Методы и средства формирования профессионального самоопределения детей с ОВЗ



ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Методы и средства формирования профессионального самоопределения детей с ОВЗ

(доклад)

Работа воспитателя

Чиркова С.В.

2012г.

План:

Введение………………………………………………………………………….. 3

Методы и средства формирования профессионального самоопределения детей с ОВЗ………………………………………………………………………..5

2.1 методы ознакомительной профориентационной работы…………………..6

2.2 методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессии………………………………….8

2.3.Методы изучения личности школьников в целях профориентации……….9

3. Заключение………………………………………………………………………….10

Лежит дорога к счастью через труд.

Пути иные к счастью не ведут.

( Абу Шукур Балхи.)

1.Введение

Актуальность и важность профессионального самоопределения детей

с ОВЗ.

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.

Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

В нашей стране уделяется внимание вопросам профессиональной ориентации молодёжи. Разработкой научных основ профориентации учащихся занимались Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и среди нынешних методистов Климов Е. А., Пряжников Н. С., С.Н. Чистякова., Махеева О.А., Савченко М.Ю. и другие.

Вопрос «Кем быть?» — один из главных для каждого молодого человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

От этого решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Профессия, в сознании человека, нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. В настоящее время, большое количество детей с ОВЗ закончивших то или иное учебное заведение, не работают по своей специальности.

Я выбрал эту тему не случайно, так как класс являемся уже выпускным, то и проблема профессионального самоопределения для нас является актуальной. Смысл профориентационной работы заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.

Работая по данной теме, я поставил себе цельознакомить учащихся с миром профессий, оказать помощь в выборе профессии.

Задачи:

ознакомить с видами и особенностями профессий;

провести диагностические исследования детей с целью выявления особенностей, склонностей, интересов личности;

сформировать профессиональные и личные качества.

2. Методы и средства формирования профессионального самоопределения детей с ОВЗ.

Под средствами и методами понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения. Собственно, слово «метод» и означает способ осуществления, понятие же «средство» подразумевает то, с помощью чего данный метод осуществляется на практике. К средствам профориентационной работы, в том числе и воспитания можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова (в устной и письменной форме), различные виды деятельности и т. д.

От применяемых методов в значительной степени зависит эффективность профессиональной ориентации. В своё время А. В. Луначарский отмечал: «От метода преподавания зависит, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нём почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть жизни, сольётся с психикой ребёнка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия, как на каторгу, и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз, или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему ребёнку». Это в полной мере относится и к профориентации. Опыт работы ряда учителей-новаторов подтверждает вывод о том, что именно применение определённых методов даст возможность улучшить профориентационную работу.

По структурным компонентам методы профориентации можно разделить на три группы:

методы ознакомительной профориентационной работы;

методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессий;

методы изучения личности школьников в целях профориентации.

2.1 методы ознакомительной профориентационной работы.

Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их профориентационной готовности. Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.

Рассказ. Этот метод я применяю при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессий к психофизиологическим особенностям личности и другие.

Объяснение использую для сообщения, например, воспитанникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций. ……

Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод. Дается задание, например, собрать информацию о данной профессии (из бесед со знакомыми, используя литературные источники, передачи по телевидению, и др.).

Большую роль в работе по профориентации играют профориентационные занятия. На этих занятиях я применяю различные методы: беседа, рассказ, объяснение, профориентационные игры и упражнения( Профессия каменщик»)…..

Вот, например, профориентационные упражнения, которые я провожу в своем классе:

Упражнение «Профессия на букву…»

Цель: актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;

расширение знаний о мире профессионального труда.

Упражнение «День из жизни»

Цель: повысить уровень осознания участниками типичного и специфичного в профессиональной деятельности различных специалистов.

Упражнение «Самая-самая»

Цель: повысить уровень ориентации воспитанников в мире профессионального труда и формировать осознание особенностей различных профессий. Например: «Самая зелёная профессия», «Самая детская профессия», «Самая смешная профессия» и т. д.

Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, основными профессиями различных предприятий.(хлебопекарню, столовую)

Диспуты также служат одной из форм профессионального просвещения учащихся, они стимулируют их познавательную активность. Темы диспутов могут быть разнообразными, например: («Каким я представляю современного рабочего», «Что такое творческий труд?».

