Мимика и жесты



Речь и культура общения

1 класс

Тема урока: Мимика и жесты.

Цель.

Развивать невербальные средства выразительности: мимику, жесты, позу.

Задачи.

1. Познакомить и отработать понятия: мимика, жесты, поза.

2. Научить соотносить эмоции с выражением лица и различные ситуации с определенными эмоциями.

3. Воспитывать сострадание, бережное отношение ко всему живому.

Оборудование:

• три рисунка девочки (равнодушная, злая, добрая);

• рисунок мишки с оторванной лапой, игрушки с разной мимикой;

• таблички (мимика, жесты, поза);

• лесенка доброты (цветовой фон);

• звукозапись «Танец маленьких утят»;

• листки с ситуациями для каждого ребенка;

• три картины большого формата для троих детей (те же ситуации).

I. Организационный момент.

— Ребята, к нам пришли гости. Поприветствуем их!

(Рады приветствовать. Будем знакомы. Рад встрече с Вами. Рад познакомиться с Вами).

— Я думаю, что наши гости тоже рады встрече с вами. И у нас с вами, дети, появились новые друзья-взрослые.

— А только взрослый может быть другом?

— А животные могут быть друзьями? Почему?

— А другом можно назвать игрушку? Почему?

Вывод: другом можно назвать и живые и неживые предметы, которые мы очень любим.

II. Изучение нового материала.

Вступительная беседа.

— Летом, во дворе, я часто вижу как дети играют своими игрушками.

Вот, что однажды произошло. Шел дождь. Лежал мишка.

(Вывешиваются три картины, на которых изображены три девочки: равнодушная, злая, добрая. Около них лежит мишка с оторванной лапой.)

-Как вы думаете, какая девочка подобрала мишку?

— Как вы догадались?

(Ответы детей: руки тянутся вперед, девочка бежит, глаза расширены, рот открыт…)

-Правильно догадались! А помогла вам догадаться мимика — выражение лица.

(Табличка со словом — мимика)

— Жесты — движение рук.

(Табличка со словом – жесты)

— Поза — движение тела.

( Табличка со словом – поза)

Это средства выразительности.

III. Сообщение темы.

— Сегодня мы познакомимся с тремя средствами выразительности: мимикой, жестами, позой, которые помогут нам с вами сделать речь богаче и красивее.

— Эти средства передают чувства, характер, эмоции предметов.

— Давайте определим характер девочки.

— Поставьте героиню на «лесенку доброты».

(Девочка добрая, отзывчивая, любящая, милосердная, заботливая…)

Вывод: мимика, жест и поза помогли нам с вами почувствовать внутренний мир девочки. И я надеюсь, что вы никогда не пройдете мимо человека, животного или просто неживого предмета, если он нуждается в помощи.

IV . Формирование новых знаний.

а) Тренировка мимики.

— А сейчас рисунки с игрушками помогут нам потренировать свою мимику.

— А вы попробуйте изобразить точно мимику игрушки.

( Веселый Буратино, глупый Зайяц, скромная Мальвина, злой Волк).

Вывод: вы правильно передали настроение игрушки.

— Назовите это средство?

(Учитель показывает на значок – хоровой ответ.)

б) Тренировка мимики, позы, жестов.

Физминутка.

(Дети встают).

— А сейчас мы потренируем все средства выразительности.

— Я читаю предложение, а вы его изображаете.

— Здравствуйте!

— До свидания!

— Далеко, далеко за горами.

— Очень высокая гора!

— Мама, я тебя очень люблю.

— Тише! Тише!

— Надоели мне эти комары!

— Ой, ой, ой! Как болит зуб!

-Какие средства выразительности вы тренировали?

в) Работа с индивидуальными карточками.

— Ребята, вы любите рисовать. Превратимся ненадолго в художников.

— Перед вами рисунки. Что забыл нарисовать автор?

(Мимику)

— Какие два средства выразительности помогут нам узнать мимику?

(Жест, поза)

( Три человека работают у доски, объясняют выбор мимики. Дополняют все, у кого другая мимика).

Выразительные получились рисунки? Почему?

— Мы сделаем выставку рисунков и вы увидите мимику, которую нарисовали героям ваши друзья.

Вывод: стало понятно кто, о чем думает, у кого, какой характер и чувства.

V. Физминутка.

Исполняется танец «Маленьких утят».

VI. Закрепление изученного материала.

Чтение стихов с дирижированием.

— Оказывается, чтобы выразительно читать стихи, рассказы, сказки и другие произведения, нужно владеть мимикой, жестами и позой.

— Сейчас ваши друзья прочитают стихотворение «Черный кот» с дирижированием. А мы с вами будем внимательными слушателями.

— Какой характер у кота?

— Как вы узнали характер кота?

VII. Итог.

— Повернитесь друг к другу и покажите какое у вас настроение. Нарисуйте на смайлике мимику, с которой должны общаться все люди на нашей планете и подарите ее гостям.

г. Серов

Бочкарева Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 1

с изучением отдельных предметов «Полифорум»




map