Методы работы психолога с педагогическим коллективом



ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и

переподготовки кадров работников образования»

Кафедра психологии

«Методы работы психолога

с педагогическим коллективом»

Выпускная квалификационная работа

слушателя КПК педагогов-психологов

1 категории

Морозовой Наталии Викторовны

МОУ Прогимназия г.Маркс

Саратов

2011

Содержание

Стр.

Актуальность проблемы. 1

Психогигиена, как способ формирования психоэмоциональной устойчивости. 2

Насколько Вы подвержены профессиональной деформации 3

Притча «Жизненный урок» 4

Современные исследователи об интерактивных методах работы психолога с педагогами. 4

Исследование организационной культуры организации – как метод работы с педагогами. 5

Факторы, препятствующие возникновению синдрома профессионального выгорания. 9

Интерактивные методы — практические мероприятия в работе с педагогами. 10

Заключительная часть. Позитивное мышление. 10

Литература 11

«Ничто для человека не является

такой сильной нагрузкой

и таким сильным испытанием,

как другой человек»:

эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома профессионального выгорания.

Актуальность проблемы:

Здоровье – это равновесное состояние всех сил, всех систем и всех уровней организма. Болезни же, физические, психологические, духовные, – следствие длительных, упорно не компенсирующихся разбалансировок тела и/или духа человека – стрессов.

В значительной степени подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания педагоги (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.

1.

У 30% педагогов наблюдается повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы. У 38% — заболевания сосудов головного мозга. У 50% — нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта.

  Надо отметить, что эмоциональное выгорание — процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознаёт его симптомы. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не обвинении. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить его возникновение.

Развитие эмоциональной устойчивости и её сохранение является одной из наиболее важных задач профессиональной подготовки педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального «перегорания».

Исходя из тезиса, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, мы должны задуматься о психогигиене — системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учителей.

Очень важно время от времени останавливаться, чтобы нас не унес поток повседневных дел, которые всегда кажутся самыми важными. Но в спокойные минуты можно не спеша разобраться с тем, что действительно имеет для нас значение, и расставить приоритеты. Постоянно быть в состоянии напряжения — это разрушающая нас привычка; расслабление — тоже привычка, но восстанавливающая.

Цель: избавиться от дурной привычки и приобрести хорошую. Важно понимать, что стресс — норма жизни. Он не механизм разрушения, а средство адаптации организма к меняющимся условиям жизни. Силой зла делает его человек, отказывающийся принимать повседневные осознанные меры для восстановления нарушенного равновесия.

Причина, которая побуждает лично меня работать с педагогами-коллегами нашего МОУ Прогимназия именно в плане научения «искать в любой ситуации что-то позитивное», чисто «женская». Это женское «умение» гонять по кругу кучу негативных мыслей и эмоций, отсутствие в арсенале приемов и способов саморегуля-

2.

ции или нежелание их применять, ссылаясь на нехватку времени, усталость, заботой сначала о детях, семье, а сама как-нибудь. В результате имеем то, что имеем – синдром эмоционального выгорания, каким бы комплексом причин он ни был бы вызван и спровоцирован. Эмоциональная стабильность – не просто словосочетание, а залог успешности в нашей и профессиональной деятельности и личной. При отсутствии эмоциональной стабильности постепенно происходят изменения, которые начинают негативно влиять на психологическую структуру личности и профессиональную деятельность. От себя хочется добавить, что и на лично-семейную жизнь человека, т.к большую часть времени, особенно на современном этапе, он проводит на работе и «несет» достаточно часто (читай -всегда) профессиональные проблемы домой.

Что «несете» домой именно Вы?

.Насколько вы подвержены профессиональной деформации

1. Я думаю, что меня недооценивают / Я считаю, что не получаю достойного вознаграждения за свою работу.

2. Я постоянно переживаю за качество своей работы.

3. Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.

4. В последнее время я плохо сплю, меня мучают тревожные сны / я проваливаюсь в сон «как в омут» и сплю без сновидений.

5. Обычно у меня не хватает времени на отдых.

6. Мне все труднее сохранять самообладание в ситуациях конфликтов.

7. Мне не хватает возможностей для самореализации.

8. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.

9. Я испытываю страх, что могу потерять работу.

