Методы проблемного обучения



Доклад по теме: «Методы проблемного обучения».

Учитель математики высшей

категории Алейникова М.А.

С. Сотниковское

2010- 2011 уч. год

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять.

Создание проблемной ситуации – это лишь начало проблемного обучения.

Создание проблемных ситуаций требует от учителя овладения специальными методическими приёмами.

Когда учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, возникает познавательное затруднение.

В обучение основную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий, в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащегося к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. В каждой учебной проблеме что-то известно и что-то неизвестно.

Основой метода проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Проблемной ситуацией определяется привлечением личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи.

Проблемные ситуации должны быть тесно связаны с жизнью, практическим опытом и стремлениями человека, с его эмоциональным состоянием.

Система проблем, рассматриваемая на уроке, строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса, включая их способности, общее развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, звания.

В условиях проблемного обучения создаются предпосылки для сознательного усвоения знаний, развития интеллектуальных возможностей учащихся. Проблемное обучение является действенным средством повышения учебной активности учащихся, способствует развитию их логического мышления.

В основе проблемного обучения лежит учебная проблема, сущность которой является диалектическое противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых ранее приобретенных знаний недостаточно, нужны новые. Процесс самостоятельного приобретения новых знаний путем проблемного учения связан с постановкой проблемы и ее решением.

В процессе обучения могут возникать как простые, так и сложные проблемы. Прежде чем решать трудную проблему, нужно разделить её на части и решать их по очереди.

Проблемная ситуация наряду с задачей и проблемой является одним из центральных понятий теории и практики проблемного обучения и отражает некоторую определенную психологическую реальность.

Проблемная ситуация есть психическая реакция ученика на появление противоречия, т.е. она характеризует определённое психическое состояние субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний. Основным условием возникновения проблемной ситуации является потребность человека в раскрытии новых отношений, свойств или способов действия.

Поставить проблему просто, но создать проблемную ситуацию значительно труднее.

Проблема включает в себя два компонента: а) исходные данные; б) искомое неизвестное, которое определяется через систему преобразований.

Показателем трудности проблемной ситуации выступает не сложность самого задания и не абстрактная степень новизны усваиваемых знаний, а уровень обобщенности, которого должен достичь субъект в процессе поиска неизвестного проблемной ситуации.

Вторым важным элементом проблемной ситуации, без которого невозможно её возникновение, являются возможности учащихся, т. е. имеющийся у них уровень знаний и их интеллектуальные способности.

«Проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознание, «принятии» и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего».

Распространены виды организации педагогического процесса, в основе которых лежит создание проблемных ситуации: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод решения различного вида задач, обобщение результатов которых дает учителю возможность ввести новые знания, домашняя работа учащихся, проверка которой на уроке создает базу для введения новых понятий и положений.

Проблемное изучение какого-то нового программного материала будет плодотворным, если ученики владеют теми знаниями и умениями, которые необходимы при решении данной проблемы.

Прав известный психолог С.Л.Рубинштейн, который говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса…».

Методические рекомендации .

Особенности содержания.

В основе проблемного обучения лежит учебная проблема, сущность которой является диалектическое противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых ранее приобретенных знаний недостаточно, нужны новые. Процесс самостоятельного приобретения новых знаний путём проблемного учения связан с постановкой проблемы и её решением.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять.

В обучение основную роль играют учебные проблема, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий, в соответствии таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащегося к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. В каждой учебной проблеме что-то известно и что-то неизвестно.

Основой метода проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвав интерес к ней.

Проблемной ситуацией определяется привлечением личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи.

Проблемные ситуации должны быть тесно связаны с жизнью, практическим опытом и стремлениями человека, с его эмоциональным состоянием.

Система проблем, рассматриваемая на уроке, строится с учётом индивидуальных особенностей учащихся класса, включая их способности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, звания.

В условиях проблемного обучения создаются предпосылки для сознательного усвоения знаний, развитие интеллектуальных возможностей учащихся. Проблемное обучение является действенным средством повышения учебной активности учащихся, способствуют развитию их логического мышления.

