Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших шко



Методические разработки

Опыт работы на тему «Правовое воспитание дошкольников».

Теория о правах ребенка.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота.

В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых и детей». Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь — это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Сегодня, с положениями Конвенции о правах ребенка, знакомы 1% родителей, о существовании Семейного кодекса-58%, об остальных документах Российской Федерации имеется смутное представление.

Организуя работу по вопросам правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности : игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в 3-х направлениях :

С воспитателями;

С родителями;

С детьми.

Для решения поставленных задач по правовому воспитанию просьба рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.

При отборе материала по правовому воспитанию учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.

Также рекомендуем обратить внимание на рассмотрение вопросов по правовому воспитанию , например:

• К кому обращена Конвенция о правах ребенка.

• Какие факты бедственного положения детей были отмечены накануне принятия Конвенции о правах ребенка.

• Каково положение детей в нашей стране сейчас

• Что такое ООН, в каких документах изложены цели и принципы ООН

• Что такое социальное происхождение и права на гражданство.

• Что, значит, быть защищенным законом.

• Какое значение имеет право ребенка на гражданство.

• Благополучная жизнь, что это?

• В каких международных документах закреплены права ребенка.

• Нужно ли в дошкольных учреждениях изучать права ребенка.

• В каких случаях человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.

• Какую роль в жизни человека играет право на свободу слова, почему диктаторы боятся свободного слова?

• Какой международный договор о правах ребенка является основным, каково его значение,

• Почему государство должно охранять семью.

• Что такое социальный и международный порядок

• Каково место ДОУ в религиозном воспитании детей.

Ответы на эти и другие вопросы, интересующие Вас, вы найдете в следующей литературе:

• Декларация прав человека

• Конвенция о правах ребенка

• Семейный кодекс

• А.Ф.Никитин » Права ребенка» Москва, Дрофа, 2000 год.

• Большой урок для маленького » Гражданина »

• Справочно-методическое пособие по граждановедению для учителей начальных классов, Хабаровск, 2000 год

• Журнал » Ребенок в детском саду » N 4 , 2002 год.

• Журнал » Управление ДОУ » N 6 за 2003 год.

• Е. Шабельник. Е .Каширцева » Права на всякий случай » Вита- Пресс 1995 год.

• В.Г.Бейлинсон » Азбука прав человека » Москва 1994 год.

• Е.С. Шабельник, Е.Г.Каширцева «Азбука прав человека » Москва 1994 год

Дошкольное учреждение способно внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру.

В результате работы взрослые и дети осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, честь и достоинство. Краткое изложение основных положений

В преамбуле упоминаются основополагающие принципы Организации Объединенных Наций и конкретные положения некоторых соответствующих пактов и деклараций по правам человека. В ней подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, особый акцент в ней делается на основной заботе и ответственности по защите со стороны семьи. В ней также подтверждается необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребенок, и жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.

Определение ребенка

Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.

Защита от дискриминации Все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

Наилучшее обеспечение прав ребенка Все действия в отношении ребенка должны в полном объеме учитывать его интересы. Государство должно обеспечивать соответствующую заботу о ребенке, если родители или другие лица, на которых возложена эта ответственность, этого не делают.

Осуществление прав Государство должно делать все возможное для осуществления прав, содержащихся в настоящей Конвенции.

Воспитание в семье и развитие способностей ребенка Государство должно уважать права и ответственность родителей и расширенной семьи в деле воспитания ребенка в соответствии с его развивающимися способностями.

Выживание и развитие Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребенка.

Имя и гражданство Ребенок имеет право на имя при рождении. Ребенок имеет право на получение гражданства и, насколько это возможно, на то, чтобы знать, кто его родители, а также на заботу с их стороны.

Сохранение индивидуальности Государство обязано защищать и, в случае необходимости, восстанавливать основные аспекты индивидуальности ребенка. Это включает имя, гражданство и семейные связи.