10. Мне часто приходится идти на сделку со своими принципами (например, завышать оценки).

11. Время от времени я забываю обыденные вещи (например, сделана ли необходимая запись в журнале или дневнике).

12. В последнее время мне не хочется видеть тех, с кем я общаюсь на работе: коллег, учащихся, родителей.

13. Часто у меня возникает ощущение, что неделя длится нескончаемо долго.

14. К концу недели я чувствую, что у меня больше нет сил, энергии.

3.

Ключ: До 4 утвердительных ответов. У вас пока все сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя еще раз через полгода.

5–9 утвердительных ответов. У вас имеются некоторые признаки профессиональной деформации. Если вы не обратите на это серьезного внимания, в скором времени ваше здоровье может оказаться под угрозой.

10 и более утвердительных ответов. У вас профессиональная деформация выражена сильно. Окружающим, в том числе близким людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой. Астма, гипертония, диабет, язва желудка — вот те заболевания, которые ждут вас, если вы не измените свою жизнь.

Выгорание — это защитный механизм, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать собственные энергетические ресурсы.

Хочется в этом месте предложить Вашему вниманию притчу:

Жизненный Урок.

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимания, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?» «50 грамм!»+ «100 грамм!»+ «125 грамм!»+- предполагали студенты. — Я и сам не знаю, — продолжил профессор, — чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут? — Ничего, — ответили студенты. — Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? — снова спросил профессор. — У вас заболит рука, — ответил один из студентов. — Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день? — Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и даже вам может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, — сказал студент под всеобщий смех аудитории. — Очень хорошо, — невозмутимо продолжал профессор, — однако изменился ли вес стакана в течении этого времени? — Нет, — был ответ. 4. — Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты были удивлены и обескуражены. — Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? — Спросил профессор. — Опустить стакан, — последовал ответ из аудитории. — Вот, — воскликнул профессор, — точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут — это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ни чем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения, каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. И так, друзья, помните «опустить стакан в конце дня!»

 Одно из слабых мест в работе психологов образования — работа  с педагогами.

Профессиональная работа со взрослыми требует осознания специфики их образовательного ресурса, понимание самих принципов обучения взрослых, владения методами, адекватными задаче обучения взрослых.

Исследования  отечественных психологов и педагогов в области психологии педагогического труда, психологии профессионального развития, психологических проблем высшего, в том числе педагогического образования,  работы, посвященные исследованию эффективности активных методов обучения  и описанию различных образовательных технологий,  исследования в области интенсивного обучения ( А.К.Маркова, Ф.Н.Гоноболин, Н.Ф.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.Б.Орлов,, Л.К.Митина, А.А.Вербицкий, И.А.Зимняя, В.Я.Ляудис, Ю.Н.Кулюткин, Ю.Н.Емельянов, М.В.Кларин)   доказывают адекватность и  эффективность интенсивного образования с использованием интерактивных методов, о влиянии социальных взаимодействий (а значит и интерактивных методов) на становление смысловой, ценностно-мотивационной сфер личности для  психологического просвещения и подготовки к инновационной деятельности  учителей современной школы. Очевидно, что интерактивные методы адекватны именно личностно-деятельностной или личностно-ориентированной парадигме и позволяют ее воплотить в реальной образовательной практике. 5.

К интерактивным относят те,  которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения.

К методам работы с педагогами относятся:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения

2. Проблемные методы: проблемные лекции и семинары

3. Активные методы-занятия с элементами тренинга, игры, дискуссии, проектного семинара, тренинги.

При этом могут и должны систематически развиваться в образовательном процессе: функции целеполагания, выбора, личной ответственности, творческого самовыражения, рефлексии, самоорганизации.

Инновационные процессы в школе всегда осуществляются в двух плоскостях:

в «механической», связанной с изменениями структуры, технологий, процедур, пространственных преобразований;

в «культурной» (социальной), связанной с изменениями восприятия, способов мышления и поведения людей.

Выделяются две функции организационной культуры:

*культура определяет стандартные пути решения проблем;

*культура способствует снижению неопределенности, когда люди сталкиваются с новыми ситуациями. Культура школы имеет фундаментальное значение для ее руководителей, особенно в тех случаях, когда возникает много новых направлений развития и когда стратегическое планирование становится совершенно обязательным и необходимым.

