Методика развития связной речи младших школьников



Творческая работа

«Методика развития связной речи младших школьников »

Содержание

Введение.

Глава Ι. Методы, применяемые при обучении школьников пересказу:

Методы развития речи.

Связь уроков литературного чтения и русского языка – основной фактор успеха в развитии речи.

Формирование умений, помогающих воспроизводить тексты.

Глава ΙΙ. Развитие речевой деятельности младшего школьника.

Направления в работе по развитию речи.

Виды пересказа.

Приёмы подготовки к пересказу (изложению).

Методика изложения отдельных видов пересказа:

— подробный пересказ;

— выборочный пересказ;

— сжатый пересказ;

— пересказ-характеристика;

— пересказ-устное рисование;

— письменные изложения текста.

Результативность работы.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Из всех…знаний и умений самым

важным, самым необходимым

для жизненной деятельности является,

конечно, умение ясно, понятно,

красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышёв

Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является творческая, познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способов и возможностей ребенка.

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а так же уровень его развития.

Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций. Поэтому развитие речи осуществляется на уроках обучения грамоте, чтения, грамматики. Оно не отделимо от любой языковой работы.

Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.

В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придаётся особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Коммуникативно-познавательная направленность обучения является основой новых программ, т.е. на первое место ставится обучение русскому языку как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации. Коммуникативная ориентация курса даёт практическое представление о языке как важнейшем средстве обучения, приучает внимательно слушать, адекватно воспринимать речь, корректировать своё высказывание с учётом ситуации и целей общения.

Цель данной работы показать влияние разнообразных видов пересказа на становление правильной речи младшего школьника.

Основная задача пересказа – это формирование у учащихся отчетливой и правильной устной речи.

Успешная работа по обучению пересказу младших школьников будет в том случае, если учитель начальных классов в совершенстве владеет методикой и новыми технологиями в обучении пересказу.

Поэтому учитель, творчески относящийся к своей работе, должен придавать принципиальное значение развитию учащихся, которое играет большую роль в овладении ими навыками чтения, умениями разобрать прочитанное, разнообразными приёмами работами с произведениями художественной литературы.

Таким образом, формирование у каждого ученика прочных умений, от которых зависит самостоятельное усвоение содержания читаемых текстов, пересказ их, относится к числу важнейших задач уроков чтения и играет важную роль в начальных классах для формирования правильной и четкой речи у школьников.

Глава Ι. Методы, применяемые при обучении школьников пересказу.

1. Методы развития речи.

Речевая среда и речевая активность формируют у детей чутьё языка, или языковую интуицию – автоматизированное неосознаваемое предпочтение в использовании общепринятых продуктивных моделей языка.

Очень важно, чтобы эти предпочтения действовали в рамках нормированного, литературного языка, а не диалекта. Очень важно поэтому, чтобы языковое чутьё формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе интеллигентной речи учителя, чтения художественной литературы дома и в школе.

Для овладения речью ребёнок нуждается в среде. Это – во-первых, а во-вторых, необходима речевая активность самого учащегося. Эта закономерность действует на протяжении всей жизни человека, и естественно, что в детстве она заметнее. Из этой закономерности выводится группа методов развития речи:

Имитационный – обучение по образцам.

Коммуникативный.

Метод конструирования.

Используя имитационный метод, провожу такие упражнения:

— составление предложений по типу данного;

— составление рассказов по аналогии с прочитанным;

— провожу отработку произношений, пауз, ударений;

— работаю над усвоением форм речевого этикета.

В рамках коммуникативного метода использую следующий набор приёмов:

— ролевые игры, труд, походы, способствующие накоплению впечатлений;

— создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;

— создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни.

Метод конструирования даёт возможность использовать в уроке следующие типы речевых упражнений:

— толкование значений слов;

— работа с синонимами и антонимами;

— исправление ошибок;

— составление предложений на заданную тему;

— распространение предложения;

— редактирование предложений;

— исправление логических ошибок;

— редактирование своего текста;

— составление текстов различных функционально-смысловых типов.

Все три группы методов помогают мне создать базу для системы развития речи.

2. Связь уроков литературного чтения и русского языка – основной фактор успеха развития речи.

Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас – это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая ученику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков. Не забывая о воспитательных задачах уроков чтения, побуждаю детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, высказывать свое мнение о событиях и героях прочитанных произведений, приводить примеры из жизни класса.

Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления и является формой, средством выражения мысли, то развитие речи – это, прежде всего, развитие мышления. Самым распространенным видом связной речи на уроках чтения является пересказ.

К такой серьезной работе, как близкий к тексту и краткий пересказ, необходима подготовка: систематичность в обучении связной речи, постепенность в нарастании самостоятельности учащихся и в обучении их новым приемам работы.

Необходимо, чтобы пересказ стал активным средством нравственного воспитания и развития ума и речи учащихся.

Занятия по развитию речи на уроках литературного чтения в 1 классе веду также как на уроках обучения грамоте: в процессе коллективной работы. Основные виды работ – пересказ и рассказывание.

Особое место на уроках русского языка отвожу обучению связной речи, специальным упражнениям по дальнейшему ознакомлению учащихся со структурными особенностями связного сообщения.

Всякое связное сообщение обладает характерными, присущими ему признаками. В 1 классе провожу различные виды работ, цель которых – помочь учащимся осознать основные признаки текста, такие, как наличие заголовка, завершенность, тематическое единство и информативность.

Основной признак связного текста – единство содержания – помогаю осознать учащимися через работу над заглавием. Соотнеся заглавие какого-либо текста с его содержанием и озаглавливая несколько предложений или часть текста, учащиеся устанавливают, что заглавие соответствует содержанию и охватывает все содержание.

Прочитав разрозненные предложения, учащиеся устанавливают, что все они объединены общим смыслом и поэтому могут быть озаглавлены, а значит, из них можно составить связный текст.

Другой признак текста – связность изложения – осознается в работе с деформированным или неполным текстом. Сопоставляя упорядоченный текст с деформированным или неполным, учащиеся устанавливают, что в связном тексте все предложения, части текста стоят в определенном порядке и связаны между собой, а в деформированном тексте отдельные предложения на одну тему не являются текстом. Пользуясь знанием этого признака, дети осознают, что при перестановке предложений или частей связь в тексте нарушается, и он распадается.

Анализ упорядоченного или деформированного текста со стороны построения связывается, таким образом, и с анализом содержания, что способствует лучшему запоминанию текста и осознанию его структуры.

Задача обучения связной речи во 2 классе – это дальнейшее формирование у учащихся умения понимать и сознательно строить связные высказывания разных типов.

Решение этой задачи осуществляю через систему занятий обучающего и самостоятельного характера и связываю с работой над устной и письменной речью.

Так же, как и в 1 классе, ставлю задачу – воспитывать у учащихся желание и способность говорить перед классом. В решении этой задачи главное место отвожу рассказыванию. Учащиеся готовят устные рассказы дома, а в классе рассказы кратко анализируются, причем акцент делается на положительные стороны. Устные рассказы о событиях из жизни, о своих впечатлениях и наблюдениях, описание любимых игрушек, знакомых предметов, животных прослушиваем на уроках чтения, грамматики, трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, а также во внеурочное время. За рассказывание ставлю только положительные оценки или поощряю рассказчика словесно.

Задача обучения связной речи в 3 классе – это дальнейшее формирование умений сознательно и самостоятельно понимать и строить устные и письменные высказывания разных типов. К устному рассказыванию на тему о своих личных наблюдениях и впечатлениях добавляю рассказывание о прочитанном и услышанном. Выявление главного, существенного – необходимое условие лучшего понимания читаемого. Для запоминания и пересказа прочитанного необходимо удержать в памяти это главное, закрепив основные мысли в плане.

В 3 классе средством логического анализа текста может служить краткий пересказ. Выделение основных мыслей текста по логическим вопросам большинство учащихся производит самостоятельно. Прочитав или прослушав текст, дети кратко передают его содержание, показывая, насколько хорошо понятно им главное. Опираясь на краткий пересказ, учащиеся с большей уверенностью переходят к вычленению смысловых частей в самом тексте, группируя предложения вокруг основных мыслей текста.

В сложном умении составления плана завершающим действием является подбор и формулировка заголовков. Эту работу связываю с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста и т.п. При самостоятельном составлении плана рекомендую учащимся руководствоваться требованиями, которым должны отвечать формулировки плана:

В пунктах плана должны отразиться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком (о чем) и что говорится в каждой части рассказа.

