Методы и формы работы с родителями в курсе ОРКСЭ



Формы и методы взаимодействия с родителями в курсе ОРКСЭ.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Я беждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

Наша Краснооктябрьская СОШ второй год успешно реализует один из шести модулей курса – Основы светской этики, который был единогласно выбран родителями учащихся и успешно реализуется вот уже второй год подряд.

Каким же образом я стараюсь привлекать родителей в апробационный процесс? Выделила для себя основные задачи в реализации данного направления:

• создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации образовательно-воспитательной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также предполагаемого результата;

• активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

• углубление и расширение личностно ориентированного компонента образования за счет использования в процессе обучения по данному курсу методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. Главная задача этого этапа – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат — мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Первым шагом стало проведение родительских собраний, на которых родители были ознакомлены с особенностями апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием компьютерной презентации.

Помимо этого ознакомила родителей с учебными пособиями, книгами для родителей, мультимедийными дисками, которые обеспечивают преподавание данного курса, ответила на возникшие у родителей вопросы.

Также было проведено анкетирование. На данных родительских собраниях родители определились с тем модулем, который будет изучаться их детьми.

На одном из собраний я дала ряд Практических советов родителям о том, как они могут помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребенку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка, у Вас будет что добавить к их содержанию. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.

Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.

Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Проведение эксперимента предусматривает, что в школе будет проходить психологическая диагностика процессов нравственного развития учащихся. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните причину и устраните ее.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И, все же, для чего нужны моральные нормы?

Своего ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живет в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь.. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живёт долго.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!

Учебный модуль «Основы светской этики» предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

В начале работы поняла, что необходима более эффективная и целенаправленная работа с родителями по реализации ключевых положений данного курса.

В ходе работы с родителями мной используется дифференцированный подход, который строится на выделении 4 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса:

• 1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений;

• 2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительной направленности в воспитании детей;

• 3 тип – конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, они разбираются в своих отношениях;

• 4 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение, жестокость.

В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:

1.Психолого-педагогическое просвещение родителей, этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.

2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В реализации данного направления использую такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей (открытые уроки по теме «Добро и Зло»), помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних предложений.

Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как:

1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов.

3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, делает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным. Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.

Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.






map