Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ



Эссе с курсов ОРКСЭ. Написали — отличное эссе, зачёт.

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

      Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны,  учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Я работаю по программе «Перспективная начальная школа». На мой взгляд, программа по Окружающему миру, Литературному чтению 2-3 классов  хорошо готовит детей к новому предмету.  Разделы и темы, которые будут затрагиваться в 4ом классе (о России, об этике и морали, о ценности семьи и др.), уже обсуждались на примерах литературных произведений в разделах «Настоящее и ненастоящее богатство», «Точка зрения», по предмету Окружающий мир дети с удовольствием составляли свою родословную, подключив всю семью к этой работе. Это все, несомненно, уже является опорой развития познавательного интереса для дальнейшего, более детального и углубленного изучения.   

       Проведение традиционных уроков с использованием мультимедийного экрана позволяет, пользуясь  интернетом,   посмотреть фрагменты фильмов или мультфильмов, картин, прослушивание музыки, песен по теме уроков.        Такие нетрадиционные формы как урок-презентация можно использовать по многим темам. Например, тема «Добро и зло». Можно предложить  детям на примерах русских народных сказок, рассказов Л.Н. Толстого и других произведений по выбору детей  подготовить к уроку рисунки, рассказать, как они понимают эти два понятия, «презентовать» подготовленную тему различными способами – пантомимой, танцем, песней, декламацией.     Урок-семинар можно провести по теме «Что значит «быть нравственным» в наше время. Опираясь на лексическое значение слова «нравственность» предложить детям вспомнить примеры из своего опыта общения, из опыта наблюдения за поступками и проступками своих одноклассников, членов своей семьи, сделать выводы, какие из них подходят к понятию, какие — нет.

        По теме «Этика и ее значение в жизни человека» возможна сюжетно-ролевая игра по предложенным ситуациям общения в различных местах с разными людьми. Удобно использовать групповую форму работы, предложить разыграть ситуации  «просьба, приветствие, прощание, разговор по телефону, у врача, в магазине, замечание, написание писем» и др. Обсудить, кому удалось привести примеры общения, соответствующие этическим нормам, какие были ошибки, как исправить их.

Интересная тема «Семейные праздники как одна из форм исторической памяти». Заранее приготовленные инсценировки, сообщения, использование фото и видеоматериалов, приглашение родителей к участию в инсценировках значительно повысит интерес к теме.       А вот по теме «Джентльмен и леди» можно провести урок в форме «пресс-конференции», заранее пригласив  представителей различного возраста: старшеклассников, пап и мам, бабушек и дедушек, — приготовив вопросы для них, касающиеся выбора поведения в той  или иной ситуации общения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, детей и родителей, внуков и бабушек-дедушек. Думаю, что ответы разных возрастных категорий в сравнении заставят задуматься, объяснить спорные моменты, покажут, как надо вести себя по отношению друг к другу.

      Для темы, касающейся образов русских богатырей, можно приготовить виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею, рассмотреть картину «Богатыри» В. Васнецова. У нас есть замечательный диск по коллекции музея, где возможны дополнительные функции для выделения фрагментов картины, получения информации описания картин, увеличения, соответственно картине фоном звучит классическая музыка, отражающая настроение картины. Благодаря наличию данного диска можно применять эту форму работы и для других тем. В коллекции представлены не только картины, но и скульптурные композиции, которые можно рассматривать с разных сторон, рассматривая детали, помогающие полнее понять замысел автора.       Использование творческих заданий на уроках позволит так же повысить интерес учащихся к предмету,дает возможность проявиться творческим способностям учащихся;развивает речь и умение отстаивать собственное мнение.Составление кроссворда по теме, использование его для контроля знаний других учащихся, сочинение сказки или стихотворения по теме, рисунки, лепка – всё это разнообразит работу и, без сомнения,  заинтересовывает школьников.

      Проектная деятельность по темам уроков ОРКСЭ тоже поможет полнее раскрыться личности ребенка, заинтересовать других. Проекты возможны по любой понравившейся теме. Метод проектно-исследовательской деятельности детям уже знаком к 4 классу, использовался и раньше на различных уроках. Поэтому здесь остается только выбор учеником темы  для более глубокого изучения и подготовки к презентации своей работы.