Исследования организационной культуры педагогического

коллектива МОУ Прогимназии

По запросу администрации прогимназии был проведен мониторинг развития организационной культуры. Миссия МОУ Прогимназии формулируется как «воспитание современного культурного социально активного человека на основе интеграции ресурсов общего и дополнительного образования, на уважении к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. На основе формирования здорового образа жизни, содействия адаптации личности к жизни в современном обществе».

6.

Кратко о понятии «организационная культура» и что она дает для образовательного учреждения и педагогов, работающих в данном образовательном учреждении.

На сегодняшний день существует множество типологий организационной культуры. Для нашего анализа мы использовали типологию, разработанную организационными консультантами К. Камероном и Р. Куинном и адаптированную для описания школьных организаций. Именно этот подход избран потому, что созданная в его рамках методика диагностики организационной культуры представляется оптимальной для условий экспертизы и консультирования школьных организаций.

Организационная культура – это социальная система, включающая в себя:

способы деятельности

нормы поведения,

набор привычек,

неписаных правил,

запретов, ценностей, ожиданий,

представлений о будущем и настоящем и т.п.

Характер организационной культуры МОУ дает представление:

о человеческом потенциале

позволяет оценить целесообразность определенных управленческих действий

более точно планировать направление и динамику стратегического развития образовательно-организационной системы МОУ Прогимназия

Функции организационной культуры:

культура определяет стандартные или нестандартные пути решения проблем;

культура способствует снижению неопределенности, когда люди сталкиваются с новыми ситуациями.

Понимание особенностей организационной культуры школы позволяет:

выявить сущность уникальности данной школы, ее реальные отличия от других школ;

определить приоритеты и ограничения управленческих действий в рамках данной организационной культуры;

предвидеть реакции педагогического коллектива на определенные инновации и уровень сопротивления изменениям;

выяснить истинную причину многих конфликтных ситуаций;

получить критерии применимости опыта других школ в данном коллективе 7.

Базовые типы организационной культуры:

Семейная, характеризуется, с одной стороны, гибкостью и дискретностью, а с другой — внутренним фокусом и интеграцией

Инновационная, характеризуется, с одной стороны, гибкостью и дискретностью, а с другой — внешним фокусом и дифференциацией

Результативная, характеризуется, с одной стороны, стабильностью и контролем, а с другой — внешним фокусом и дифференциацией

Ролевая, характеризуется, с одной стороны, стабильностью и контролем, а с другой — внутренним фокусом и интеграцией.

Методика диагностики организационной культуры дана в приложении 1.

По результатам первичной экспертизы получены следующие результаты.

Типы организационной культуры:

теперь

предпочтительно

Семейная (А)

33

36

Инновационная (В)

30

30

Результативная (D)

23

24

Ролевая ©

14

10

Мы видим, что преобладает семейная организационная культура, которая представляется как очень дружественное место работы, где у сотрудников много общего. Школа похожа на большую семью. Лидеры и руководители воспринимаются как наставники и даже как родители. Сотрудники держатся вместе благодаря взаимной преданности и традициям. Высока степень обязательности. Делается акцент на долгосрочной выгоде личностного совершенствования сотрудников, придается особое значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как добрые чувства и забота о каждом учащемся. Школа поощряет коллективные формы работы, сотрудничество и согласие сотрудников. Согласитесь, в такой школе приятно и предпочтительнее работать и есть факторы, препятствующие возникновению синдрома профессионального выгорания и позволяющие сохранять эмоциональную профессиональную стабильность.

8.

Организационный профиль прогимназии

Ролевая Семейная

(иерархическая) (клановая)

Результативная Инновационная

(рыночная) (новаторская)

Фактическая организационная культура

Рекомендуемая организационная культура

Мониторинг развития организационной культуры представляется эффективным инструментом в процессе управления развитием школы. Данные такого мониторинга позволяют давать администрации соответствующие рекомендации в плане коррекции социальной политики, направленной на построение в школе модели организационно-образовательной системы в которой в равной степени будут представлены все типы культур, что является фактором препятствующим возникновению синдрома профессионального выгорания, в частности:

Соблюдение единых требований к учащимся снижает конфликтность в отношениях с детьми и родителями

Освоение новых технологий работы повышает творческую составляющую педагогического труда и избавляет от стереотипов в работе

Участие в окружных и городских мероприятиях с целью передачи опыта избавляет от ощущения невостребованности и дает чувство признания своей работы

Физическая активность и забота о своем здоровье дают возможность бороться со снижением ресурса

9.

