Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим не



МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой стороны – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно.

Формирование словообразования существительных

Образование уменьшительно – ласкательных существительных

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:

дом – домиккуст – кустик

хвост – хвостиклист – листик

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

таз – тазикгвоздь – гвоздик

сад – садиклоб – лобик

забор – заборчиккостюм – костюмчик

Образование существительных с помощью суффикса – ниц – со значением вместилища (посуды)

Суп – супницасоус – соусница

Хлеб – хлебницачернила – чернильница

Образование существительных с помощью суффикса – инк –

Бусы – бусинкадождь – дождинка

Солома – соломинкароса – росинка

Образование названий детенышей животных и птиц

Гусь – гусенок – гусята слон – слоненок – слонята

Кот – котенок – котятаворона – вороненок – воронята

Словообразование с чередованием звуков в корне слова:

Волк – волчонок – волчатаиндюк – индюшонок – индюшата

Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

Овца – ягненок – ягнятасвинья – поросенок – поросята

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

Барабанщиккладовщикчасовщик

Угольщиктанцовщиксварщик

Стекольщикдрессировщикносильщик

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно – ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша.

— Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много). Лисенок – это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята).

А теперь поиграем с мячом. Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают обратно логопеду.

Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?

Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных: лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, ёж – ежиха – ежонок, лев – львица – львенок, тигр – тигрица – тигренок, слон – слониха – слоненок.

— А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – кошка – котенок).

4. Изменить слово по аналогии.

а) виноград – виноградинагорох — …

свинья — …жемчуг – …

баран — …картофель –…

теленок — …лед – …

б) бусы – бусинкапыль — …

5. Назвать профессии (по картинкам).

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

— Кто носит багаж? (Носильщик)

— Кто сваривает трубы? (Сварщик)

— Кто вставляет стекло? (Стекольщик)

— Кто работает на кране? (Крановщик)

— Кто укладывает камни? (Каменщик)

— Кто точит ножи? (Точильщик).

Формирование словообразования глаголов

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

Мыла – вымылавешает – повесила

Умывается – умылсястирает – постирала

Рисует – нарисовалловит – поймал

Убирает – убралкрасит – покрасил

Догоняет – догналстроит – построил

Добавить слово, обозначающее действие, картинкам:

В клетку… (влетает)из клетки…(вылетает)

Через дорогу… (переходит)

Формирование словообразования прилагательных

С учетом семантики, частности употребления и времени появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности.

Образование притяжательных прилагательных

Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый, коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

Образование качественных прилагательных

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный, смешной, скучный, мрачный.

Образование относительных прилагательных

Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Игра «Чьи хвосты?»

Хвост собаки – собачийхвост кошки – кошачий

Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части.

«Правильно назови листья»

Лист дуба – дубовый листлист осины — …

Лист березы — …лист клена — …

Лист липы — …лист яблони — …

Лист рябины — …лист смородины — …

Шишка сосны — …шишка ели — …

Сережка ольхи — …

Игра в лото «Что из чего сделано?»

Стакан из стекла – стеклянный

Сковорода из чугуна – чугунная

Ложка из дерева – деревянная

Работа над родственными словами

Работа над родственными словами способствует уточнению значения слов, нормированию процесса словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слов.

Найти «лишнее» слово.

Горе, горный, гореватьболь, большой, больница

Назвать общуючасть слов – «родственников»

Зимушка, зимовать, зимний

Объясните, почему так называется.

Рыболов ( рыбу ловит)

Придумай одно слово вместо двух.

Снег чистит – снегоочиститель






map