      Внеклассные мероприятия – посещение музеев, театров, кинотеатров, тематических вечеров,  выставок, праздников  могут  быть приурочены к различным темам, и хорошо, что есть возможность еще 1 часа в неделю для обсуждения проведенных мероприятий, да еще с опорой на учебные пособия курса ОРКСЭ.       

             

       Родители могут оказать большую помощь в подборе теоретического, практического, наглядного материала к урокам. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов. Детям очень нравится, когда родители активно участвуют в учебной и внеучебной деятельности, это тоже способствует тому, чтобы  повысить познавательный интерес к изучаемому курсу.

       Все, описанное в моей работе, станет  эффективно для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности. Конечно, не возможно здесь привести все формы и методы, все творческие идеи мои и детей, которые используются и сейчас, и обязательно появятся новые в ходе работы. Но даже, если использовать то, о чем написано в моей работе, повысит интерес учащихся к курсу ОРКСЭ.






Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ



МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Эссе на тему:

« Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»

Слушатель специальных курсов повышения квалификации ВСЕ -60

Ястребова Светлана Николаевна

НОУ школа « Ника», ЮЗАО

Москва 2012

Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.

Л.Г. Петерсон

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на регулятивный, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка». Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. “Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” (Т.И. Шамова).

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а педагог – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Педагогами и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы:

формирование готовности восприятия учебного материала;

выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета;

стимулирование занимательным содержанием;

создание ситуаций творческого поиска.

Метод формирования готовности восприятия учебного материала представляет собой одно или несколько заданий или упражнений педагога, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему»- можно раздать учащимся по листу бумаги и попросить написать в течение нескольких минут все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания, они подсчитывают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью педагога, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.

Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод формирует положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к развитию познавательного интереса. Расширять мотивационные условия изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез,обобщения. Основа формирования познавательных интересов младших школьников – их творческая деятельность. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. На уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики» учитель может использовать театрализацию (инсценирование библейского сюжета). В качестве примера развития творческих способностей могут служить следующие задания: придумать задания и упражнения к теме, составить ребусы, головоломки, кроссворды, написать стихотворение и т.д. Частое проведение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий.

Сильную мотивацию у учащихся создает метод постановки проблемы, суть которого заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащегося мотивацию. Ученики готовы преодолеть трудности, чтобы увидеть, узнать, решить и т.д.

Введение элементов исследовательской деятельности учащихся (метод проектов) позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться , направлять его познавательную деятельность. Три “кита”, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. При выполнении проекта учащиеся попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: интерес выбор – успех (неуспех) – рефлексия – адекватная оценка (самооценка) – рефлексия (по И.Чечель).

Большую роль в активизации познавательной деятельности играют методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта. Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащихся. С позиций теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог образует и поддерживает совместную учебную деятельность, в которой и происходит развитие участника. Он способствует переводу индивидуальных видов деятельности в деятельность совместную, объединенную единой целью. Можно выделить следующие наиболее часто применяемые методы организации взаимодействия учащихся: освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, организация работы учащихся — консультантов, дискуссия.

Одним из важнейших путей формирования познавательного интереса младших школьников является проведение интегрированных уроков. Интеграция в начальной школе необходима, во – первых, потому, что учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению и воспитанию, к проведению интегрированных уроков; во – вторых, у младших школьников заложены большие потенциальные возможности для интеллектуального развития, они могут мыслить обобщенно, если их этому учить. Уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно интегрировать с уроками изобразительного искусства (составление галереи образов), музыки (составление коллекции мировых музыкальных произведений), чтения (составление библиотеки произведений художественной литературы мировых религий), окружающего мира (составление словаря терминов и понятий, карт образования мировых религий).

Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану. В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача начального обучения. Таким образом, использование данных форм и методов на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики» способствует активизации познавательного интереса учащихся к изучению мировых религий.

.






map