Разлучение с родителями Ребенок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

Воссоединение семьи Дети и их родители имеют право покидать любую страну и въезжать в собственную с целью воссоединения или поддержания личных отношений между ребенком и родителями.

Незаконное перемещение и невозвращение Государство обязано предотвращать похищение или удержание ребенка за границей одним из родителей или третьей стороной и принимать необходимые меры в подобных случаях.

Взгляды ребенка

Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка.

Свобода выражения мнения

Ребенок имеет право выражать свои взгляды, получать информацию, передавать информацию и идеи независимо от границ.

Свобода мысли, совести и религии

Государство должно уважать свободу мысли, совести и религии ребенка при соответствующем руководстве со стороны родителей.

Свобода ассоциации

Ребенок имеет право встречаться с другими людьми и вступать в ассоциации или создавать их.

Защита права на личную жизнь

Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную и домашнюю жизнь, а также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора.

Доступ к информации

Государство должно обеспечить доступ детей к информации и материалам из различных источников, оно должно поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации.

Ответственность родителей

Родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка, а государство должно поддерживать их в этом. Государство должно оказывать надлежащую помощь родителям в воспитании детей.

Защита от плохого обращения

Государство должно защищать ребенка от любых форм плохого обращения с ним со стороны родителей или других лиц, несущих ответственность за заботу о нем, и создавать соответствующие социальные программы предупреждения злоупотреблений и лечения пострадавших.

Защита ребенка, лишенного семьи

Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечивать соответствующую альтернативу семейной заботе либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми в таких случаях. Усилия по выполнению этих обязательств должны учитывать культурную принадлежность ребенка.

Усыновление

В странах, где усыновление признается и/или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.

Дети-беженцы

Детям-беженцам или детям, стремящимся получить статус беженца, должна обеспечиваться особая защита. Государство обязано сотрудничать с компетентными организациями, обеспечивающими такую защиту и помощь.

Дети-инвалиды

Ребенок-инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию.

Здоровье и охрана здоровья

Ребенок имеет право на медицинскую помощь, соответствующую наивысшим стандартам, которая может быть реально обеспечена. Государства должны делать особый упор на предоставление первичной медико-санитарной помощи, профилактику болезней, санитарную пропаганду и сокращение детской смертности. Они должны поощрять международное сотрудничество в этой области и делать все необходимое, чтобы ни один ребенок не был лишен доступа к услугам эффективного здравоохранения.

Оценка при попечении

Ребенок, помещенный государством на попечение с целью ухода, защиты или лечения, имеет право на регулярную проверку попечения.

Социальное обеспечение

Ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Родители несут основную ответственность за обеспечение необходимого уровня жизни. Обязанность государства состоит в том, чтобы создать соответствующие условия для реализации этой ответственности. Обязательства государства могут включать оказание материальной помощи родителям и их детям.

Образование

Ребенок имеет право на образование, и обязанность государства состоит в обеспечении бесплатного и обязательного начального образования, в поощрении среднего образования, доступного для каждого ребенка, и в обеспечении доступности высшего образования для всех на основе способностей. Школьная дисциплина должна обеспечиваться с учетом прав и при уважении достоинства ребенка. Государство должно осуществлять международное сотрудничество с целью реализации этого права.

Цели образования

Образование должно быть нацелено на максимальное развитие личности, талантов, умственных и физических способностей. Образование должно готовить ребенка к активной взрослой жизни в свободном обществе, воспитывать уважение к своим родителям, культурному своеобразию, языку и ценностям, к культурным традициям и ценностям других.

Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению

Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению, имеют право пользоваться своей культурой, родным языком и исповедовать свою религию.

Отдых, досуг и культурная жизнь

Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

Детский труд

Ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.

Незаконное употребление наркотических средств

Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также от их привлечения к производству таких веществ и торговле ими.

Сексуальная эксплуатация

Государство должно защитить ребенка от сексуальной эксплуатации и совращения, включая проституцию и порнографию.

