Методы работы по ознакомлению младших дошкольников с книжной графикой на занятиях по ри



Методы работы по ознакомлению младших дошкольников с книжной графикой на занятиях по рисованию.

Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной графикой. Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребенок. От того, как воспитатель организует и проводит данную работу, зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства. Среди работ современных художников — иллюстраторов встречаются еще рисунки, не только не способствующие эстетическому развитию детей, но и приносящие вред. Уродливые формы и аляповатые краски — вот, что характерно для таких работ. Поэтому отбор иллюстраций требует от педагога серьезного вдумчивого подхода.

Вот несколько советов для воспитателя:

1. Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребенок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой), которое иллюстрировал художник. В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое, грустное) и характеры героев (добрый, злой). Например, в иллюстрации к потешке «Ходит кот по лавочке» художник Ю.Васнецов с помощью цвета, а также выразительных и понятных детям движений (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг них), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены комнаты, окна, лавочку) вызывает у детей радость, дает понять, что его персонажи добрые и живут дружно.

2. Отбирать реалистические, высокохудожественные произведения, близкие и понятные детям по тематике. В них ясно должны быть показаны отдельные средства выразительности,

которыми пользуется художник при создании художественного образа.

Понимая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить пути его формирования. Обучение на занятиях рисованием, определяет

характер методического руководства. Приемы обучения, характерные для художественной деятельности (наблюдение, слово воспитателя, показ способов изображения и т.д.), важны на занятиях и творческого и обучающего характера, однако руководство творчеством имеет свою специфику.

Процесс наблюдений предметов и явлений окружающей действительности приобретает образный характер. По-иному используется образец. Художественные произведения становятся основным материалом, способствующим не только развитию эстетического восприятия, но и овладению детьми средствами выразительности.

Еще Е.А.Флерина отмечала, что в младшем дошкольном возрасте детям следует давать предметную картинку, изображающую отдельные предметы или образы, книжку- картинку. При этом картинки могут быть разрознены (каждая отдельно). На картинке изображен один герой (образ,

предмет), текста может и не быть. Постепенно показываем картинку с большим количеством персонажей с небольшими подписями, например, книга «В лесу», художник Горячева; «Вот они какие», художник Е.Чарушин.

Как знакомить детей с иллюстрациями? Важно помнить, что книжная иллюстрация -произведение изобразительного искусства, и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картине.

Иллюстративный материал может рассматриваться как одно из средств, для получения образовательных знаний об объектах и явлениях, которые помогают детям в дальнейшем передать их в рисунке. Вначале надо постараться вызвать эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции.

Если иллюстрация не заинтересовала детей или дети просто не поняли ее содержания, взрослый приходит к ним на помощь. Показывая интерес к рисунку, восхищение перед мастерством художника, воспитатель своей эмоциональной реакцией, еще раз, привлекает внимание детей к иллюстрации, поясняет ее содержание. Например, об иллюстрации Ю. Васнецова к русской народной игровой песенке «Сорока — белобока» воспитатель рассказывает: «Карр — карр», -закаркала Сорока — белобока. Она прискакала на крыльцо, замахала крыльями, широко раскрыла клюв и начала звать гостей». Когда дети заинтересуются иллюстрацией, можно рассмотреть с ними Сороку и гостей, которые чинно расселись на крылечке и ждут вкусного угощения.

Если дети увлекутся рисунком, это будет видно по их реакции. Они не позволят воспитателю перевернуть страницу. Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше всех понравился. Иллюстративный материал может рассматриваться как одно из средств получения образовательных знаний об объектах и явлениях, которые помогают детям в дальнейшем передать их в рисунке.

Таким образом, вышеуказанные методы и приемы имеют свою специфику, применяются в различных сочетаниях в зависимости от возрастных особенностей детей, задач обучения и других факторов развития детей.




map