Межпредметные связи курсов Окружающий мир и Основы религиозных культур и светской этик



ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра воспитательной работы, дополнительного образования и

технологии

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения

квалификации по программе «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

Тема: «Межпредметные связи курсов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики»».

Выполнена: Квасовой Верой Владимировной,

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 4 с. Московского

Изобильненского района

Ставропольского края

Руководитель:

Пикалова Ольга Николаевна, руководитель

кафедры воспитательной работы и

дополнительного образования, к.п.н.

г. Ставрополь, 2013

Введение

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России» сформулирована цель, на достижение которой направлен процесс образования и воспитания школьников — формирование

высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, патриота. Достижению этой цели способствует реализация в общеобразовательных учреждениях Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая активизирует воспитательный потенциал всех школьных предметов, начиная с 1 класса.

Содержание предметов «Окружающий мир», « Литературное чтение» и курса «Основы религиозных культур и светской этики» особенно учитывают принципы, изложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Причём по месту в учебном плане и по своему содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников: дополняет культуроведческие и обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы, и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

Одним из важных условий эффективности работы учителя, перед которым и требованиями ФГОС НОО, и его собственной профессиональной педагогической позицией поставлена задача духовно-нравственного развития

личности младших школьников является реализация межпредметных связей двух курсов — «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики».

Актуальность темы определяется тем, что, во-первых, последнее время в школу приходят работать молодые специалисты, у которых вызывает затруднение составление рабочей программы по предметам. Совершенствование содержания образования невозможно без учета межпредметных связей — одного из важнейших критериев отбора и координации учебного материала в программах родственных дисциплин. Во-вторых, задачи современного воспитания нацеливают на усиление моральных акцентов в изучении гуманитарных предметов. Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которые способствуют формированию нравственно-эстетических идеалов, эмоционально-волевой сферы личности.

Цель данной работы — внести изменения в тематическое планирование курса «Окружающий мир» в 1-3 классах в соответствие с темами курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В соответствии с поставленной целью были намечены следующие

задачи:

— проанализировать методические материалы курсов повышения квалификации по программе «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»» и программу «Окружающий мир» Поглазовой О. Т. (система «Гармония»);

— сравнить тематическое планирование по курсам;

— сопоставить темы и внести изменения в тематическое планирование курса «Окружающий мир» в 1-3 классах в соответствие с ценностными ориентирами и принципами отбора содержания учебного предмета.

Теоретическая значимость состоит в том, что проведённая работа позволит расширить и уточнить знания об особенностях преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Практическая значимость: работа может быть использована в практике начальной школы учителями в процессе формирования профессиональной компетенции.

Примерное тематическое планирование межпредметных связей курсов «Окружающий мир» (система «Гармония ») и «Основы религиозных культур и светской этики» в 1-3 классах.

Используемый в УМК «Окружающий мир» культурологический подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные значимые аспекты в системе ценностных ориентиров, которые представлены в целостном содержании курса. Постепенно, шаг за шагом, с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержание курса «Окружающий мир».

При этом следует учитывать то обстоятельство, что при современном месте курса «ОРКСЭ» в системе дисциплин начальной школы (локализация в 4 классе) работа с его проблематикой носит, во-первых, пропедевтический

характер; во-вторых, глубина погружения в эту проблематику зависит от многих конкретных условий: от национально-региональных и этноконфессиональных особенностей региона, в котором расположена школа; от типа образовательного учреждения; от уровня включенности его в социокультурную инфраструктуру и степени развития его связей с социальными партнерами, в том числе — с представителями конфессий; и, конечно, от общекультурной и профессиональной компетентности педагога. Поэтому для некоторых тем по курсу «Окружающий мир» предлагаютсядля интеграции темы из курса «ОРКСЭ» из нескольких модулей.

Своеобразными «точками роста», определяющими начало и развитие

межпредметных связей, становятся учебники каждого класса и электронное

приложение к ним. В них выстроена логика и периодичность системного обращения к тому или иному ракурсу в духовно-нравственной проблематике,

к фактам, реалиям, формам воплощения духовно-культурных ценностей. От учителя и конкретных особенностей контингента учащихся зависит глубина раскрытия этой проблематики. Но в любом случае названные «точки роста» обеспечивают необходимый уровень формирования представлений о многообразии и богатстве духовно-нравственного потенциала, заложенного в культуре разных народов России.