Торговля, контрабанда и похищение

Обязанность государства состоит в том, чтобы прилагать все усилия для предотвращения похищения детей, торговли детьми и их контрабанды.

Другие формы эксплуатации

Дети имеют право на защиту от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любым аспектам их благосостояния, не охваченным в статьях 32, 33, 34 и 35.

Пытки и лишение свободы

Ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам, жестокому обращению и наказанию, незаконному аресту или лишению свободы. Смертная казнь и пожизненное заключение без возможности освобождения запрещены при наказании лиц в возрасте до 18 лет. Любой ребенок, лишенный свободы, должен быть отделен от взрослых за исключением случаев, когда считается, что такое отделение противоречит его наилучшим интересам. Задержанный ребенок имеет право на правовую и другую помощь, а также на контакты со своей семьей.

Вооруженные конфликты

Государства- участники должны применять все возможные меры для обеспечения того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. Ни один ребенок в возрасте до 15 лет не должен призываться на службу в вооруженных силах. Государства должны обеспечить заботу о детях и защиту детей, пострадавших от вооруженных конфликтов, согласно соответствующим положениям международного права.

Восстановительный уход

Государство обязано обеспечить ребенка-жертву вооруженного конфликта, пыток, пренебрежения, плохого обращения или эксплуатации необходимым лечением с целью обеспечения выздоровления и социальной реинтеграции.

Отправление правосудия в отношении несовершенно- летних

Ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию. Ребенок имеет право на основные гарантии, а также правовую и другую помощь при защите. Следует по возможности избегать судебного разбирательства и содержания в местах лишения свободы.

Применение наивысших норм

В тех случаях, когда нормы, связанные с правами ребенка, в соответствующих национальных и международных законах выше норм, установленных в настоящей Конвенции, применяются наивысшие нормы.

Иванищина Ольга Николаевна — старший воспитатель ДОУ 169 Красноармейского района города Волгограда. Автор большинства материалов данного сайта.

Опыт работы на тему «Правовое воспитание дошкольников».

Теоретическая часть:

Из истории конвенции

Помните: «Ребенок не может быть полностью счастлив,

если у него нет возможности выразить

кому-то свой протест.

Вот для этого и существуют родители»

(Огден Кэш)

20 ноября 1999 года исполнилось 10 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка.

Необходимость в придании правам детей силы норм договорного права стала очевидной в ходе подготовки к Международному году ребенка в 1979 году. В этот год Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции. Инициатором этого начинания выступила Польша.

В отличие от ранее принятых международных актов (Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 году в рамках Лиги Наций, Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 году) Конвенция по- новому ставит вопрос о правах ребенка.

Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности».

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года, через месяц после ее ратификации двадцатым государством. Сегодня 140 стран приняли Конвенцию о правах ребенка, и 191 государство стало ее участником. В России Конвенция вступила в силу в сентябре 1990 года. Важной вехой в ее воплощении в жизнь стало принятие в 1998 году федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Детский фонд ООН (ЮНЕСКО) совместно с партнерами, правительственными и неправительственными организациями последовательно проводит идеи Конвенции о правах ребенка в жизнь. По предложению ЮНИСЕФ в России появились первые уполномоченные по правам ребенка. Сейчас они работают в пяти регионах, и за год к каждому уполномоченному обратились за помощью в разрешении сложных и спорных вопросов около тысячи детей и взрослых.

Важно, чтобы идеи и содержание Конвенции о правах ребенка узнали в государственных структурах, чтобы их знали родители, и, конечно, сами дети.

Одно из основных требований Конвенции в адрес государств, ратифицировавших Конвенцию — приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Очевидно, что в выполнении этих требований значительное место принадлежит законодательству России: создание новых законов, приведение законодательных и подзаконных актов в соответствие с требованиями Конвенции.

Детей защищает закон.

