Методы работы со сказкой



Сказка — это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории, сочинять их вместе с детьми? Это способствует развитию фантазии и воображения ребенка и сможет стать основой его творческих способностей.

Главная отличительная особенность сказки — это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.

Отличительной особенностью сказки является некая фантастичность. Это могут быть волшебные предметы или герои с необычными свойствами. Необычно и начинается сказка «Где-то в тридесятом царстве», «За тридевять земель», «В стародавние времена» и т.п. Использование словосочетаний (долго – коротко, не далеко – не близко) позволяют свернуть время и расстояние.

Чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, нужно научить их записывать схемами придуманный текст (схематизация). Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. Схемы не должны иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку.

Следующим этапом в работе со сказкой является использование игр и творческих заданий:

“Назови героя”

Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку.

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок (девочки герои — сказок: Герда, Красная Шапочка, Женя (из “Цветика-Семицветика”) и т.д.

“Действия героя”

Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки: коза из сказки “Волк и семеро козлят”.

Условие: говорить только глаголами. (Жила-была, ходила, наказывала, пела и т.д.) Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

“Сказочные слова” Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь”, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.)

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели. Рассмотрим некоторые из них.

Составление сказок с помощью метода «Каталога» Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). С пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

— Жил-был… Кто? С кем он дружил? Пришел злой… Кто? Кто помог друзьям спастись? Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы: — Жил-был… Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

— Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?

— Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

— Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

— Где наши друзья стали жить? Что стали делать? Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю). Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?» Взрослый открывает книгу на любой странице, предлагает ребенку указать пальчиком на слово: «Жил-был… карандаш!». Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов). Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем). Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку. Составление сказок динамического типа. Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Выбирается герой (герои). Описываются их свойства, мотивы и цели. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем. Итог — изменение героя (героев) и вывод жизненного правила. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения. На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали.

Например: Мышонокв лесу, на полянке, дома.

Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, стать хорошим. Использование творческих методов в работе со сказкой позволяет ребёнку нетрадиционно, оригинально, непривычно, по–новому не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход её повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один ит.д. Эти методы подробно описаны в книге Л.Б. Фесюковой “Воспитание сказкой”:Сказки с новым концом. Коллаж из сказок.

Сказки о любимых игрушках. Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Сказки от потешек. Сказки о путешествиях.

Цветные сказки. Частица “не” и новая сказка

Сериал в сказках. и др.

Дети по сочинённым сказкам рисуют, клеят, лепят. Используются методы нетрадиционного рисования (пальцевая живопись, рисование по мокрой бумаге, с помощью восковой свечи, объёмная аппликация и др.) Показывают этюды текста с помощью мимики и жестов, и театрализованные представления.

Результатом проведённой работы стали следующие сказки: “Сказка о рыбках”, “Сказка о маленьком мышонке”, “Сказка о потерянной морковке”, “День рождение зайца”, “Новый теремок”, “История про смелого ёжика и его друзей” и др.

История про смелого ёжика и его друзей.

Сказка по потешке.

— Что ж ты, Ёж, такой колючий?

— Это я на всякий случай: знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!

Давным-давно в дремучем лесу жил маленький и очень добрый ёжик. Но был он очень-очень колючий и с ним никто не хотел играть. И от этого ему было грустно. Один — одинёшенька ходил он по лесу, и тихонька вздыхал: “Ах!” да “Ох!”. Ведь больше всего на свете он хотел иметь много друзей.

Однажды в лесу он встретил волшебную ворону, и рассказал ей про своё горе. Ворона была и в самом деле волшебной, пожалела она ёжика и решила ему помочь.

— Я помогу тебе избавиться от этих иголок — сказала она.

Ворона взлетела на самое высокое дерево, и прокричала на весь лес: “Каррр!”

И иголки исчезли. Обрадовался ёжик, поблагодарил ворону, и скорее побежал на полянку, где весело играли зверюшки. Теперь они и его брали в свои игры, ведь ёжик был совсем не колючий.

Развеселились зверюшки в лесу, они играли в салки, жмурки, в прятки и не заметили, как из леса появился серый голодный волк, зубами щёлк да щёлк.

“Ха-ха-ха! Ага, попались!” – обрадовался волк – “Сейчас я вас всех съем!”

Испугались белочки да зайчики, задрожали от страха их хвостики.

И тут ёжик подумал: “Если бы были у меня мои иголки, показал бы я этому волку!”

А ворона сидела на дереве и всё видела. Покричала она своё волшебное: “Карр!”, и у ёжика снова появились иголки. Свернулся наш смелый ёжик в комочек и подкатился к волчьим лапам. Да так больно исколол серого разбойника, что тот завыл от боли и убежал обратно в лес. И больше никогда уже не возвращался.

Стали зверушки благодарить ёжика – “Спасибо ёжик, ты настоящий друг. Твои колючие иголки спасли нас от беды”. И с тех пор, и по сей день, все звери в лесу дорожат дружбой с маленьким колючим ёжиком. Настоящая дружба познаётся в беде.






map