Методика решения примеров на пальцах начальный этап



Методика решения примеров на пальцах (начальный этап)

Проневская Елена Эдуардовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 486 (ГБОУ СКОШ №486 ЦОУО ДО г. Москвы)

Уроки счета для глубоко умственно отсталых связаны с формированием разнообразных умений и навыков умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения счета с жизнью ( привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности).

Перова М.Н. пишет: «Умственно отсталые исходят при решении задач или выполнении заданий из несущественных признаков, руководствуются отдельными словами и выражениями или пользуются усвоенными ранее схемами-шаблонами Это приводит к тому, что, не умея отойти от этих штампов, ученик нередко дополняет условие задачи, чтобы подвести ее под определенную, известную ему схему. Он вводит слова «всего», «осталось», «стало», «вместе» и на их основе выбирает действия.»

Учащиеся не умеют пользоваться приемами опосредствованного, т. е. осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа. По мере обучения коррекционной школе, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше.

В тетради ребенка изображение предметов, в данном случае – треугольников, что позволяет повторить название геометрических фигур.

— Посмотри, что нарисовано? Назови.

Давай соединим точки и раскрасим первый треугольник.

(соединяем точки и раскрашиваем)

— А теперь давай посчитаем сколько треугольников мы раскрасили.

(левая рука сжимается в кулачок, указательный палец правой руки превращается в «указку» и ставится на треугольник)

— Сколько?

— Один!

(палец левой руки отжимается, обозначая цифру)

— Давай напишем цифру там, где стоит точка. Какую цифру мы будем писать? Посмотри на палец. Назови.

— Один!

— Напиши.

(ребенок записывает цифру в тетрадь сам или с помощью учителя)

— А теперь давай соединим точки и раскрасим следующий треугольник.

(соединяем точки и раскрашиваем)

— А теперь давай посчитаем сколько еще треугольников мы раскрасили.

(левая рука сжимается в кулачок, указательный палец правой руки ставится на треугольник)

— Сколько?

— Один!

(палец левой руки отжимается, обозначая цифру)

— Давай напишем цифру там, где стоит точка. Какую цифру мы будем писать? Посмотри на палец. Назови.

— Один!

— Напиши.

(ребенок записывает цифру в тетрадь сам или с помощью учителя)

— А теперь давай посчитаем сколько (обе руки ребенка широко разводятся в стороны) всего (ладошки кладутся друг на друга крестом, получается знак +) мы раскрасили треугольников.

-Посмотри на свои руки. Какой знак надо поставить?

— Плюс.

— Давай его напишем.

(в тетрадь записывается знак «плюс» сначала между треугольниками, а потом между цифрами)

— После цифры один напишем знак «равно» (или «получится»).

(пишем)

-Мы с тобой записали в тетради пример.

-Прочитай, какой пример у нас получился.

(Указательный палец правой руки превращается в указку. Ставится в тетрадь под первую цифру в примере).

-Смотри, какую цифру показывает тебе палец? Назови.

— Один.

— Передвинь палец. Какой знак показывает тебе палец, смотри? Назови.

-Плюс!

(Очень важно, чтобы ребенок действительно научился переводить взгляд и палец, а не ждал, пока цифру или знак назовет мама. От говорящих детей надо добиваться самостоятельного ответа

Неговорящие дети показывают на пальцах. А родители добиваются, хотя бы звука обозначающего цифру или знак.)

-Передвинь палец на следующую цифру. Смотри, какую цифру показывает тебе палец? Назови.

-Один!

— Передвинь палец. Какой знак, он тебе показывает?

— Равно!

— Мы с тобой прочитали пример, а теперь нам надо его решить.

(Теперь левая рука превращается в счеты. Пальцы левой руки сжимаются в кулачок.

Указательный палец правой рука – в тетрадь под первую цифру примера.)

— Какая первая цифра в примере? Назови.

-Один.

-Покажи на пальцах. Держи пальцы!

— Какой знак в примере?

(Проследить, чтобы ребенок не забыл передвинуть палец-указку под знак. Если забыл – напомнить: передвинь палец под знак, но не делать этого за него. Ждать, когда он сам начнет это делать.)

-Плюс!

-Что значит плюс? Что надо делать с пальцами? Убирать или прибавлять.

— Прибавлять.

(Добиться ответа от говорящих, не спешить говорить за него!!! Дети – очень хитрые существа, очень быстро научаются использовать нашу нетерпеливость и ждут, когда мы не вытерпим и скажем ЗА них. Набраться терпения! Говори: при-бав-лять! )

-Сколько пальцев нам надо прибавить? Смотри в пример!

(Проследить, чтобы ребенок перевел взгляд и не забыл передвинуть палец под следующую цифру.)

-Говори!

— Один!

— Прибавляй!

(Вот тут — методом отгибания по 1-му пальцу: 1, 2, 3. Следить, чтобы считал вслух, контролировать правильность отгибания пальцев, НО НЕ делать ЗА ребенка)

-Посчитай, какой ответ получился.

(Ребенок пересчитывает пальцы: 1, 2…. )

-Так сколько получилось? (Ребенок должен удержать в памяти итоговое число)

— Два!

— Где надо записать ответ?

— Возьми ручку, запиши ответ после знака равно. Какую цифру напишешь?

— Два!

— А теперь прочитай пример вместе с ответом.

(Палец указка ставится под первую цифру в примере и передвигается ребенком по мере называния или показывания числа)

— Один плюс один равно два.

Аналогично решаются и примеры на вычитание.






map