Методы и приемы педагогической поддержки



Методы и приемы педагогической поддержки детей в процессе развития познавательной сферы на этапе подготовки детей к школе

Воспитатель 1 логопедической группы

Федотова М.А.

Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Выделяют следующие компоненты психологической готовности:

— Личностная готовность к школьному обучению включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника.

— Эмоционально-волевая готовность к школе отражается в развитии произвольного поведения.

— Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов: способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. В целом, развитие интеллектуальной готовности к школе предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; интерес к знаниям, к процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно двигательных координаций.

Но у детей с ОНР, которые посещают нашу логопедическую группу, по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности: недостаточная концентрация и устойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, пространственные трудности; слабость в развитии моторики, недостаточная сформированность мотивационной сферы. Со стороны эмоционально-волевой сферы также имеет место ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.

Поэтому, дети – логопаты входят в контингент риска: риска испытать наибольшие трудности в школе, риска неуспеваемости, риска заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления. Именно поэтому такие дети требуют особого подхода и особого внимания воспитателя. По данной категории детей необходима организация особой системы работы, которая должна в наибольшей степени учитывать особенности и проблемы детей с ОНР и обеспечить их эффективное развитие. Психокоррекционная работа с такими детьми включает комплекс мероприятий. Но, считаю, что огромное значение в процессе развития познавательной сферы имеет тактика педагогической поддержки детей. Эта деятельность предполагает индивидуально-ориентированную помощь детям в развитии как общих, так и специальных способностей.

В своей работе с детьми использую наиболее приемлемые тактики педагогической поддержки развития детей: тактику помощи и тактику содействия.

Тактика помощи рассчитана на то, чтоб ребенок обязательно начал действовать, но для того, чтобы он сделал это добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха». Многие дети защищаются от проблемы, блокируя сою активность. Такому ребенку важно помочь осознать, что он многое может! Стоит только попробовать преодолеть свой страх. Успех первой пробы должен быть гарантирован. Разочарование в себе может укрепить страх перед действием. А педагог, оказывая помощь, страхует ребенка от этого разочарования. «Помощь» восстанавливает и укрепляет у ребенка ощущение собственной значимости для других людей.

Кредо тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!». Главным условием тактики является стабильное эмоциональное состояние ребенка, самооценка не занижена. В тактике содействия создаешь условия для того, чтобы ребенок вовлекался в процесс осмысления намерений, интересуешься мнением ребенка к отношениям к происходящему, расширяешь возможности выбора, предлагая новые варианты, не знакомые ребенку. В тактике содействия постоянно находишься с ребенком в диалоге, вместе размышляя, добиваясь до сути. Эта тактика развивает критические и аналитические способности ребенка, который учится осознавать то, что проблема может иметь как минимум 2 варианта решения.

Методы педагогической поддержки используются тогда, когда у ребенка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь их решать. Таковыми являются:

1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей (метод наблюдения, метод коллективного анализа деятельности, размышления);

2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей (метод «деловой игры», метод развития интуиции, метод психотренинга, метод мозгового штурма, метод беседы);

3. Методы поддержки развития организаторских способностей (метод игры, метод упражнения, метод «творческого выполнения задач»);

4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей (ролевые игры, метод творческого поиска).

Главное в деятельности (совместной и самостоятельной) – ребенок, а воспитатель направляет его деятельность.

Использую следующие приемы обучения:

— ход познания (от ребят),

— начало должно быть необычным,

— держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей,

— не оставлять без внимания ни одного ответа детей,

— помнить о развитии речи во всех видах деятельности,

— поддерживать ощущение успешности,

— осуществление работы в творческих тетрадях.

Эффективность специальных занятий с детьми, имеющими нарушения речи, во многом определяется выбранными психокоррекционными приемами, играми, упражнениями.

При коррекции внимания необходимо развивать его особенности: устойчивость, переключаемость, распределение. Использование специальных игровых упражнений («Что забыл нарисовать художник?», «Чем отличаются две пары картинок?», «Найди среди игрушек две одинаковые», «Что перепутал художник», «Найди 2-10 отличий» и т.п.) позволяет повысить уровень самостоятельности и наблюдательности, умение распределять и концентрировать внимание на соответствующих объектах.

Коррекция восприятия проводится с помощью пособий («Почтовый ящик», «Разрезные картинки», «Эталоны»), собирания пазлов, мозаики, а также при проведении специальных дидактических игр. Все это развивает у детей умение воспроизводить целостный образ предмета, умение соотносить предметы с сенсорными эталонами, выделяя их сходство и различие; умение ориентироваться в окружающей обстановке, выделяя главное в воспринимаемом.

Память является одним из важнейших познавательных процессов. При проведении коррекционной работы использую игры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Нарисуй по памяти» и т.п.), тесты («Пиктограмма», «Десять слов», «Десять предметов» и др.), занимательные игры со словами и стихами, заучивание стихов и пересказ текстов. Это позволяет наращивать объем запоминаемой информации, время хранения данной информации, быстроту и точность запоминания, развивает у детей вербальную память.

При коррекции мышления, для развития наглядно-действенного мышления использую игровые упражнения, например: «Собери пирамидку», «Построй башню» и т.д. Для развития наглядно-образного мышления применяю игры: «Найди недостающую деталь», «Кому какое угощение?», «Кто где живет?» и др. При формировании элементов словесно-логического мышления использую такие игры, как: «Четвертый лишний», «Овощи, фрукты, ягоды» (разложить по корзинам), «Кто (что) там?» (найти закономерность и нарисовать в пустых клетках недостающие фигуры), «Что перепутал художник?» и т.п.

Для развития воображения повышаю у детей познавательные интересы и мотивацию всех видов продуктивной деятельности, расширяю запас сведений об окружающем мире и обогащаю словарный запас.

В свете современных тенденций изучения взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности большое внимание уделяю совершенствованию мелкой моторики у детей, используя разнообразные развивающие игры и упражнения. Помимо традиционной пальчиковой гимнастики широко использую модифицированные упражнения и игры с пальчиками:

— упражнения с грецкими орехами, каштанами, шестигранными карандашами и т.п. (перекатывание их между ладонями);

— игры с текстильной резинкой (растягивание резинового колечка пальцами), поролоновыми и резиновыми мячами (сжимание их между ладонями, поочередное сжимание пальцами);

— «пальчиковый бассейн» (поиск мелких игрушек в емкости, наполненной горохом, фасолью);

— «разноцветные прищепки» (механическое сдавливание подушечек прищепками);

— различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев.

Также использую различные игры с тестом , глиной, песком. Все эти игры не только развивают моторные навыки, но и стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, что очень важно для наших детей.

В процессе всей психокоррекционной работы с детьми проводим работу по формированию речевой деятельности: развиваем потребность общения, его мотивационной стороны. Ребенка учим фиксировать внимание на речи, развиваем фонематические процессы, контролируем правильность звукопроизношения и сохранность слоговой структуры слова, отрабатываем правильность употребления грамматических категорий и развиваем связную речь.




map