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г .// Дошкольное воспитание.-1991.-N 6.-С.2-5

• Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14 декабря 1974 г . (Резолюция 29 Ген. Ассамблеи ООН).// Права человека: Сб. международных документов — М., 1998 .-С.381-382

• Закон о защите детства (законодательство Российской Федерации о защите прав ребенка): Сборник-Справочник //Дитя человеческое. — 1999.- 352 С.

Документы сгруппировались по следующим разделам:

Государственная социальная политика в интересах детей;

Охрана здоровья детей;

Права детей в области воспитания, образования, приобщения к культуре;

Права детей в семейных отношениях (личные, имущественные, жилищные права), государственная помощь семье;

Охрана труда несовершеннолетних;

Государственное обеспечение и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Защита детей от всех форм насилия. Гарантии прав личности несовершеннолетних при привлечении их к ответственности за правонарушения.

Цель — информировать широкую общественность и, прежде всего родителей несовершеннолетних детей, воспитателей, врачей, педагогов, а также, по возможности самих детей об имеющихся у них правах, обязанностях и льготах.

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.// права человека: Сб. международных документов. — М., 1998.-С. 363-380; Воспитание школьников.-1993.-NN 3-6; 1994.- NN 2,3

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ N 124- ФЗ от 21.07.98 // Российская газета.- 1998.- 5 АВГ.-С.4,6; Собрание законодательства РФ.- 1998.- N 31. — Ст. 3802

Иванищина Ольга Николаевна — старший воспитатель ДОУ 169 Красноармейского района города Волгограда. Автор большинства материалов данного сайта.

Опыт работы на тему «Правовое воспитание дошкольников».

Теоретическая часть:

Из истории конвенции

Помните: «Ребенок не может быть полностью счастлив,

если у него нет возможности выразить

кому-то свой протест.

Вот для этого и существуют родители»

(Огден Кэш)

20 ноября 1999 года исполнилось 10 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка.

Необходимость в придании правам детей силы норм договорного права стала очевидной в ходе подготовки к Международному году ребенка в 1979 году. В этот год Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции. Инициатором этого начинания выступила Польша.

В отличие от ранее принятых международных актов (Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 году в рамках Лиги Наций, Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 году) Конвенция по- новому ставит вопрос о правах ребенка.

Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности».

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года, через месяц после ее ратификации двадцатым государством. Сегодня 140 стран приняли Конвенцию о правах ребенка, и 191 государство стало ее участником. В России Конвенция вступила в силу в сентябре 1990 года. Важной вехой в ее воплощении в жизнь стало принятие в 1998 году федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Детский фонд ООН (ЮНЕСКО) совместно с партнерами, правительственными и неправительственными организациями последовательно проводит идеи Конвенции о правах ребенка в жизнь. По предложению ЮНИСЕФ в России появились первые уполномоченные по правам ребенка. Сейчас они работают в пяти регионах, и за год к каждому уполномоченному обратились за помощью в разрешении сложных и спорных вопросов около тысячи детей и взрослых.

Важно, чтобы идеи и содержание Конвенции о правах ребенка узнали в государственных структурах, чтобы их знали родители, и, конечно, сами дети.

Одно из основных требований Конвенции в адрес государств, ратифицировавших Конвенцию — приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Очевидно, что в выполнении этих требований значительное место принадлежит законодательству России: создание новых законов, приведение законодательных и подзаконных актов в соответствие с требованиями Конвенции.

Детей защищает закон.

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г .// Дошкольное воспитание.-1991.-N 6.-С.2-5

• Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14 декабря 1974 г . (Резолюция 29 Ген. Ассамблеи ООН).// Права человека: Сб. международных документов — М., 1998 .-С.381-382

• Закон о защите детства (законодательство Российской Федерации о защите прав ребенка): Сборник-Справочник //Дитя человеческое. — 1999.- 352 С.

Документы сгруппировались по следующим разделам:

Государственная социальная политика в интересах детей;

Охрана здоровья детей;

Права детей в области воспитания, образования, приобщения к культуре;

Права детей в семейных отношениях (личные, имущественные, жилищные права), государственная помощь семье;

Охрана труда несовершеннолетних;

Государственное обеспечение и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Защита детей от всех форм насилия. Гарантии прав личности несовершеннолетних при привлечении их к ответственности за правонарушения.

