Методы и средства воспитания здорового образа жизни у младшего школьника



Методы и средства воспитания здорового образа жизни у младшего школьника

1. Теоретическое обоснование проблемы.

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов п воспитанию подрастающего поколения.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье — основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

 

II. Актуальность.

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

 Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые изучаю:

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Игровые оздоровительные технологии.

3. Веселые физминутки на уроках в начальной школе.

4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Игровой массаж.

7. Формирование навыков здорового образа жизни.

8. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

9. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

 На начальной ступени обучения , отмечался высокий фоновой уровень распространенности хронических заболеваний. Стабильными , на протяжении двух лет обучения, показатели групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой учащихся в урочное и неурочное время. Отрадно то, что показатели нарушения осанки уменьшаются, а показатели нарушения зрения держатся на одном уровне. Число не болевших детей к концу второго года обучения увеличилось на 20%. Оценка динамики утомления детей, проведенная в конце второй четверти показала наилучшие индексы у 76% детей. Снижение средних значений индексов наблюдалось в пятницу, и соответствовала физиологической кривой работоспособности. Полученные данные были использованы для оптимизации расписания уроков во втором полугодии.

Таким образом, организация учебной деятельности в рамках образовательной программы “Школа 2100” с учетом здоровьесберегающих технологий не наносит сколько-нибудь заметного ущерба здоровью учащихся. Некоторые , показатели заболеваемости , отражают неблагополучный фоновой уровень здоровья первоклассников поступающих в школу. Вместе с тем, основной задачей остается такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Необходимо становится определение комплекса мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. На первый план выступает реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, таких как витаминизация блюд школьных столовых, оптимизация расписания занятий, проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки, организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей

1. ПЕДАГОГ И ПРОБЛЕМА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения)-

это состояние полного физического ,психического и социального благополучия,

а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.»

И.И.Брехман

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать , что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит ,что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не носило ущерба здоровью школьников.

Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые будут работать в начальных классах с контингентом детей младшего школьного возраста и об отношении учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель в рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся начальных классов. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу.

Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью ,его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников ,на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.

Что педагог должен уметь:

анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления

владеть основами здорового образа жизни

устанавливать контакт с коллективом учащихся

наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение

прогнозировать развитие своих учащихся

моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления

личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей

Все эти умения , тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно- воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.

2.СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

средства двигательной направленности

оздоровительные силы природы

гигиенические навыки.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это- движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры и др.

Физминутки на уроках.

Лечебная физкультура.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ингаляцию.

Принятие воздушных ванн во все времена года.

Водные процедуры

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена(чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением музыки, через массовые спортивно- оздоровительные мероприятия, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.




map