Методы и приемы воспитания ребенка как субъекта детской деятельности и поведения



СЕМИНАР

Методы и приемы воспитания ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.

Форма проведения: деловая игра.

Цель: стимулирование активности педагогов ДОУ по вопросу воспитания детей как субъекта детской деятельности и поведения, повышение компетентности педагогов по данному направлению.

Предварительная работа:

Повторить общие методы воспитания детей дошкольного возраста.

Ход семинара:

«В атмосфере радостной, содержательной,

духовно обогащающей жизни детского сообщества

каждый ребенок становится способным и готовым

максимально проявлять и раскрывать свои задатки»

Ш.А.АМОНАШВИЛИ

Способность быть субъектом собственной жизнедеятельности приобретается ребенком в процессе включения в различные виды деятельности. Она формируется в раннем возрасте и транслируется на всю последующую жизнь человека, предоставляя возможность быть самим собой, определять течение своей жизни. Но проблема заключается в том, что изначально, начиная с дошкольного детства, усилия педагогов направлены на формирование готовности действовать по указанию и инструкции взрослых. Сначала родители, потом воспитатель и учитель берут на себя ответственность решать, чему ребенок будет учиться и как он должен это делать. Ребенок вырастает, окружающие ждут, что вот сейчас-то он начнет принимать решения самостоятельно и будет способен нести за них ответственность. Но, к всеобщему удивлению, этого не происходит, поскольку ребенок уже не привык ждать и выполнять указания.

Чтобы решить эту проблему, система образования должна:

помогать каждому человеку найти себя;

обеспечивать признание самоценности личности, развитие ее сущностных сил и целенаправленное воспитание у подрастающих поколений позиции субъектов собственной жизнедеятельности.

В.В. Знаков высказал очень важную для исследуемой проблемы мысль: «Независимо от того, на что направлено понимание – на изучение человека, общества или природы, — это всегда процесс самопонимания. Даже если мы пытаемся понять что-то внешнее, какую-то объективную реальность, мы выражаем самих себя, познаем, расширяем и понимаем свой внутренний мир… Понимая что-то во внешнем мире, поднимаясь еще на одну ступеньку познания, субъект одновременно углубляется в себя и как бы возвышается над собой… Понимая мир, человек должен понять себя не как объект, а осознать изнутри, со стороны смысла своего существования».

Весь образовательный процесс должен быть направлен на то, чтобы вызвать желание и потребность слушать себя и «истолковывать» себя, формировать критерии ценностных переживаний по отношению к самому себе, накапливать и совершенствовать способы саморазвития – это не столько учение, сколько труд собственной души. К этому труду надо приучать ребенка уже с дошкольного возраста – учить понимать себя.

Взрослый является главным и, пожалуй, единственным помощником ребенка в этом труде. Решить задачу становления его субъектности невозможно без построения воспитательного и образовательного процесса как процесса взаимодействия взрослого и ребенка.

Деловая игра с педагогами:

Педагоги делятся на две команды, при помощи игры «Построй радугу»

(На столе лежат полоски по цветам радуги (по два каждого цвета); на обратной стороне цифры 1 и 2 (номер команды). Каждый педагог выбирает себе полоску и соответственно номер команды. Затем у себя на столе, каждая команда выкладывает из полосок радугу).

За каждое выполненное задание команды получают баллы:

2 балла – дан полный правильный ответ;

1 балл — дан неполный правильный ответ;

0 баллов – дан неправильный ответ.

Задание 1.

В современной педагогической теории и практике идет активный поиск новых методов и приемов, учитывающих субъектность детей дошкольного возраста, поддерживающих ее развитие.

В зависимости от возраста детей, новизны и сложности предлагаемого материала в воспитании ребенка как субъекта детской деятельности и поведения воспитателям рекомендуется использовать:

методы и приемы, предполагающие накопление представлений, оценок и суждений;

методы, вызывающие познавательную активность;

методы, активизирующие поведение и деятельность.

Для первой команды:

Назовите методы и приемы, предполагающие накопление представлений, оценок и суждений (наблюдение, пример взрослых, опыты, эвристические беседы и др.).

Для второй команды:

Назовите методы, вызывающие познавательную активность у детей дошкольного возраста (опыты, сравнительное наблюдение, проектирование, чтение художественной литературы, игры-эксперименты и др.).

Задание 2.

Команды по очереди называют методы, активизирующие поведение и деятельность (пример сверстников, поощрение, моделирование, самооценка и др.). Выигрывает команда — последней, назвавщая метод.

Задание 3.

Одним из методов, предполагающих накопление представлений, является игра-экспериментирование. При их разработке следует учитывать следующие принципы:

учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;

доступности содержания игр;

сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;

сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;

адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

постепенного усложнения игр;

цикличной организации игр.