Цель — информировать широкую общественность и, прежде всего родителей несовершеннолетних детей, воспитателей, врачей, педагогов, а также, по возможности самих детей об имеющихся у них правах, обязанностях и льготах.

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.// права человека: Сб. международных документов. — М., 1998.-С. 363-380; Воспитание школьников.-1993.-NN 3-6; 1994.- NN 2,3

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ N 124- ФЗ от 21.07.98 // Российская газета.- 1998.- 5 АВГ.-С.4,6; Собрание законодательства РФ.- 1998.- N 31. — Ст. 3802

Опыт работы на тему «Правовое воспитание дошкольников».

Теоретическая часть:

Из истории конвенции (2)

22 ноября 1989 г . завершился 10-летний процесс разработки Конвенции о правах ребенка. Резолюцией 44/25 Генеральная Ассамблея ООН утвердила окончательный текст Конвенции и открыла ее для подписания и ратификации государствами. Конвенция вступит в силу на тридцатый день после сдачи на хранение Генеральному секретарю ООН двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Разработка и кодификация международных норм, относящихся к правам детей, начата в 1924 г ., когда Ассамблея Лиги Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Позднее, в 1946 г . Экономический и Социальный Совет ООН решил, что, хотя принципы Декларации должны оставаться применимыми, Объединенные Нации нуждаются в обновленном документе, соответствующем уставным целям ООН в области прав человека. Таким документом стала принятая на XIV сессии Генеральной Ассамблеи в 1959 г . Декларация прав ребенка, содержащая принципы, которыми должны руководствоваться «родители, добровольные организации, местные власти и национальные правительства в целях наилучшего обеспечения интересов прав ребенка». В дальнейшем ООН приняты и другие универсальные документы декларативного характера, например о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами ( 1965 г .), о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974г.) и т. д.

Большую роль в мобилизации мирового общественного мнения на защиту прав детей и подростков сыграл Международный год ребенка ( 1979 г .), главной целью которого было «укрепление осознания особых нужд детей среди общественности и правительств» (резолюция Генеральной Ассамблеи 31/169 от 21 декабря 1976 г .). Именно в 1979 г . Комиссия по правам человека приступила к обсуждению проекта Конвенции о правах ребенка, представленного Польской Республикой. Для этого была создана специальная рабочая группа открытого состава, ежегодно докладывавшая Комиссии о проделанной работе.

Кроме подготовки Конвенции Комиссия осуществляла и другие меры, особо направленные на охрану прав детей. Так, на 45-й сессии (январь — март 1989 г .) помимо резолюции 1989/57, непосредственно касающейся проекта Конвенции, Комиссия приняла резолюцию «Заключение, пытки и другие бесчеловечные виды обращения, которым подвергаются дети в Южной Африке и Намибии» (1989/4) и решение 1989/107 об изучении проблемы «традиционной практики, затрагивающей здоровье женщин и детей».

Международная защита прав детей согласно Конвенции. Необходимость создания международного инструмента защиты прав детей связана с тем, что в Уставе ООН и основных универсальных конвенциях по правам человека наряду с общими критериями, по которым запрещена дискриминация личности (раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение), не оговорен особо возраст. Дети — многочисленная и одна из наиболее уязвимых в социально-политическом плане групп населения. В Международных пактах о правах человека, принятых ООН в 1966 г ., трактовка прав ребенка не отвечает современным требованиям. В Международном пакте о гражданских и политических правах закреплены право ребенка на имя, на приобретение гражданства, право каждого ребенка «на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства», говорится о необходимости защиты всех детей в случае расторжения брака, запрещении вынесения смертных приговоров за преступления, совершенные лицами, моложе 18 лет (ст. 6, 23, 24). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах призван обеспечить защиту детей и подростков от экономической и социальной эксплуатации, запрещение использования труда малолетних и применения детского труда в областях, вредных для нравственности и здоровья (ст. 10). Затрагиваются в нем и различные аспекты права на семейную жизнь.