Пункты плана должны быть связаны по смыслу. (Из одного пункта плана вытекает другой пункт, чтобы получался как бы «ручеек»).

Пункты плана должны быть краткими.

Подсказываю учащимся, особенно на первых порах, формировали пункты плана в повествовательной форме, а главные мысли в них выражали глагольными, а не назывными категориями.

3. Формирование умений, помогающих воспроизводить тексты.

Умение воссоздать прочитанное входит в состав ряда других умений и связано с развитием творческого мышления, воссоздающего воображения, речи детей. Каждый ребенок воспринимает произведение по-своему, у каждого возникает свой образный ряд, отражающий индивидуальное восприятие произведения ребенком. Но чтобы более полно и адекватно прочитанному ученик смог отразить свое представление, помогаю ему мыслить следующим образом: полно и правильно осуществлять анализ произведения и вводить алгоритм при работе с текстом. Для этого структурирую умение и определяю последовательность читательской деятельности, выявляю, какие предметы будут изображены (предметные компоненты) и определяю, какие слова помогут рисовать «словесную картину» (направление внимания на функцию слова). Это создает предпосылки для привлечения ассоциаций, возникших на основе авторского изображения и выразить свои представления словесно (речевое воплощение).

Формирование умений составлять план текста – это умение ориентироваться в структуре текста и воспроизводить его связано с рядом микро умений – конкретных умений, которые должны быть сформулированы заранее, прежде чем ученик овладеет умениями составлять разного вида пересказы. Значительное место на уроках литературного чтения отвожу работе по определению смысловых частей текста и их взаимосвязей, составлению плана. Эти умения необходимы для более глубокого понимания произведения, в то же время без них очень трудно формировать умения, воспроизводить текст. Выработку устойчивых умений по делению текста на смысловые части (узлы) и составлению планов провожу главным образом в конце второго и третьего классов, применяя специальные упражнения.

Формирование умений воспроизведения художественного текста.

Из всех умений, связанных с воспроизведением содержания текста, наиболее сложным является выборочное рассказывание об одном событии или герое, когда их в рассказе несколько. В этом случае очень важно убедиться, чтобы ребенок владел конкретными приемами самостоятельной деятельности.

Обучение я начинаю с общего анализа произведения, а затем путем выборочного чтения вместе с обучаемыми выявляю, какие отрывки текста относятся к событию или герою, о чем в них говорится, как они связаны между собой. Затем составляем план, после этого учащиеся приступают к персональному пересказу.

Порядок действий.

Перечитай текст, отметь в нем те отрывки, которые относятся к герою.

Определи, о чем говорится в каждом отрывке.

Расположи отрывки по порядку, сгруппировав их.

Подбери к ним заглавия.

Посмотри еще раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки.

Расскажите о герое, пользуясь планом.

Анализ, абстрагирование, вычленение из ряда фактов тех, которые необходимы, оценка факта или поступка героя, самостоятельные суждения – сложные умственные операции, которые привлекаю в ходе формирования умения выборочно воспроизвести текст. Это умение на более сложном материале будет развиваться и далее в средней школе, ибо не все операции в равной мере самостоятельно могут выполнить даже четвероклассники.

В процессе обучения формирую у учащихся умения, связанные с характеристикой поступка героя. Это сложное умение включает ряд микро умений – способность вычленять поступок в тексте, определять его смысл (мотив), выражать свое отношение к поступку, давать ему оценку. Более сложное умение – воссоздание прочитанного в форме словесной картины. Учащиеся должны освоить последовательность действий и знать, что следует перечитать текст, определить, сколько картин нужно нарисовать, сказать, о чем каждая (озаглавить), отобрать объекты, слова, которые помогут представить свое отношение к героям, мысленно представить, проверить себя по тексту и воспроизвести прочитанное. Проверка заключается в воспроизведении учащимися последовательности действий.

Развитие речи – главное, центральное занятие, вокруг которого группируются все другие виды занятий по русскому языку. Развивать язык отдельно от мысли невозможно, развивать в детях дар слова – значит почти тоже самое, что развивать в них логичность мышления. Задачи работы по развитию речи в школе охватывают широкий круг вопросов, связанных с совершенствованием познавательной деятельности ученика: обогащение активного словаря, сочетание слов и использование в речи, логическое и стилистическое использование различных грамматических средств, связное изложение своих мыслей.