Освоение индивидуальных техник преодоления последствий синдрома профессионального выгорания способствует развитию устойчивости личности к негативным факторам профессиональной деятельности и семейно-личной.

Запланирована работа релакс-клуба.

(План работы релакс-клуба смотри в приложении 2).

Задачи релакс-клуба «Помоги себе сам!»: Мобилизация и стимуляция резервов организма, активизация творческих сил. Преодоление стереотипов поведения. Овладение способами эффективного расслабления

Цель: профилактика стрессовых состояний, психологическая разрядка, пробуждение внутренних ресурсов организма, стабилизация психоэмоционального состояния и нормализация настроения.

Ожидаемые результаты:

 овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей, положительная внутренняя речь — способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

 поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

 рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

 учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

 проще относиться к конфликтам на работе;

 не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Проведение тренингов и творческих мастерских. (Приложение 3)

Задача: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты своей и другой души.

Цель:

Способствовать формированию навыков самоанализа и самоконтроля, самовосстановления, саморегуляции эмоционального состояния.

Самопознание и познание других.

Применение навыков эффективного взаимодействия с другими.

Осознание корректной передачи вербальной и невербальной информации.

развитие позитивного отношения к себе.

развитие позитивного отношения к коллеге.

Хочется закончить притчей «Позитивное мышление»

Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику: — Пожалуйста, хорошенько

10.

осмотри эту комнату и попытайся отметить в ней все, что имеет коричневый цвет.

Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, парты, книжные переплеты и еще множество разных мелочей. — А теперь закрой глаза и перечисли все предметы … голубого цвета, — попросил учитель. Молодой человек растерялся: — Но я ничего не заметил! Тогда учитель сказала: — Открой глаза. Посмотри только, какое здесь множество голубых вещей. Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковер, голубая рубашка старого учителя. И учитель сказал: — Посмотри же на все эти упущенные предметы! Ученик ответил: — Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы. Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся: — Именно это я и хотел тебе показать. Ты искал и находил только кoричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни. Ты ищешь и находишь только плохое и упускаешь хорошее. Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не происходит, то меня ждет приятный сюрприз. А если я всегда буду надеяться на лучшее, то я лишь подвергну себя риску разочарования. Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ты ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение. С этой минуты ты будешь искать во всем и в каждом что-то положительное.

А если взять педагога-женщину и вспомнить, что она, прежде всего женщина, то хочется пожелать, все-таки учиться и научиться мыслить позитивно, искать и найти свои индивидуальные методы самовосстановления и саморегуляции. Другого варианта нет, иначе будет история, подобная этой:

Едет женщина в переполненном автобусе, грустно думает:муж пьет, дети не слушаются, на работе меня не ценят.Рядом стоит ангел хранитель и записывает:муж пьет, дети не слушаются, на работе меня не ценят.А про себя думает: странные желания, но заказ есть заказ.

Для взрослых и детей приоритет сегодня один — жить полной жизнью, ощущая себя счастливыми и благополучными.

Литература:

Профилактика эмоциональных нагрузок в педколлективе. Е.А.Шкуринская, Учитель, Волгоград, 2008г.

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. О.И.Бабич,

Учитель, Волгоград, 2009г.

Психология комфорта в школе. Как его достичь. Е.П.Картушина, Г.В.Романенко.

Учитель, Волгоград, 2009

Школьная психологическая служба: работа с педагогами. О.В.Хухлаева ГЕНЕЗИС, Москва, 2008г.

Тренинг эмоциональной устойчивости. Е.М.Семенова ГЕНЕЗИС. Москва, 2006г.

Психологический тренинг для учителя Н.В.Самоукина ГЕНЕЗИС, Москва, 2006г.

Школьный психолог. Статья «Организационная культура педколлектива» 2010г.

Синдром профессионального выгорания В.Родионов http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702307

И.А. Агеева Некоторые направления работы психолога с педагогическим коллективом. http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2003/v1/a08.html

11.




map