Методы исследования Наблюдение и наблюдательность



Тема: « Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность».

Цель занятия: обучать детей видеть проблемы; развивать внимание, наблюдательность, мышление; учить работать с приборами; воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: презентация, карточки для работы в парах, лупы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыты знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

2.Актуализация опорных знанийУчитель: Как называется наше занятие?

-(Наше занятие называется « Юные исследователи окружающего мира»)

Сегодня на занятии мы продолжаем быть исследователями.

Вспомните, кто такие исследователи.

( Люди, занимающиеся научными исследованиями.)

А что такое исследование?

( Научный труд.)

Вот сегодня мы с вами сделаем ещё один шаг в науку.

Посмотрите внимательно на карточки с символами (Слайд№2)

Как вы думаете, о чём они нам говорят?

-( Это изображение методов исследования.)

Вспомните эти методы. (Подумать, задать себе вопрос, спросить другого человека, провести эксперимент, посмотреть в книгах, посмотреть в компьютере, посмотреть по телевизору.)

Какой первый и главный метод использует исследователь?

( Подумать самостоятельно)

Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно. Как вы думаете, что означает этот знак «вопрос»? ( Здесь должен быть новый метод исследования)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?

— ( О новом методе исследования)

Правильно! А вот о каком, вы догадаетесь сами.

У вас на столах листочки с заданием. Но прежде чем его выполнять давайте вспомним правила работы в паре. (СЛАЙД №3)

На карточке зашифрованы слова НАБЛЮДЕНИЕ и НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Какие вы получили слова? ( Наблюдение и наблюдательность.)

Что такое наблюдение? А наблюдательность?

Каким из известных методов вы можете воспользоваться на занятии, чтобы самим ответить на эти вопросы?

-(посмотреть в книгах – энциклопедиях, толковых словарях)

Давайте найдем значение этих слов в толковом словаре Ожегова (Слайд №4-5)

(Слайд№6)Так вот сегодня к нашим условным картинкам добавляется ещё одна карточка — понаблюдать.

Какой синоним подходит к слову наблюдательный?

-( Внимательный)

Вот сейчас проверим, какие вы наблюдательные (внимательные).

Физминутка для глаз

3.Практические задания (Слайды№7-11)

А). Найдите ошибки художника.

Б). Сколько раз повторяется эта буква?

В). Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

Г). Какие вы видите предметы? Найдите их.

Д). На какие геометрические фигуры могут быть похожи деревья? Ваши предположения.

4. Учусь наблюдать.

Учитель: Знаете ли вы, какое за окном время года? (поздняя осень) А какое время года приближается? (зима) А знаете вы куда прячется лето?

Сергуненков Борис Николаевич «Куда лето прячется»

   Когда-то на земле не было зимы, а было одно лето. Что это была за прекрасная пора: земля была мягкой как пух, вода в речке — тёплой, деревья росли круглый год, листья не сбрасывали и были вечно зелены! Так продолжалось до тех пор, пока однажды зима не обиделась.      — Что же это такое, — говорит, — всё лето и лето, пора и совесть знать.      Стала зима лето теснить, а куда лету деваться? Бросилось лето в землю, а землю мороз сковал. Кинулось в реку — река льдом покрылась.      — Погибаю, — говорит, — некуда мне деться. Убьёт меня зима.      Тут говорят лету почки на деревьях:      — Иди к нам, мы тебя спрячем.

      Лето и спряталось в почки деревьев, укрылось от холодной зимы……..

Учитель:

Уважаемые исследователи, как лето могло спрятаться в почки? Что это значит?

Что нам необходимо для такого исследования? (веточка с почками)

В мире создано много открытий при помощи метода наблюдения. Сегодня и мы с вами поучимся быть наблюдательными.

Учитель: — Давайте прогуляемся по улицам нашего города.

5. Физминутка (моторно-двигательное внимание)

Запрещенное движение ( Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений)

Посмотрите по сторонам. Слайд №12-13 (вишня и сирень)

-Что вы можете сказать о деревьях и кустарниках ?

(Они без листьев, голые).

-Это даст нам возможность хорошо их рассмотреть.

Мы будем работать по плану, который называется алгоритм, т.е. последовательное описание наших действий.

Я УЧУСЬ НАБЛЮДАТЬ

1

Рассмотри веточки деревьев.

2

Есть ли на них листья?

Найдите место, где был раньше листочек.

ДА НЕТ

3

Что осталось на месте листьев?

4

Найди на веточках почки. Рассмотри их. Одинаковые они?

ДА НЕТ

5

Возьми веточку вишни и отдели одну почку.

6

Какого цвета эта почка?

Раскрась клеточку таким цветом.

7

Обрати внимание на то, какие плотные чешуйки её покрывают. Зарисуй почку. Слайд №14

8

Раскрой чешуйки. Что ты увидел внутри почки? Нарисуй.

9

Как ты думаешь, для чего у почки такие плотные чешуйки? Расскажи. ( защищают от холода и высыхания, от вредных веществ)

10

Разрежьте почку сирени вдоль, рассмотрите ее под лупой. Слайд №15

Найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и зачаточную почку.

11

Сделай вывод наблюдения.

Зимой растение спит, находится в состоянии покоя.

В почках спрятаны листочки.

Почка — это зачаточный побег, которому предстоит расти и развиваться.

Учитель: Как вы объясните выражение «лето прячется в почки» с научной точки зрения.

А теперь послушайте как рассказ закончился.       

Ушла зима. Засветило солнце, зажурчали ручьи. Почки на деревьях набухли и раскрылись.      А как только они раскрылись — вырвалось, выкатилось лето на волю. Пришло лето на землю.  С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется. А придёт весна, появятся на деревьях новые листья — говорят люди:      — Лето пришло!

6. Рефлексия.

Какой метод исследования использовали в работе? (наблюдение)

Слайд №16 Давайте вернемся к нашим методам исследования.

Что же мы вставим вместо вопроса?

Для чего нам необходимо знать эти методы?

(для наших исследований)

Продолжите предложения Слайд №17

Сегодня на занятии я узнал(а) ………

Теперь я могу……………

Своей работой на занятии……………..

Я УЧУСЬ НАБЛЮДАТЬ

1

Рассмотри веточки деревьев.

2

Есть ли на них листья?

ДА НЕТ

3

Что осталось на месте листьев?

4

Найди на веточках почки.

Рассмотри их. Одинаковые они?

ДА НЕТ

5

Возьми веточку вишни и отдели одну почку.

6

Какого цвета эта почка?

Раскрась клеточку таким цветом.

7

Обрати внимание на то, какие плотные чешуйки её покрывают. Зарисуй почку.

8

Раскрой чешуйки. Что ты увидел внутри почки? Нарисуй.

9

Как ты думаешь, для чего у почки такие плотные чешуйки? Расскажи.

10

Рассмотри разрезанную вдоль почку сирени под лупой. Что ты видишь?

11

Сделай вывод наблюдения.

Зимой растение_________________________.

В почках спрятаны______________________.




map