Глава ΙΙ. Развитие речевой деятельности учащихся.

Направления в работе по развитию речи.

Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, развитие связной(монологической речи).

Первое направление в работе по развитию речи – работа по овладению нормами литературного языка, которая формирует навыки правильного воспроизведения слова, словоформы, структуры словосочетания и предложения; работа по обогащению речи воспитывает умение не только правильно, но и уместно, с учётом требований контекста, употреблять языковые средства в речи.

Пересказ и изложение – это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой стороны – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в рождении речи.

Второе направление в работе по развитию речи – развитие навыков связной речи, умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

2. Виды пересказа.

Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг, предназначенных для внеклассного чтения. Школьник пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения.

Разнообразие видов пересказа, которые я применяю, вносят оживление в уроки:

пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный;

сжатый – с некоторыми степенями сжатия;

пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице – пересказ в третьем лице);

от лица одного из персонажей (рассказ от «лица» неживого предмета);

пересказ драматизированный — в лицах;

пересказ с творческими дополнениями и изменениями;

пересказ по опорным словам, по связи с картинками-иллюстрациями;

пересказ-характеристика;

пересказ – описание экспозиции (места действия);

пересказ – устное рисование картин, иллюстраций и т.д.

Письменные пересказы принято называть изложениями. Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, без большей спешки подбирать слова, тщательно выверять строй предложения. Однако, и требование к письменному изложению выше, чем к устному пересказу.

В сущности, любой вариант устного пересказа, может приобрести письменную форму, лишь утрачивая при этом возможность выразительности, которая в устной речи всегда богаче, чем в письменной.

Стараюсь учитывать трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Ведь в изложении он вступает в непосильную для него конкуренцию с высокохудожественным текстом писателя-мастера. Несколько облегчает задачу детям адаптация текста. Тексты для изложений подбираю интересные, понятные, близкие детям.

Предполагаю, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен уловит мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.

Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста, они становятся для обучающихся своими, и в процессе составления собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения. Поэтому изложения относят к числу творческих работ учащихся.

Моя роль заключается в том, чтобы управлять степенью влияния образца; я слежу за употреблением тех слов, которые в образце встречаются впервые или в каком-то необычном сочетании, слежу за тем, чтобы сохранялся стиль образца (сказочный стиль или художественное описание природы). Все это тактично делаю при чтении, прослушивании, в ходе языкового анализа.

В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказе творимый, а не заученный. Поэтому сразу при чтении нацеливаю обучающихся на предстоящий пересказ, предлагаю пересказать отдельные фрагменты.

3. Приёмы подготовки к пересказу.

При подготовке к пересказу использую следующие приемы:

выяснение вида пересказа — подробный, близкий к тексту образца или выборочный, по иллюстрации, от лица персонажа и.т.п.;

определение цели работы;

беседа с целью выяснения содержания и языковых особенностей;

выразительное чтение образца;

логическое и композиционное членение рассказа – составление его плана (название его частей);

предварительный пересказ фрагментов;

анализ «чернового» пересказа и его критика;

исправление недостатков: помощь индивидуального характера в процессе изложения произведения.

Иными словами, устному и письменному пересказу обучаю последовательно от урока к уроку. Письменные изложения можно расценивать как направляющие и контролирующие вехи в этом постепенном и длительном процессе.

4. Методика изложения отдельных видов пересказа.

Для речевых упражнений беру произведения разных литературных жанров, продумывая методические приёмы к каждому виду пересказа.

Простейший вид пересказа – близкий к тексту образца. В нем сохраняется и передается учеником не только содержание, но и язык произведения в значительной степени. Он служит, во-первых, средством закрепления в памяти содержания прочитанного, прослушанного во всех его деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и языковых средств в их действии. В-третьих, это уже процесс речи, устной или письменной.

Не всякий текст беру для пересказа, особенно письменного. Так, текст малого объема дети легко запоминают. Начинаю обучение подробному пересказу с повествовательного текста, где легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее ввожу тексты с элементами описания, а также элементами рассуждения.

Ученик хорошо излагает устно или письменно лишь при том условии, когда ему самому интересно, когда у него есть реальный или воображаемый слушатель (читатель); должна быть обеспечена обратная связь, создающая ситуацию диалога.

