Микроэкономика.1 Вступ



«Экономика — это наука о повседневной деловой жизни и

хозяйственной деятельности людей, а ее предметом

является исследование богатства и частично человека,

точнее стимулов к действию и мотивам противодействия.»

А.МАРШАЛЛ

1 Введение

Понятие «спрос» занимает ведущее место в перечне фундаментальных, базовых категорий экономической теории. Правильное определение этого понятия, выяснение факторов, влияющих на спрос и предложение, анализ механизма их взаимосвязи и взаимодействия имеют очень большое значение для осознания важнейших закономерностей функционирования рыночной экономической системы. Первичными составляющими этой системы являются фирмы, отрасли, домохозяйства, рынки отдельных товаров, то есть объекты исследования и изучения микроэкономики.

2 Спрос, закон спроса.

Для того, чтобы человек почувствовал желание купить товар на рынке, прежде всего необходимо, чтобы он нуждался в этом продукте. Понятно, что желание приобрести товар должно быть подкреплено соответствующей суммой денег. Но и этого недостаточно для того, чтобы сформировался рыночный спрос. Его обязательным условием является также соответствие цены товара представлениям покупателя о полезности этого товара. Если цена, по мнению потребителя, не является адекватной полезности, он не будет покупать товар.

Таким образом, понятие «спрос» можно определить как желание и возможность потребителя купить определенное количество товара по определенной цене за определенный период времени.

Если на рынке действует определенное количество покупателей, на основе анализа кривых индивидуального спроса можно построить кривую рыночного спроса.

Под рыночным спросом подразумевают желание и возможности всех покупателей определенного товара, которые действуют на рынке, приобрести то или иное количество товара по той или иной цене за определенное время.

Кривую спроса в общем виде подано на рис. 2.1

Рис.2.1

Кривая спроса, как правило, обозначается буквой D (от англ. Demand — спрос ). Она отражает обратную зависимость спроса от цены.

Суть закона спроса состоит в том, что при повышении цены товара спрос снижается, и наоборот.

Иногда на рынке наблюдается, так сказать, «невыполнение » закона спроса, когда потребители увеличивают объем покупки товара при росте его цены и, наоборот, покупают товара меньше при том, что цена снижается. Наиболее заметными причинами «невыполнения» закона спроса являются:

эффект присоединения к большинству ;

эффект снобизма ;

эффект Веблена ;

эффект неосведомленности ;

ефект Джиффена.

Под эффектом присоединения к большинству понимают попытки покупателя действовать так, как поступают другие покупатели, не выделяться, чтобы не обращать на себя внимания (такой своеобразный потребительский конформизм).

Предположим, что сложилась такая ситуация: товар вошел в моду, стал популярным. При этом продавцы, очень вероятно, будут поднимать цену, но большинство покупателей, несмотря на это, станут покупать больше этого товара, и многие присоединятся к этому большинству, исходя из соображений, о которых шла речь.

Эффект снобизма в своей основе имеет желание некоторых людей доказать, что они не такие, как другие, попытка, так сказать, «выделиться из толпы». Некоторые «нарушают» закон спроса, чтобы не выпасть из большинства, а некоторые делают тоже самое, исходя из противоположных соображений.

Эффект Веблена — частный случай выявления эффекта снобизма. Эффект Веблена состоит в попытке состоятельных покупателей продемонстрировать свое превосходство перед другими, покупая очень дорогие товары (предметы роскоши) и игнорируя при этом закон спроса .

Эффект неосведомленности выражается в том, что иногда покупатели не имеют достоверной информации о качестве товара и считают, что рост цены обусловлен улучшением качества (если, допустим, на рынке появилась новая модификация товара).

Эффект Джиффена (Гиффена) получил название от имени английского экономиста Р. Джиффена (1837-1910). Этот ученый первым объяснил такое явление, когда в неурожайные годы при росте цены на хлеб увеличивался и спрос на него. Дело в том, что в то время (в XIX веке) значительная часть населения Англии имела очень низкие доходы, и повышение цены на хлеб так заметно влияло на общую покупательную способность этих людей, что они были вынуждены отказываться от покупки других, более качественных продуктов питания (например мяса). В такой ситуации, чтобы удовлетворить потребность в пище , они покупали больше хлеба, даже если его цена росла. Эффект Джиффена распространяется только на товары первой необходимости и на покупателей с очень низкими доходами.

По кривой спроса можно болем-менее точно определить, каким будет объем спроса на определенный товар по той или иной цене. Когда меняется цена, точка, которая показывает величину спроса, перемещается по кривой спроса .

Но на рынке часто можно наблюдать колебания спроса и не при переменной цене. В таком случае будет наблюдаться перемещение самой кривой спроса.

3 Неценовые детерминанты спроса

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами.  Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса, и кривая сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой влево.

Рис.2.2

Рыночное ценообразование — это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения.

Основными неценовыми факторами (неценовыми детерминантами) спроса являются:

1. Количество покупателей на рынке. При прочих неизменных условиях увеличения количества покупателей приводит к росту объема спроса, и наоборот.

2. Вкусы или предпочтения потребителей. Если, допустим, товар вошел в категорию модных, спрос растет, а может быть и наоборот.

3. Денежные доходы потребителей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.

4. Покупательские ожидания. Изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам. Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например, погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.

5. Ожидание изменения цены товара. Очень выгодно, что покупатель не будет спешить покупать товар, если ожидается снижение его цены, и наоборот.

6.Изменение цены на другие товары. Здесь речь идет о товарах-заменителях (субституты) и товары, которые дополняют определенный товар (товары комплементарные). Надо анализировать каждую конкретную ситуацию, принимать во внимание все обстоятельства, в том числе и такую, как причина изменения цены на товар, который является связанным с этим товаром. Допустим, если рост цены товара-заменителя (второго товара) было обусловлено увеличением затрат на его производство, это, очевидно, приведет к падению спроса на этот товар-заменитель и, соответственно, к увеличению спроса на первый товар. А вот если товар-заменитель вошел в моду и это стало причиной роста его цены, то здесь, пожалуй, спрос на первый товар будет не расти , а, наоборот , падать .

Наряду с ценой неценовые факторы спроса очень заметно влияют на спрос, поэтому они должны быть объектом внимательного изучения и анализа .

4 Вывод.

Взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса. А.Маршалл правильно считал, что закон спроса — результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот

закон — всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.

Список литературы

«Экономика» С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалинзи

Изд. «Дело», Москва, 1993

« Экономикс» Кэмпбелл, Р.Макконнелл, Стенли Л.Брю

том 1. Изд. «Республика», Москва, 1992

«Курс экономической теории» под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой Изд. «АСА» , Киров, 1994

«Экономическая теория» Носова С.С.

Изд. «Владос» , Москва, 1999

Хмель С.Н. Микроэкономика: консп. лекций/ С.Н. Хмель, В.И. Хмель. –

Х.: Нац. аэрокосм. ун-т «Харьк. авиац. ин-т», 2009. – 129 с.






map