Межпредметная деятельность Интегрированный урок окружающего мира литературного чтения р



Тема: Межпредметная деятельность. Интегрированный урок окружающего мира, литературного чтения, русского языка «Природные зоны России»

Личностные универсальные учебные действия:

воспитание патриотизма и гордости за Россию, обобщить знания учащихся о природных зонах нашей страны;

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний;

развитие исследовательских умений и навыков; развитие экологического и рационально-логического мышления;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе;

способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные универсальные учебные действия:

планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия:

осознавать познавательную задачу;

извлекая нужную информацию;

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

вступать в учебный диалог с учителем, сверстниками;

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Общеучебные умения:

работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение знания между участниками группу в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Продолжительность: 1 урок

Предметные области: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, ИКТ.

Оборудование: Hot Potatoes программный продукт, МACbook, мультимедиа, учебники, раздаточный материал, иллюстрации.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная работа учащихся.

Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников

Ход урока

1.Организационный момент

Вы любите путешествовать?

А для чего человек путешествует?

Где путешествовали вы?

Что вы видели в этих странах?

А чем эти страны отличаются друг о т друга?

Почему природа в этих странах разная, отличается?

Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны. Их особенности зависят от количества получаемого тепла и влаги.

Тема нашего предметного дня: Моя страна Россия.

Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока?

Сегодня мы будем путешествовать по природным зонам нашей страны. Обобщим знания о природных зонах.

Назовите эти природные зоны нашей страны, двигаясь с севера на юг.

2. Вступительное слово учителя

Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны. Их особенности зависят от количества получаемого тепла и влаги.

А кто скажет, что такое природная зона? (Участки суши со сходным сочетанием природных условий и экосистем. Природные зоны сменяются между полюсом и экватором в определенном порядке)

3.Работа в группах, в парах.

Чтобы путешествие прошло успешно, давайте вспомним наши правила Дружбы. Какие правила работы группы вы знаете?

1) Правила работы группы, пары

Помогать друг другу, поддерживать, сотрудничать.

Слушать своих товарищей, находить верное решение.

Спорить, доказывать.

2)Использование программы Hot Potatoes.

Тест на соответствие «Природные зоны»

Природная зона полярных областей с суровым, холодным климатом

ледяные пустыни

Безлесная северная природная зона с суровым климатом (короткое лето) и многолетней мерзлотой

тундра

Безлесные травянистые экосистемы. Образуют природную зону в южной части умеренного пояса

степи

Природная зона умеренного пояса, в которой преобладают лесные экосистемы

лесная зона

Экосистемы, почти лишенные растительности из-за недостатка или недоступности влаги. Образуют природные зоны в полярном, умеренном и тропическом поясах

пустыни

Участки суши со сходным сочетанием природных условий и экосистем. Природные зоны сменяются между полюсом и экватором в определенном порядке

природные зоны

3) Проверка ответов.

Какие природные зоны вы отгадали? Сколько баллов вы получили, отвечая на вопросы теста.

4.Работа в группах, в парах. Путешествие по природным зонам.

1) Конверты с заданием.

Вы сказали, что знаете 5 природных зон. Сейчас каждая группа получит конверт с заданием.

Прочитайте описание природной зоны. Определите, какая это природная зона?

Подготовить рассказ о своей природной зоне пользуясь материалом учебника.

«Поразительной казалась призрачная белизна ледяных гор… На высоком светло-голубом небе висели далёкие, как лёгкий дым, облака. Солнце отражалось во льдинах и в снегу. И снег, и горы, и розоватые льды казались спустившимися на землю облаками. Часто встречались одинокие айсберги, похожие на неприступные белые замки».

«…Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев

«…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов.

«Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки и много-много других».

«… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря.

5. Физкультминутка

3) Работа групп с деформированным текстом.

Подготовить рассказ о своей природной зоне пользуясь материалом учебника.

Ледяные пустыни

Вокруг полюсов и суша, и море круглый год покрыты льдом. Это – зона ледяных пустынь. Но там, где проходят тёплые морские течения, вода летом свободна ото льда и богата планктоном. Планктон – это мельчайшие растения и животные, отличный корм для рыб. Рядом по скалистым берегам селятся морские птицы, образуя птичьи базары.

Зона тундр

Суров климат тундры. Лето здесь длится всего один месяц. Уже в сентябре лёд сковывает реки. Земля промерзает насквозь. Часто бывает пурга – сильный ветер со снегом.

В июне в тундре появляются проталины, покрытые мхами и лишайниками. Это – главные кормильцы в тундровых экосистемах.

Косые лучи солнца не могут как следует прогреть землю. За лето успевает оттаять только тонкий слой почвы.

Подо мхом сохраняется вечная мерзлота – твёрдая, как камень, земля с прожилками льда. В неё не проникают корни растений. Талая и дождевая вода не может впитаться в промёрзшую землю. Поэтому в тундре много болот, рек и озёр.

Лесная зона

Главная особенность умеренного климата в том, что здесь времена года сильно различаются.

В умеренном поясе находится несколько природных зон. Из них самая широкая – лесная зона.

Лиственные леса растут в районах с более мягким климатом. Крупные и нежные листья не выносят морозов. Осенью они опадают на землю. Но за лето листья успевают создать больше органических веществ, чем хвоя.

Многие лесные звери и птицы питаются семенами деревьев. Осенью, когда семена созревают, животные запасают их на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые деревья. Так повелось очень давно, и теперь эти деревья и животные не могут обходиться друг без друга.

Зона степей

Степные травы за один сезон вырастают на большую высоту – около 1 метра. Под воздействием климата, растений и животных образовался чернозём – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают степь сплошным ковром. Их корни сплетаются и образуют дернину.

Весной земля в степи ещё напитана снеговой влагой. Всё зеленеет, растёт, цветёт. Но жарким летом дождевая вода испаряется так быстро, что растения не успевают напиться.

У степных растений подземные части больше, чем надземные. Ими питаются личинки жуков.

В норах прячутся суслики, сурки, хомяки, которые питаются семенами. Там они делают запасы.

Пустыни

На юге умеренного пояса летняя жара усиливается. Мы попадаем в зону пустынь. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, очень жаркое и сухое, температура воздуха в тени + 40 градусов. Зима короткая и холодная. Поверхность этой природной зоны покрыта барханами из песка, они постоянно передвигаются.

Рефлексия. Использование программы Hot Potatoes.

Кроссворд «Природные зоны»

Какую ягоду в тундре называют северной малиной? морошка

Что мешает воде просачиваться в тундровую почву? мерзлота

Какое дерево, произрастающее в зоне лесов, является символом России? береза

В какое время года степным растениям лучше всего? весна

Как называется книга, в которую заносят вымирающие виды животных и растений? красная

Плодородный слой земли. почва

Как называется оптическое явление пустыни, состоящее в появлении у горизонта ложных изображений участков неба или земных предметов? мираж

7. Обсуждение, подведение итогов

Итак, мы совершили путешествие по природным зонам России. Увидели, какие растения и животные живут.

Молодцы ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось?

Лист самооценивания






map