Конвенция о правах ребенка призвана восполнить некоторые пробелы международно-правового регулирования. 54 статьи Конвенции охватывают как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения до достижения совершеннолетия (18 лет, если национальным законодательством не предусмотрен более низкий возрастной предел). С принятием Конвенции в международный обиход вводится ряд новых прав человека: на выживание и развитие (ст. 6), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на неучастие в военных действиях (ст. 38). Несмотря на их «целевую» направленность, кодификация этих прав, несомненно, станет важным шагом на пути прогрессивного развития современного международного права. Вероятно, что некоторые из этих прав могут в измененном виде «перекочевать» из Конвенции о правах ребенка в другие разрабатываемые документы (о правах этнических, религиозных и языковых меньшинств, о правах коренных народов, о защите интересов душевнобольных лиц и т. д.) и распространиться на более широкие категории населения.

Государства недвусмысленно обязуются в целях выполнения Конвенции не только принимать меры внутреннего порядка, но и развивать сотрудничество между собой. Хотя в ст. 4 (носящей общий характер) это обязательство относится лишь к области экономических, социальных и культурных прав, в последующих статьях, посвященных конкретным правам ребенка, оно распространяется и на сферу гражданско-политических прав. Согласно тринадцати статьям, касающимся как социально-экономических, так и гражданско-политических прав, государства-участники обязуются использовать различные формы сотрудничества: заключение двусторонних и многосторонних соглашений, присоединение к существующим и разработка новых инструментов, поощрение и развитие международного сотрудничества по конкретным проблемам, распространение информации и обмен опытом. 1 Перечень направлений, требующих принятия мер на международном уровне, широк. Среди них: предоставление гражданства (ст. 7), воссоединение семей (ст. 10), незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы (ст. 11), международные обмены информацией (ст. 17), усыновление и опекунство (ст. 21), защита детей-беженцев (ст. 22), обмен позитивным опытом в области здравоохранения (ст. 23, 24), финансовая ответственность родителей за ребенка (ст. 27), ликвидация неграмотности в мире (ст. 28), предотвращение торговли детьми (ст. 35), защита детей в период вооруженных конфликтов (ст. 38).

Конвенция о правах ребенка-первое межгосударственное универсальное соглашение, в котором особо оговорена роль средств массовой информации, закреплены цели их деятельности и подчеркивается необходимость определения критериев противоправной информации применительно к целям Конвенции. Согласно ст. 17 со ссылкой на ряд других статей Конвенции государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации в духе воспитания уважения к правам человека, принципам, провозглашенным в Уставе ООН, национальным ценностям страны и цивилизациям других стран.

Отличительной и прогрессивной чертой Конвенции является определение в ней целей образования детей, среди которых следует особо выделить «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения», «воспитание уважения к окружающей природе», «воспитание уважения к правам человека и основным свободам… принципам Устава Организации Объединенных Наций» (ст. 29). Многие из этих положений внесены в текст Конвенции по настоянию советских представителей на основе уже имеющихся международных документов (в частности, деклараций и рекомендаций ЮНЕСКО о воспитании и образовании в духе мира, также разработанных по инициативе социалистических стран). Важна и ст. 42 Конвенции, в соответствии с которой государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

В Конвенции есть ряд недостатков, связанных с отдельными аспектами обеспечения прав ребенка. Так, в ст. 37 (п. «с»), говорится о целесообразности раздельного содержания несовершеннолетних и взрослых правонарушителей (что, кстати, отвечает требованиям ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах). В то же время упомянутая статья допускает отступления от этого правила «в наилучших интересах ребенка». Закрепление в Конвенции подобного положения вызвано тем, что во многих государствах мира, в том числе западных, нет необходимых специализированных «детских» мест лишения свободы. Статья 38 Конвенции позволяет государствам-участникам призывать в действующую армию лиц, достигших 15-летнего возраста, и использовать их в военных действиях. Это положение принято по настоянию большинства развивающихся стран, вопреки активному сопротивлению государств Европы. В целом же Конвенция, безусловно, прогрессивна и должна оправдать возлагаемые на нее международным сообществом надежды.

