над своей темой, делает он это в своём темпе, перемещается по классу так, как это ему хочется.

Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила:

— Всегда подходить к проведению этой работы творчески;

— учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций;

— не сдерживать инициативу детей;

— не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;

— не спешить с вынесением оценочных суждений;

— помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний;

— ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты;

— учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;

— помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

— учить детей анализу, синтезу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

Доклады

Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать для прослушивания докладов. Заслушать все доклады на одном занятии обычно не удаётся. Поэтому часть детей можно прослушать индивидуально, часть перенести на другое время, а на данном занятии коллективно заслушать два или три доклада.

Для первых докладов лучше выбирать наиболее развитых детей, способных удержать внимание аудитории, способных приготовить интересные сообщения. Предоставляем исследователю слово.

Эти доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Важно, что в ходе этого внешне простого дела ребёнком предпринимаются нешуточные умственные усилия, в итоге которых формируются ценнейшие качества творческой личности.

Обучающиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически. Дети в этих условиях легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны.

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Список литературы

Мазяркина Т.В., Первак С.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1 – С. 121-123

Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 4-е изд., испр. и доп. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010г. – 224 с.




map