Придумать игру-экспериментирование для детей младшего дошкольного возраста на формирование культурно-гигиенических навыков и воспитание культуры здоровья:

Для первой команды: «Грязные и чистые руки».

Для второй команды: «А варежки последние».

Задание 4.

Еще одним из действенных методов является игра-этюд. Это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется на основе литературного текста, совместно с воспитателем.

Драматизируйте стихотворение:

Для первой команды:

И.Мувейко «Я сама»

-Давай будем одеваться….

-Я сама! Я сама!

-Пойдем, будем умываться…

-Я сама! Я сама!

-Ну идем, хоть причешу я…

-Я сама! Я сама!

-Ну давай хоть накормлю и…

-Я сама! Я сама!

Для второй команды:

А.Кушнер «Кто разбил большую вазу?»

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят;

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я еще поколебался

С полминуты – и признался.

Задание 5.

Одним из инновационных вариантов организации совместной деятельности воспитателя с детьми может быть задачный подход. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. С одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой стороны – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление – понимание – применение — анализ – синтез – оценка.

Составьте ситуационную задачу: на примере здоровьесбережения.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Выводы: Особенностью дошкольного детства является его ярко деятельностная природа: ребенок-дошкольник – всегда исследователь, экспериментатор, преобразователь, художник. Именно от взрослого, находящегося рядом с ребенком, зависит, проявится ли активность, реализуется во взаимодействии с миром.

Литература:

1.Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. М.: Пед. об-во России, 2005.

2.Дергунская В.А. Ситуационные задачи в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности\\ Дошкольная педагогика. 2009 №6.

3.Дергунская В.А. Игры-экспериментирования в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности \\Дошкольная педагогика. 2009 №6.

4.Дергунская В.А. О субъектности дошкольников в поликультурном пространстве современной России\\ Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: Монография: в 2 ч. Ч.2\Отв. ред. А.Г.Гогоберидзе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.

Для первой команды:

И.Мувейко «Я сама»

-Давай будем одеваться….

-Я сама! Я сама!

-Пойдем, будем умываться…

-Я сама! Я сама!

-Ну идем, хоть причешу я…

-Я сама! Я сама!

-Ну давай хоть накормлю и…

-Я сама! Я сама!

Для второй команды:

А.Кушнер «Кто разбил большую вазу?»

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят;

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я еще поколебался

С полминуты – и признался.

Речевые клише для составления ситуационных задач

по здоровьесбережению

Ознакомление:

назови основные части тела человека, основные моменты режима твоего дня и т.п.;

сгруппируй…;

составь классификацию (разложи, объедини)…;

расположи в определенном порядке;

перескажи..;

вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…

Понимание:

объясни причины того, что…;

что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)..;

покажи связи, установи связи…;

что будет дальше, как ты думаешь..;

расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин или сказочный персонаж..;

приведи пример того, что…;

составь режим дня для малышей (своего маленького брата, сестры)..;

из взрослых ты остался один в детском саду, составь меню для маленьких детей (своего маленького брата, сестры)…;

Применение:

изобрази, как это будет..;

смоделируй ситуацию..;

предложи способ, позволяющий..;

сравни и объясни разницу или общее..;

давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый или грязный воздух в нашей группе..;

давай проведем эксперимент, подтверждающий что..;

объясни младшему брату или сестре, как себя вести, что делать в этой ситуации…

Анализ:

составь правила здоровья или правильного поведения на улице, если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной, светофором и т.д.;

разложи по группам, по ячейкам картинки..;

сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в этом и вот этом случае, как ты обобщишь их…;

найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, рисунке и т.д.)..;

послушай, пожалуйста. Один персонаж говорит так…, а второй по-другому, вот так… Чье мнение правильнее, больше тебе понятно, с кем из персонажей ты согласен…

Синтез:

предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий, новый вариант зарядки, чтобы взбодриться, новые правила поведения в группе, в природе, на улице и т.п.;

найди необычный способ для того, чтобы научить маленького ребенка (брата, сестру) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды, не бежать по лестницее толкаться и т.п.;

придумай игру, которая…;

покажи или расскажи, что будет с куклой, твоим любимым игровым персонажем, если его не лечить, если он\она не будет мыть руки и лицо, расчесываться, следить за собой..;

представь, что ты самый умный, всезнайка, что ты скажешь по этому поводу… (выскажи свое мнение).

Оценка:

какое из решений, предложенных детьми, на твой взгляд, самое лучшее, самое правильное, самое полезное для здоровья..;

что в этом решении тебе не очень нравится, понятно, заставляет задуматься..;

проверь, стал ли воздух в нашей группе чище, вымыли ли ребята руки, вытерли ли их полотенцем, чисто ли в группе..;

как узнать, накормлены ли рыбки, попугай.. сыт ли ты сам..;

как узнать, правильно мы сделали или нет…




map