Основные требования, которые предъявляю к подробному пересказу: осмысление текста, деление его на части, чтобы каждое событие было освещено, обращаю внимание на характеристику героев и на описание природы, если такие есть.

Предлагаю следующие задания для детей с целью улучшения данного вида пересказа:

Правильно употреби в пересказе слова …….

Выбери в каждой части отрывки, читая которые, ты убеждаешься в …..

Есть пословица: …………… О чем говорит эта пословица? Подумай, чему научил тебя этот рассказ?

Подготовься к пересказу текста. Вспомни, как начинается произведение. Как ты будешь говорить, чтобы передать правильную интонацию каждого героя?

Прочитай, что произошло ………….. Подготовься к пересказу двух последних абзацев произведения близко к тексту.

Например, для того чтобы подготовить учащихся к подробному пересказу произведения В.А. Осеевой «Почему?» (2 класс) использую следующие вопросы:

Где играли мальчик с собакой?

Почему мальчик назвал себя так?

Как вел себя Бум вечером?

Было ли стыдно герою рассказа за свое поведение? Постарайся найти ответ на этот вопрос.

Что случилось ночью?

Признался ли мальчик в случившемся?

В ходе наблюдений выявила типичные ошибки подробного пересказа устного и письменного:

неумение начать пересказ;

подробное начало и скомканное окончание;

пропуск чего-то важного;

объединение языка.

Выборочный пересказ провожу по вопросам или заданиям:

расскажите о событии;

опишите картину;

перескажите по одному из пунктов плана;

перескажите по иллюстрации к рассказу;

опишите черты характера кого-то из персонажей рассказа.

В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе.

Третий вид — сжатое изложение: это по преимуществу логическая работа учащихся, она резко отличается от первых двух видов и труднее дается детям. Школьник должен выбрать основное, существенное содержание рассказа, не нарушая логики, смысла, связей, последовательности. Языковое оформление сокращенного, сжатого варианта текста требует качественной перестройки: прямая речь уступает место речи косвенной, нередко изменяется лицо глаголов, простые предложения объединяются в сложные структуры. Поэтому провожу тщательный подбор текстов для успешного сжатия: для этой цели не беру описательные тексты. Лучше других поддаются сжатию повествовательные тексты, рассказы, имеющие сюжет: здесь могут быть сокращены некоторые подробности действия, разговоры действующих лиц, вставные пейзажные зарисовки.

В идеальном варианте сжатое изложение – это не отдельные фразы из полного текста, кое-как связанное между собой, а новый рассказ, заново самостоятельно построенный, целостный, лаконичный, ясный.

Использую следующие задания для детей с целью обучения данному виду пересказа:

Перечитай еще раз данную часть. Что нового ты узнал: Назови слова, которые передают образ главного героя.

Выбери и прочитай в рассказе отрывки, где говорится о том как — Запиши все вопросы и подготовь рассказ, используя эти вопросы как план.

Подготовься пересказать от имени главного героя первые две части рассказа, начни так ………

Подготовь пересказ последней части рассказа от лица …. Передай, как менялось настроение героя по хорду событий.

Подготовься передать содержание 2-ой части рассказа своими словами. Подумай, какие слова ты будешь употреблять вместо слов: я, мне, ты, тебе.

Подготовься к сжатому пересказу первых двух частей произведения. Выбери из текста предложения, которые ты обязательно употребишь в своем пересказе.

Прочитай каждую часть, подумай, что в ней главное.

Так для подготовки к сжатому пересказу рассказа В.А. Осеевой «Синие листья» предлагаю ответить детям на следующие вопросы:

О ком говорится в рассказе В.А. Осеевой?

На какие качества человека обращает внимание писательница?

Осуждаешь ли ты поступок Кати, сочувствуешь ей или хочешь дать какой-то совет?

Как, по-вашему, различает ли Катя такие качества человека, как жадность и бережливость?

Подумай, что было причиной ссоры подруг?

Самый сложный вид пересказа – пересказ характеристика. Этот вид требует чёткого осмысления текста, умение учителя научить детей обращать внимание на характеристику героев, выделять основные качества характера. Для этого использую задания подобного вида:

Рассмотри иллюстрацию к произведению. Как художник изобразил главного героя?

Обрати внимания на определения, которые использовал автор при описании главного героя, подумай и объясни, почему он использовал именно эти определения.

Подготовь рассказ по теме: «Главный герой произведения – это ..».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map