Мини — музей как средство повышения правовой образованности родителей воспитанников дет



МБДОУ общеразвивающего вида

детский сад №1 «Березка» города Заринска

Мини – музей как средство повышения правовой образованности родителей воспитанников детского сада

Автор:

Рогова Н.О., воспитатель.

Заринск 2011

Оглавление

Глава 1. Мини-музей в детском саду2

Глава 2. Мини-музей, как средство повышения уровня правовой образованности родителей воспитанников детского сада.3

2.1 Проблемы правового аспекта образованности родителей воспитанников детского сада3

2.2. Создание мини-музея, посвященного праву детей на игру3

Литература3

Глава 1. Мини-музей в детском саду

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы – храм муз. Современная наука определяет музей, как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры. Создание музейных экспозиций тесно связано с частным коллекционированием. Первоначальное накопление произведений искусства происходило в храмах, дворцах знати и правителей страны. Одной из первых музейных экспозиций, содержащейся на средства государства, принято считать Александрийский музей в Египте, он был создан в III в. до н.э.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в этом случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т.е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию («знать предмет — значит действовать с ним»). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж.Пиаже.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы.

Не секрет, что в современном обществе родители дошкольников зачастую слишком поглощены работой и своими заботами, для того, чтобы привлечь их к сотрудничеству с детским садом необходимо приложить колоссальные усилия. Однако, если вид активности, предлагаемый воспитателем, способствует возникновению заинтересованности, то результат может превзойти ожидания.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Родители чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для детей, пополнять их совместными с детьми работами.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей

Несомненно, мини-музеи создаются в основном для детей и ради детей, но и родители могут приобрести некоторые познания в ранее неизвестных им областях.

Глава 2. Мини-музей, как средство повышения уровня правовой образованности родителей воспитанников детского сада.

2.1 Проблемы правового аспекта образованности родителей воспитанников детского сада

В последние годы резко повысился интерес к правам человека и гражданина в нашем обществе. Это, несомненно, связано с переходом нашего государства на качественно иной этап развития. Формирование элементарных знаний о правах и обязанностях начинается уже в дошкольном возрасте, однако мы наблюдаем в этой связи некоторый разрыв в знаниях родителей (которых правам не обучали) и детей. Именно поэтому необходимо проводить работу не только с детьми, но и с родителями.

Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать выбор. Между тем, российские дети в семье, ДОУ, школе, обществе в целом не приучены самостоятельно делать выбор, у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осознание выбора и ответственности за него рождает самостоятельность.

Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план следующий приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

Не является открытием и то, что все те консультации, которые выставляются для родителей редко пользуются спросом среди них, к тому же современные молодые родители очень мобильны и то, что «висит на стене» они могут найти и прочесть в интернете, поэтому педагоги озабочены поиском новых форм и методов работы с родителями.

Однако вся наша работа с детьми по воспитанию в них осознания своих прав и обязанностей пойдет прахом, если родители в семье не будут культивировать уважение к правам ребенка, в детском саду – к правам педагогов, в обыденной жизни – к правам окружающих людей. Именно поэтому необходимо как можно более тесно сотрудничать с родителями детей, посещающих детский сад для того, чтобы повысить уровень их правовой грамотности.

2.2. Создание мини-музея, посвященного праву детей на игру

В качестве тематики экспозиции мини-музея я предлагаю использовать одно из основных прав ребенка, это право на игру. Почему именно на игру? Ответ довольно прост, большинство родителей даже и не знает об этом праве. Если о праве на жизнь и охрану здоровья знают практически все, то право на игру зачастую не принимается во внимание как сколько-нибудь важное.

Вышеобозначенная проблема может быть решена совместной работой воспитателя, детей и родителей по организации мини-музея в группе.

Для того, чтобы музей стал интересным и понятным всем участникам образовательного процесса, право детей на игру будет выражено в экспозиции под названием «Игрушки моей семьи».

Игрушка – это самое первое, с чем знакомится ребенок. С игрушкой в жизнь детей приходит радость, а особенно, если это народная игрушка, игрушка с особенной семейной историей, это сейчас, в современном многообразии игрушек, очень важно.

Представленые экспонаты побуждают родителей, которые их принесли рассказать о них детям, таким образом могут быть организованы мини-экскурсии, причем в качестве экскурсоводов выступят родители. Все разнообразие любимых игрушек семьи заставит взрослых вспомнить о том, что ребенок развивается в игре, и что игра – это серьезно.

Создание мини-музея наилучшим образом можно организовать в несколько этапов:

1. Подготовительный этап

В начале работы коллектив группы вместе с родителями определяет тему и название мини-музея, разрабатывает его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музей в группе. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатель вместе с детьми и родителями разрабатывает содержание экскурсий по своему музею, причем сами родители могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Составляется каталог карточек экспонатов.

3. Подведение итогов. Организация выставок детских работ по тематике музея, анкетирование родителей и т.д.

Очень важен, по моему мнению именно рассказ родителей о своей игрушке, это поможет привлечь интерес детей, а также поможет родителям оживить свои воспоминания детства.

Литература

Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. — N11. — С. 24-29

Рыжова Н. А. и др. Мини-музей в детском саду. – М., 2008. 256 с Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 4. — С. 38-42.

Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. — 2007. — N 10. — С. 44-50.

Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. — 2008. — N 3. — С. 58-63.

Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 — С. 59-65.

http://io.nios.ru/ Шайдук Е.В., МБДОУ ЦРР детский сад № 14 г.Новосибирска/Музей как средство воспитания дошкольника.






map