Мир поэзии С Я Маршака для детей 6 — 8 лет



«Шалтай-Болтай сидел на стене…»

Мир поэзии С. Маршака (для детей 6- 8 лет)

Цели:

познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака;

воспитывать ответственность, поддерживать интерес к чтению;

развивать память, внимание.

Материалы:

конверт-письмо с заданиями;

портрет поэта;

рисунки-заготовки «Шалтая-Болтая»;

выставка с книгами С.Я. Маршака.

Ход занятия:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?!

(Это он, это он, наш, конечно, почтальон)

Почтальон принёс письмо сегодня утром к нам в библиотеку. (Открыть конверт.)

-Буквы тут, друзья, смотрите…

Не шалите, разберите

И сумеем мы прочесть

От кого пришла нам весть.

Игра «Составь слово» (из 6-ти карточек, на которых написаны буквы, дети составляют слово «Маршак»)

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с замечательным поэтом.

С.Я. Маршак родился в г. Воронеже 3 ноября 1887 года, потом жил в г.Петербурге, Ялте. Отец его работал мастером на разных заводах, и они часто переезжали. Сочинять стихи Маршак начал раньше, чем научился писать (в 4 года). Ему так нравилось вспоминать своё детство, что он решил задержаться в нём и писать для детей. Но чтобы хорошо писать , надо учиться и Маршак поехал учиться в Англию, где изучал английский язык и стал ещё и переводчиком. Он перевёл на русский

язык множество английских стихов. Вот послушайте одну из английских песенок:

Шалтай – Болтай сидел на стене,

Шалтай – Болтай свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая, не может Болтая,

Шалтая – Болтая, Болтая – Шалтая,

Шалтая – Болтая собрать.

— Вы, ребята, помогите, Шалтая – Болтая скорей соберите.

(Класс делится на 3 – 4 группы. Собирают рисунок Шалтая-Болтая. Рисунок вывешивается под портретом писателя).

— А сейчас, ребята, я зачитаю несколько стихотворений, а вы постарайтесь их закончить.

1. Дама сдавала в багаж…(диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку).

— А как называется это произведение? («Багаж»)

-Что же случилось с багажом дамы, что у неё пропало? (маленькая собачонка)

2. Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это… (брюки).

— А вместо шляпы? (сковороду)

— А почему он не смог никуда уехать? (Сел в отцепленный вагон).

— А как назвали этого смешного человека, который всё забывал? («Вот какой рассеянный»)

3. Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

— Приходи к нам, тётя утка,

Нашу детку… (покачать).

— А эти слова из какой сказки? («Сказка о глупом мышонке»).

— А кого же звала мышка-мать в няньки своему глупому мышонку? (утку, жабу, лошадь, свинку, курицу, щуку, кошку).

— И кого же выбрал себе в няньки глупый мышонок? (кошку)

— Что же в результате с ним случилось? (его съела кошка)

4. Это что за теремок?

Он не низок, не высок.

Эй, откройте Петушку!

Ко-ко-ко, кукареку.

Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто в … (невысоком живёт).

— Как называется эта сказка? ( «Теремок»)

— В чистом поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, в невысоком живёт? (лягушка-квакушка, петушок- золотой гребешок, мышка –

норушка, серый ёжик – ни головы, ни ножек).

— А кто хотел ворота отпереть и жителей теремка съесть? (волк, лиса и медведь)

5. Тётя, тётя кошка!

Выгляни в окошко.

Есть хотят котята,

Ты живёшь богато.

Обогрей нас, кошка,

Покорми… (немножко).

— А это из какой сказки? («Кошкин дом»)

— Что случилось с кошкой? (сгорел дом)

— Кто её приютил? (котята).

6. Кто совсем не хочет мыться,

Убегает из корытца.

А в углу за сундуком

Моет лапу языком?

Серый усатый… (котёнок полосатый)

— А как называется это стихотворение? («Усатый- полосатый»).

7. Я учиться не хочу.

Сам любого научу.

Я — известный мастер

Мастер — … (ломастер)

— А почему его так назвали? (это стихотворение про мальчика, который хочет что-то смастерить, но только всё ломает).

Работа с выставкой книг. Показать книжку «Детки в клетке».

— Чем она отличается от остальных? (много картинок, написано о животных).

Она интересна тем, что Маршак 1-м из детских писателей создал подписи к рисункам. (показать и зачитать несколько). Это очень непросто – описать рисунок стихами. А он смог! Наверное, за это дети и любят его стихи.

Игра «Рифма»:

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у … (зверей)

Пообедал я сперва

За решёткою у …(льва)

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил (водицы)

Ел морковку у слона,

С журавлём поел …(пшена)

Погостил у носорога,

Отрубей поел … (немного)

А зубастый крокодил

Чуть меня не …(проглотил!)

Есть у него для детей и замечательная азбука в стихах и картинках, и книжка «Весёлый счёт». (зачитать стихи на несколько букв и цифр; дошкольники могут их написать).

А ещё ребята, Маршак сочинял загадки.

Только уговор: выслушать загадку до конца, руку поднять и отвечать.

Бьют его рукой и палкой, 2. Шумит он в поле и в саду,

Никому его не жалко. А в дом не попадёт.

А за что беднягу бьют? И никуда я не иду,

А за то, что он надут. Покуда он идёт.

(Мяч) (Дождь)

Всегда шагаем мы вдвоём, 4. Пучеглаза особа

Похожие как братья, Из болота смотрит в оба.

Мы за обедом под столом, Ква-ква-ква, да ква-ква-ква,

А ночью под кроватью. Вот и все её слова.

(Сапоги) (Лягушка)

Принялась она за дело, 6. Что такое перед нами:

Завизжала и запела. Две оглобли за ушами,

Ела-ела дуб, дуб, На глазах по колесу

Поломала зуб, зуб. И сиделка на носу?

(Пила) (Очки)

В Полотняной стране 8. Мы ходим ночью, ходим днём,

По реке Простыне Но никуда мы не уйдём.

Плывёт пароход то назад, Мы бьём исправно каждый час,

То вперёд. Но вы, друзья, не бейте нас.

А за ним такая гладь – (Часы)

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Молодцы, ребята! Вы все сегодня отлично поработали. А сейчас посмотрим мультфильм «Сказка о глупом мышонке».






map