Особенности методики.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих активизации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Создать проблему просто, но создать проблемную ситуацию значительно труднее.

Проблема включает в себя два компонента: а.) исходные данные; б.) искомое неизвестное, которое определяется через систему преобразования.

Показателем трудности проблемной ситуации выступает не сложность самого задания и не абстрактная степень новизны усваиваемых знаний, а уровень обобщённости, которого должен достичь субъект в процессе поиска неизвестного проблемной ситуации.

Вторым важным элементом проблемной ситуации, без которого невозможно её возникновение, являются возможности учащихся, т.е. имеющийся у них уровень знаний и их интеллектуальные способности.

«Проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознание, «принятии» и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности и под общим направляющим руководством последнего».

Распространены виды организации педагогического процесса, в основе которых лежит создание проблемных ситуации: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод решения различного вида задач, обобщение результатов которых даёт учителю возможность ввести новые знания, домашняя работа учащихся, проверка которой на уроке создаёт базу для введения новых понятий и положений.

Проблемное изучение какого-то нового программного материала будет плодотворным, если ученики владеют теми знаниями и умениями, которые необходимы при решении данной проблемы.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций.

учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предполагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

ставить контрольные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

определять проблемные теоретические и практические задания;

ставить проблемные задачи.

Примеры проблемных задач.

Решив пример и анаграмму, получите ответ на вопрос. «На дне, какого моря находится Благодарненский район?»

(31/4+21/6):23/52/3*21/4+51/6 + 238

31/4:21/2+(13/4)2 349

С — 55/12; Е – 2; К — 429/80; О — 1111/349; Т — 13/10; С — 31/16; А — 53/4; М — 7/12; А — 21/12; Р — 11/2.

Ответ: Сарматское.

2. Число, записанное под названием хутора,- неправильный ответ к одной из трех задач.

Ставропольский

Бурлацкое

Сотниковское

40

9

18

В классе 24 учащихся. Умеют кататься на лыжах 3/4 всех учащихся. Сколько учащихся умеют кататься на лыжах?

30 рублей составляют 3/4 имеющейся суммы денег. Какова эта сумма?

Найдите длину отрезка, 3/5 длины которого имеют длину 15 см.

3. Решив верно задачу, вы узнаете, сколько же прошло лет со дня основания Благодарного.

Задача. К числу 5 прибавить 3/5 от 185.

Назовите год основания Благодарного.

4. Исключите лишнюю задачу.

Капитан на вопрос: « Сколько он имеет в своей команде людей?» — отвечал: « Налицо 9 человек, то есть 1/3 команды, остальные — в карауле». Сколько в карауле?

В одном ящике было 10 фунтов леденцов. Продали 4/5 фунта. Сколько осталось?

Путешественник в первый день проехал 2/7 всего намеченного пути. Сколько ему осталось проехать, если намеченный путь составляет 140 верст?

Вопрос классу. Как можно изменить условие задачи, чтобы ее можно было отнести к задачам на данную тему?

( В одном ящике было 10 фунтов леденцов. Продали 4/5 ящика. Сколько осталось?)

5. Покрутимся вокруг задачи.

Задание классу.

1.Восстановите краткую запись условия задачи по её решению.

I

II

III ?

80*1/10=8

80*1/4=20}

80-(8+20)=52

2.Сформулируйте условие задачи.

3. Предложите второй способ решения.

4. Как изменится условие задачи, если изменить её решение на следующее:

1) 80*1/10=8

2) (80-8)*1/4=18

3) 80-(8+18)?

5. Измените, условие задачи так, чтобы её решение осталось прежним, но теперь эта задача была бы «на проценты».

Литература:

Журнал «Математика в школе» № 5, 2000 год.

Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.Знание, 1983 год.

Современные образовательные технологии. Г.К.Селеоко, учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации.

Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. Кудрявцев Т.В., М, Знание, 1991 год.






map