Важной формой внеклассной работы по профессиональному просвещению учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания: «Девчата», «Высота» и другие. Целесообразно в целях профориентации использовать телепередачи «Фазенда», «С новым домом», «Субботник», где знакомят с профессией столяра-плотника, дизайнера и т. п.

2.2 методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессии.

К основным методам профориентационной работы по организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке их к сознательному выбору профессии относятся:

индивидуальные занятия, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей. При этом я учитываю особенности интересов и увлечений воспитанников.

недели труда в школе

оказание шефской помощи труженикам тыла

участие в кружках и выставках поделок по декоративно-прикладному творчеству

уборка закрепленной территории

кружки и спортивные секции также способны оказать значительную помощь учащимся в выборе профессии. В процессе ознакомлениями учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности и самостоятельности. Достигается это организацией занятий в соответствии с интересами, желаниями самих учащихся.

2.3.Методы изучения личности школьников в целях профориентации.

Одна из важнейших задач профориентационной работы, проводимой педагогом это – изучение личности школьников, без чего невозможно ориентировать воспитанников на выбор соответствующих профессий.

В своей работе использую следующие методы:

беседу

анкетирование

наблюдение

анализ результатов деятельности школьников.

Например, для того чтобы узнать о предварительном выборе профессий в 8 классе, детям была предложена анкета по профессиональному самоопределению. Получили следующие данные:

Заключение.

Важную роль в осуществлении соединения обучения с производительным трудом в школе-интернате принадлежит педагогу. Содержание трудового обучения и воспитания в нашей школе дает возможность педагогу ознакомить учащихся со многими отраслями сельскохозяйственного производства, сформировать интерес к ним. На занятиях по профориентации ученики получают не только определённые знания, но в процессе создания конкретных объектов труда, имеющих общественно полезную значимость, они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.

Каждый ученик знает о существовании массовых рабочих профессий, в определённой мере знает, чем занимаются рабочие. Но одно дело – знать, а другое – самому изготовить изделие, которое будет полезно в дальнейшем. Ни с чем не сравнить возникающее у человека, а особенно у подростков, чувства радости, гордости от выполненной работы. Именно поэтому перед педагогом стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем и в привычку трудиться, приносить пользу людям, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.

В своей работе педагогу надо использовать такие формы и методы деятельности, которые бы обеспечили наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями.

На занятиях педагог имеет возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к работе, выявлять интересы и способности, что так необходимо в проведении профориентационной работы.

В проведении прфориентационной работы в школе важное место занимают внеклассные занятия по интересам, в частности, различные кружки. При планировании и организации работы в таких кружках педагогу необходимо

создать все условия для творческого развития у учащихся, а в процессе проведения занятий вовлечь учащихся в деятельность.

При этом необходимо учитывать, что профориентационная работа с учащимися — это не обособленная часть учебно-воспитательного процесса в нашей школе, а составная часть его, что успеха в этой работе можно достичь лишь при условии создания стройной системы подготовки учащихся к сознательному выбору профессии на всего периода обучения в школе. Необходимо также учитывать, что важнейшими задачами в профессиональной ориентации учащихся являются:

воспитание любви к труду, дисциплинированности и бережного использования имеющихся материально- технических ценностей;

формирование первоначальных профессионально важных умений и навыков, являющихся общими для многих рабочих профессий;

создание условий для производительного труда учащихся;

изучение, формирование и развитие интересов, склонностей учащихся, ознакомление их с наиболее распространёнными профессиями и в первую очередь с рабочими профессиями;

углубленное ознакомление учащихся с профессиями, соответствующими их интересам, оказание помощи в выборе профессии и места дальнейшей учёбы.

Осуществление в школе трудового и начального профессионального обучения и воспитания даёт возможность педагогам нашей школы решать задачи профориентационной работы с учащимися. А именно:

формировать у школьников профессиональные знания и умения, вызывающие интерес к профессиональному труду;

выявлять интересы, наклонности и способности к ней;

воспитывать профессионально важные качества личности;

сами же учащиеся получают возможность непосредственно знакомиться с условиями труда и пробовать в ней свои силы. Всё это помогает молодому человеку самому сделать выбор будущей профессии

Осознанный выбор профессии – одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере свои способностей. Правильно выбранная молодым человеком профессия позволяет ему занять своё место в обществе, с наибольшей эффективностью применять свои знания, умения и навыки. рисуще нашнашнных проами етов.




map