Особенности контрольного механизма, предусмотренного Конвенцией. Необходимо проанализировать и те новшества, которые касаются механизма контроля за выполнением положений Конвенции о правах ребенка. Вопрос об имплементации Конвенции был одним из самых острых на заключительной стадии разработки. Демократичность метода работы над текстом позволила рабочей группе Комиссии взвесить предложения всех заинтересованных правительств, специализированных учреждений ООН и даже международных неправительственных организаций (МНПО). 2 В результате в механизме выполнения Конвенции и контроля за ее соблюдением есть ряд отличительных особенностей, придающих ему более демократичный и целенаправленный характер по сравнению с уже действующими в системе ООН механизмами.

Комитет по правам ребенка (создаваемый в соответствии со ст. 43 Конвенции) будет уполномочен не только рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств об осуществлении ими положений Конвенции, по и играть своего рода роль координатора международного сотрудничества по выполнению поставленных в ней целей. Для этого в его работе согласно ст. 45 могут принимать участие Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и специализированные учреждения, которые по просьбе Комитета будут: а) представлять доклады и оценки относительно осуществления Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности; б) рассматривать передаваемые им Комитетом доклады государств, содержащие просьбы о технической консультации. Кроме того, Комитет может предлагать Генеральному секретарю ООН проводить исследования по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка. Эти возможности позволят Комитету не ограничиваться чисто верификационными функциями, а выйти на уровень поиска и активной постановки проблем, требующих внимания как на национальном, так и на международном уровнях, согласования усилий по их решению. Вышеупомянутые функции предоставлены Конвенцией не только специализированным учреждениям и ЮНИСЕФ, но и «другим компетентным органам» (ст. 45 п. «а»), что является следствием активных усилий МНПО по расширению участия в имплементационном механизме. Косвенное закрепление в Конвенции роли МНПО может послужить прецедентом при разработке будущих инструментов, поскольку объективно оно отражает тенденцию к диверсификации форм международного сотрудничества, повышению в нем роли организаций и движений общественности.

Еще одна принципиально новая черта имплементационного механизма — положение Конвенции, согласно которому государства должны обеспечивать «широкую гласность своих докладов в своих странах» (п. 6 ст. 44), что, как предполагается, резко повысит их достоверность и позволит Комитету иметь представление о реальном положении дел. Кроме того, эта мера будет способствовать активизации национальных общественных организаций, занимающихся проблемами детей.

Проблема приведения советского законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка. Сложность инкорпорации положений Конвенции в национальное законодательство СССР прежде всего в том, что она в той или иной мере затрагивает весь комплекс гражданско-политических, социально-экономических и культурных прав человека. Наряду с правами и свободами, осуществление которых возможно лишь применительно к детям как специфической группе населения (право на руководство со стороны родителей — ст. 5, на неразлучение с родителями — ст. 9, на сохранение индивидуальности — ст. 8, на усыновление — ст. 21 и т. д.), Конвенция содержит положения, касающиеся «универсальных» прав и свобод человека. Так, в ст. 10 говорится о праве человека покидать свою страну и возвращаться в нее, в ст. 13 — о свободе информации, в ст. 14 — о свободе совести, в ст. 15 — о свободе ассоциаций. Законодательство же СССР по этим вопросам еще только разрабатывается. В Конвенции есть положения, провозглашающие права детей, принадлежащих к национальным меньшинствам и коренному населению. У нас же понятия «национальное меньшинство» и «коренное население», широко использующиеся в различных документах ООН и ее специализированных учреждений, до сих пор законодательно не закреплены.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map