Методика работы по рассматриванию картин



Консультация для воспитателей на тему .

“Методика работы по рассматриванию картин”

Составила и провела

Воспитатель : Прокуратова Г.А.

21.03.2012.

Г. Москва.

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни . Картина не только расширяет и углубляет детское представления об общественных и природных явлениях , но и взаимодействует на эмоции детей вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молодых и застенчивых .

Требования предъявляемые к подбору картин младший возраст (3-5 лет ) .

Содержание картины должно быть детям доступно . На картине должно быть изображено то , что детям знакомо( по программе ) игры со знакомыми игрушками , некоторые домашние животные , дикие (заяц) . В этом возрасте картина почти ни когда не является источником новых знаний .

Композиция картины должна быть простой т.е. картины одноплановые.

Количество персонажей от 1 до 4 .

Старший возраст (5-7лет ) .

Содержание картин как правило детям не знакомо . С помощью картин детей знакомят с тем , что они не могут увидеть . Картина является источником новых знаний .

а ) труд взрослых

б) дикие животные.

Композиция сложная , то есть многоплановая .

Количество персонажей может быть достаточно большим .

Построение занятия и методика его проведения .

Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель должен придумать какие знания он будет закреплять , какие знания будет давать детям .

Подготовка к восприятию картины .

Детям предлагается для рассмотрения картины , которую они еще не видели. Картину не вносят в группу за ранние , ее показывают детям только после подготовки к восприятию .

Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов .

Опора на опыт детей – беседа о том ,что с детьми происходило .

Опора на знание детей – краткая беседа , уточняющая какие либо знания детей , имеющих отношение к сюжету картины .

Использование небольших поэтических произведений , загадок.

Воспитатель может использовать несколько приемов . После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу — связку для плавного перехода к рассматриванию картины.

Рассматривание картины

Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей , постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному . Если на картине нет крупных персонажей , то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку , если же смысловая нагрузка персонажей одинакова , то начинают с того кто находится на переднем плане .

Приемы при рассматривании картины .

Вопросы

Работа над названием картины , кличками персонажей .

Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.

Что вы видите на картине ? Например (на картине дети )

Что делают дети ? (Играют с матрешками )

Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина .

Например а как играет М-К. М-К играет с матрешками , расставил чашки . Он хочет их покормить.

Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера : откуда, зачем, почему .

Эти вопросы заставляют детей думать ,размышлять, внимательно всматриваться в картину . Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.

Вопросы для перехода от одного персонажу к другому . Итак , мы рассмотрели –как мальчик играет , а как девочка играет.

Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом , вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте. В младшей и средней группе такой тип вопросов формируют очень просто .

Как вы думаете , что говорит мальчик ?

Что говорит девочка?

Работа над названием картины .

Она проходит только после вопросов . В младшей и средней название говорит сам воспитатель .

В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов один более точный.

Ребята с именами и кличками .

В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям . В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило дети придумывают имена : клички животных . Детей нужно учить рассказывать о персонажах так , чтобы слушатели его сразу узнали . В конце рассматривания воспитатель говорит фразу , которой подводит итог .

Н-р. Сегодня мы узнали ,как Таня и Саша играют . После рассматривания воспитатель предлагает послушать , что они рассмотрели .

Рассказ воспитателя .

Это должен быть художественный рассказ а не простое перечисление объекта , поэтому к нему предъявляются следующие требования .

А) рассказ воспитателя должен быть длинным . Мл-ср. возраст –от 7 до 13 предложений . Старшие –подготовительные . 13-18 предложений .

Б) чтобы рассказ получился эмоциональным , в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь .

В) предложения в рассказе должны идти в той последовательности , в которой шло рассматривание картины .

Г) если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами , то их желательно включить в рассказ .

Д) в средней группе рассказ должен быть доступен для повторения его детьми, так как через неделю по этой картине детей будут учить составлять рассказ. Вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение , которое подходит к содержанию картины. В этом случае требование к рассказу не учитывается .

Общие принцыпы обучению рассказыванию .

Основной прием образец воспитателя, он показывает детям какой должен быть рассказ по объему ,какова последовательность изложения.

Образец на начальном этапе (3-5лет) дается в начале занятия, повторяя его ,дети учатся составлять рассказ . Если при повторении образца , дети включают свое , воспитатель за это их хвалит , поощряя творчество . В старшей группе образец дается в конце занятия что бы показать детям , как еще можно было составить рассказ , что бы дети смогли сравнить свои рассказы с рассказами воспитателя.

Приемы указания к составу рассказа .

Перед тем как дети начнут составлять рассказы, воспитатель обязательно должен дать указания с чего начать , о чем говорить в середине и как закончить .

Прием, анализ детских рассказов после оценки воспитатель должен сказать почему рассказчик молодец, что хорошего было в его рассказе

Анализ должен даваться после каждого рассказа , что бы дети стремились подрожать тому , за что похвалили и избегать ошибок .

Что воспитатель отмечает в детских рассказах .

Любое творчество, даже если рассказчик придумал свою кличку животного .

Внимательность .

Полноту рассказа (начало , середина, конец).

Последовательность.

Выразительность изложения.

4-й прием подсказывает воспитатель .

Старший возраст .

Рассматривание картины

“Грачи прилетели “ ( Саврасова ) .

Тает снег

Ожил ручей

День прибывает

Когда это бывает (весной) .

Послушайте стихотворение Плещеева “Весна”

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою

Чиста небесная глазурь

Теплей и ярче солнце стало

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала

После долгой зимы просыпается под солнечными лучами земля , тает снег, появляются проталинки . Встрепенулись деревья, освободившись от зимнего сна . Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи .

Что интересного увидел художник и изобразил на своей картине .

(Он увидел , как на березы опустилась стая грачей , как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда )

Расскажите о грачах , что они делают (поправляют, ремонтируют гнезда внизу у корней березы , грач нашел веточку и держит ее в клюве . Грачи радостные , веселые, шумливые . Они громко кричат , делятся впечатлениями , о далеком путешествии на свою любимую Родину . Они счастливы , что вернулись домой . Они рассказывают друг , другу о своих планах на будущее . Как обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов , будут их учить летать .

Почему грачи выбрали это место для гнезда ( здесь спокойно, тихо, красиво ) это окраина села , видно несколько деревянных домиков за домами видна равнина с потемневшим снегом , вдалеке лес .

Какие деревья выбрали грачи ( грачи выбрали старую , корявую березу . Она толстая, ветви упругие . Гнезда надежно укреплены . Когда распустится листва , гнезд не будет видно в кроне дерева.

Ребята а если на картине солнце ?

Как вы догадались ? Оно скрылось за облаками . Оно еще не яркое , ленивое.

Чуть-чуть просвечивает сквозь облака .

Облако нежно желтого цвета . Чувствуется что снег тает под теплыми лучами солнца . Солнце то выглянет, то спрячется . Что можно сказать о небе ? Какое весеннее небо ? Небо покрыто голубовато-серыми тучами , (пушистые, задумчивые, хмурые )

Ребята скажите , вы видите снег , (потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим ) .

Ребята , я предлагаю вам “Войти в картину “ Что вы чувствуете , когда смотрите на картину . ( Немного холодно , легкая печаль по уходящей зиме , чувствуется свежесть .

Вам понравилась картина ?

Кто желает составить рассказ .




map