Методы интерактивного обучения



Методы интерактивного обучения

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность.

Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Из своей практики я установила, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии.

Наиболее приемлем при работе по УМК «Перспектива» — системно-деятельностный подход в обучении с учетом личностных особенностей учащихся. Для меня наиболее конструктивным являются методы интерактивного обучения.

Что подразумевается под данным методом обучения?

Интерактивные методы – означает взаимодействовать, находить в режиме беседы, диалога с кем – либо. В отличии от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся на уроке.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Рассматривая основные виды интерактивных методов обучения, я остановлюсь на следующих:

Ролевая игра

Работа в парах и группах

Мозговая атака

Общая дискуссия

Проекты

Кейс-метод (разбор ситуаций)

Ролевые игры помогают формировать коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления. Например, при изучении темы «Маленькая энциклопедия книги» по литературному чтению я проводила ролевую игру. Учащиеся работали в микрогруппах, составляли вопросы по теме, предполагали возможные вопросы других детей, выбирали знатока книг, а после подготовки я провела итоговый раунд «История книги», в ходе которого знатоки книг отвечали на интересующие вопросы детей, т.е. выступали в роли учителя. Одним из видов ролевых игр является прием «Аквариум»

Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

На мой взгляд, важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. В 1 и во 2 классах я использую работу в парах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников.

Начиная с третьего класса, я ввожу в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся.

Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.

Например, при изучении темы «Умножение на двузначное число» детям была предложена проблемная ситуация, в группах прошло обсуждение, результат обсуждения был предложен консультанту, который внес предложение решения проблемы на общее обсуждение. После дискуссии работа велась по учебнику. Благодаря данному приему большинство детей поняли тему, т.к. изучение темы проводилась в форме активного поиска, в котором были задействованы все учащиеся.

Следующий прием — мозговая атака или мозговой штурм.

Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при этом:

—   запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний.

Чаще всего мозговую атаку я провожу на уроках чтения при проведении словарной работы. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.

В своей работе я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем.

Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам. Отвечают и слабые, и сильные. Обучающиеся не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.

Примером может служить работа с геометрическим материалом на уроке математики во 2 классе.

Учитель ведет дискуссию:

— Дети, вам нравится работать с трудными заданиями

— Рассмотрите данные фигуры.

— Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему?

Учитель. Докажи.

Учитель. По какому признаку объединили остальные фигуры?

Учитель. Я согласна с вами. А как можно назвать данные фигуры одним словом?

Да, ребята, в геометрии их называют многоугольники Ответ на поставленный вопрос найден.

В своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.

-Что такое проект (исследования) для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.

-Проекты-наблюдения – наблюдение за природой, сравнение времен года: « Встречаем зиму», « Готовимся к зиме», « Мои домашние питомцы» и т. д.

Наблюдения за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека – все это выливается в проекты. Данный вид проектов я использую на уроках окружающего мира.

Конструктивные проекты я применяю на уроках труда. Сюда относится изготовление материальных предметов: поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания».

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Кейс-метод (case study) — от англ. сase — случай — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Например, на уроке математики я предложила задачу, которая решается двумя способами. Дети предлагают способы решения, потом мы обсуждаем преимущества каждого способа и находим более оптимальный вариант, не критикуя детей за другой способ решения.

Не могу сказать, что какой из приемов лучше, а какой хуже. Все они имеют свои преимущества и недостатки, но только использование их в комплексе, может дать положительный результат.




map