Методика работы по развитию пространственных отношений у дошкольников Дидактические игр



В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела). В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево. В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

Система работы (предложенная т. А. Мусейибовой) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:

1)ориентировку «на себе» (знание собственного тела);

ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);

освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

определение расположения предметов в пространстве «от себя»;

определение собственного положения в пространстве;

определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;

определение расположения предметов на плоскости.

В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по математике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют детские представления.

Методика формирования умения ориентироваться на своем теле. Предварительная работа. В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Помоем ножки», «Оденем шапочку на головку». Сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей.

Методика обучения. В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на занятиях (начиная со П младшей группы) формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.

Последовательность формирования знаний: 1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека): 2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.) 3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем 4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук):

Дидактические игры

«Кукла моется», «Оденем куклу»; «Покажи, что назову» (Воспитатель называет часть тела, дети ее показывают. Сначала воспитатель сам тоже дотрагивается до названной части (работа по образцу), затем только называет. Потом воспитатель назьшает одно, а показывает другое (работа на внимание»; «Кто правильно скажет и покажет» и др.

Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя»

Методика обучения. Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях и вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображению».

В старшей группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ».

Дидактические игры. «Куда бросим мяч»; «Где звенит колокольчик?» и др.

Методика формирования умения определять местоположения предметов относительно других предметов

Со II младшей группы начинаем работу с детьми по правильному использованию пространственных предлогов и наречий. Дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя: — Карандаш лежит на столе.

Дети часто путают или вообще не применяют сложные предлоги (из-за, из-под). Необходимо тренировать их в правильном использовании нужного слова.

Дидактические игры «Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расскажи, что видишь»;

Методика формирования умения определять собственное положение в пространстве

Со средней группы проводится большая работа по развитию речи у детей, обогащение ее пространственными предлогами и наречиями. Дети учатся правильно определять и говорить о своем положении относительно других предметов: — Я сижу за столом.

Дидактические игры «Где я?», «Ну-ка повернись!»; «Зайцы и волк», «Караси и щука», «Прятки» (Дети прячутся по инструкции воспитателя «Спрячься под стол»), а когда их найдет водящий, говорят, где они находятся « Я сижу под столом»» И др.

Методика формирования умения определять местоположение предмета относительно себя

Методика обучения. В средней группе проводим работу по систематизации знаний детей о возможных положениях предметов относительно него, обогащаем и активизируем словарный запас ребенка: — Стол стоит справа от меня.

Дидактические игры «Что изменилось?»: «Добавь слово»:

Методика формирования умения двигаться в заданном направлении

Методика обучения. Со средней группы на занятиях по математике у детей конкретизируются, углубляются и систематизируются знания пространственных ориентировок, отрабатываются умения ориентироваться в движении: — Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни направо. Там ты найдешь секрет.

Дидактические игры «Правильно пойдешь — клад найдешь», «Прятки», «Жмурки».

«Забей мяч в ворота» (в подготовительной группе можно предложить одному ребенку завязать глаза, а другому давать ему инструкцию) и др.

Знакомство с правилами дорожного движения (ПДД). Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на улице: — По тротуару необходимо ходить правильно, придерживаясь правой стороны. — Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя до середины, направо. — Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, на зеленый свет светофора. — Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди, и др.

В подготовительной группе совершенствуем точность и быстроту выполнения правил.

Дидактические игры. «Правила дорожного движения» (настольная, напольная, подвижная), «Как пройти в магазин», «Дорога В школу», «Улицы нашего города» и др.

Методика формирования умения ориентироваться относительно другого лица

Со старшей группы учим детей ориентироваться относительно другого человека. В процессе этой работы ребенок сначала проверяет свой ответ практически, а затем должен научиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.

Методика обучения ориентировке на листе бумаги

Методика обучения Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в

школе.

Последовательность формирования ориентировок: I. Знание плоскости листа.

2. Понимание пространственных отношений на листе. 3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

Дидактические игры «Найди такой же узор», «Найди узор по описанию»; «Составь узор по образцу» (II вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе. II вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается);

«Составь узор по описанию» (Математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).

Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку

В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с размеченными клеточками. Последовательность обучения:

1.Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь: Лист состоит из двух страниц.Тетрадь состоит из листов.

Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

Изучение клеточного и строчечного микропространства.

Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Рисование фигур по точкам:

Запись цифр.

Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах

Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное). В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются планы-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проделывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения.

Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития логического мышления и вызывает интерес у ребенка.






map