Обратимся к конкретной тематике, на основе которой может быть

выстроена система межпредметных связей курсов «Окружающий мир» и «ОРКСЭ». Следует оговорить, что для каждого класса будет приведено не

всё тематическое планирование, а лишь те темы, которые предлагается интегрировать с темами «ОРКСЭ».

1 класс

Тема курса «Окружающий мир»

Тема курса «ОРКСЭ»

(модуль)

Решаемые проблемы

1

Уроки общения.

Культура и мораль.

(Основы светской этики)

Какого человека называют культурным.

Что нужно делать, чтобы стать культурным ребёнком.

Что такое моральные нормы.

2

Уроки вежливости.

Этикет.

(Основы светской этики)

Кого называют воспитанным человеком.

Что такое этикет.

Какой самый важный способ общения между людьми.

Какие слова называют волшебными.

Почему нужно просить прощения

за свои проступки.

На что могут обижаться взрослые.

3

Родной город (село, край), его памятные места.

Святыни православия, ислама, буддизма,

иудаизма.

(Основы буддийской культуры)

Какие достопримечательности

можно посмотреть в родном краю.

Почему в России нет одинаковых городов.

Что такое святыни.

Какие памятные, святые места есть

в вашем городе, как за ними ухаживают.

4

Памятники культуры, бережное отношение к ним.

Искусство в религиозной культуре.

(Основы мировых религиозных культур)

Какие творения людей становятся памятниками культуры.

Какие памятники культуры есть у разных народов России.

Важность бережного отношения к старинным памятникам.

2 класс

Тема курса «Окружающий мир»

Тема курса ОРКСЭ

(модуль)

Решаемые проблемы

1

Как мы общаемся. Правила этикета.

Особенности морали. Этикет.

(Основы светской этики)

Для чего люди общаются.

Какими бывают формы общения.

Какого человека называют культурным, как им стать.

Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах.

2

Физическая

и духовная красота человека.

Добродетели и пороки . (Основы светской этики)

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. (Основы иудейской культуры)

Долг, свобода, ответственность, труд.(Основы мировых религиозных культур)

Какого человека можно назвать

красивым, как им стать.

Какого человека можно назвать нравственным.

Какие поступки людей мы считаем порочными.

Когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться.

Влияет ли настроение на успехи в учёбе, на взаимоотношения с окружающими людьми.

3

Друзья, их

значение в жизни людей.

Дружба и взаимопомощь.

(Основы исламской культуры)

Свобода и ответственность. (Основы светской этики)

Кого можно назвать другом.

Как поступают настоящие друзья.

Какого человека можно назвать ответственным.

4

Семья.

Родственники.

Род и семья — исток нравственных отношений в истории человечества . (Основы светской этики)

Родители и дети. Отношение к старшим.

(Основы исламской культуры)

Что такое семья.

Какими бывают семьи.

Кого называют родственниками.

Какие отношения между родственниками можно назвать нравственными.

Как составить родословную семьи.

5

Семейные

заботы.

Нравственный поступок.

(Основы светской этики)

Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи: общее и особенное.

(Основы буддийской культуры)

Что такое поступок?

Как управлять своими поступками.

Какую семью можно назвать дружной.

Какие есть обязанности у членов

семьи.

6

Семейные

традиции.

Семейные праздники.

(Основы светской этики)

Традиции гостеприимства.

(Основы исламской культуры)

Что такое семейные традиции, какими они могут быть.

7

Родина.

Родной край.

Россия – многонациональное Государство.

Россия — наша Родина.

(Основы светской этики)

Что такое Родина и малая родина.

Чем отличается Россия от других стран мира.

Почему Россия — многонациональное Государство.

Кого называют гражданином России.

8

Разнообразие

музеев. Экспонаты музеев.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфес-сионального народа России. (Основы иудейской культуры)

Что такое музей и для чего он нужен.

Какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся.

О чём можно узнать в музеях.

Чем важна профессия археолог.

9

Мир

искусства.

Художествен-ное творчество

человека.

Искусство в буддийско культуре.

(Основы буддийской культуры)

Что, кроме жилища, пищи, одежды, ещё необходимо человеку в жизни.

Что такое искусство, какими его

видами занимаются люди.

3 класс

Тема курса «Окружающий мир»

Тема курса ОРКСЭ

(модуль)

Решаемые проблемы

1

Старинный календарь

Буддийский календарь.

(Основы буддийской культуры)

Знакомство с еврейским календарем: его



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map