Миша учит Кота действию сложения



Тема: «Миша учит Кота действию сложения чисел».

(НОД с использованием учебных пособий: книга для работы взрослых с детьми (авт. Чуракова Р.Г.) – «Кронтик учится считать»;

рабочая тетрадь для работы взрослых с детьми (авт. Захарова О.А.) – «Кронтик учится записывать числа».

Цель: познакомить детей с составом числа четыре.

Задачи:

Обучающие:

— научить детей составлять число четыре из двух меньших чисел;

— выработать алгоритм сложения числа один с числом (один, два, три), как переход к следующему числу (два, три, четыре).

Развивающие:

— формировать и развивать навык закономерного построения числового ряда: каждое следующее по порядку число больше предыдущего на одну единицу (каждое предыдущее по порядку число меньше следующего на единицу).

– продолжать развивать умение ориентироваться на плоскости листа книги, тетради;

— развивать умение определять «лишний» предмет, объясняя логически свой выбор.

Воспитывающие:

– воспитывать такие качества как дружелюбие, взаимопомощь, общительность;

— желание и умение работать группой, подгруппами;

— способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друг друга.

Формирование УУД:

Выделение основания для определения «лишнего» предмета. Работа со словариком: четыре и его обозначения. Работа по подгруппам по карточкам. Формирование навыков печатания числа в тетради.

Оборудование: (для учителя) – книга «Кронтик учится считать»; набор карточек для работы с детьми; фишки цветные – 3 желтых, 1 – красная – для игры с детьми; мягкие игрушки Миша и Кот Ушелбыты.

Для детей — книга «Кронтик учится считать»; султанчики (ленточки ) для экспериментальной деятельности; рамочка «Зоркое око» для работы с рисунком в словарике; ручки, рабочая тетрадь «Кронтик учится записывать числа»; набор предметов, в составе которых есть «лишние» предметы.

Используемая литература для подготовки к НОД:

«Концептуальные основы и программы» — Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник. 2010.

Книга для работы взрослых с детьми «Кронтик учиться считать» под редакцией О.А.Захаровой. М.: Академкнига/Учебник. 2009.

Иллюстрированный материал из рабочей тетради «Математика для малышей», рекомендуемая к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.

Карточки из тетради для самостоятельных занятий детей 5-7 лет «Упражнения на развитие логики», авт. С. Гаврина, Н.Кутявина.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети стоят в кругу вместе с учителем и произносят слова, сопровождая движениями:

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем налево,

А теперь пойдем направо,

В центре круга соберемся

И опять назад вернемся.

Друг на друга посмотрели

Улыбнемся, подмигнем,

И сейчас играть начнем.

Учитель: Ребята, а вам нравится рассматривать книги с красивыми иллюстрациями? (ответы детей). Кот Ушелбыты и Миша тоже очень любят рассматривать картинки в книге. И для нас с вами они приготовили вот такую интересную картинку. (Учитель показывает игрушки: Миша и Кот Ушелбыты; картинку со Змеем – Горынычем.)

Кто изображен на картинке? (Ответы детей).

— Из какой сказки к нам пришел Змей-Горыныч? (Из русской народной сказки «Добрыня и Змей». Из волшебной сказки. – Предполагаемые ответы детей.)

— А почему его называют Змеем – Горынычем, ребята? (Ответы детей).

— Правильно, Змей – Горыныч дышит сильным, горящим пламенем. Я предлагаю вам узнать, как меняется ваше дыхание от силы дуновения. Возьмите каждый по султанчику и подуйте так, если бы это был сильный ветер. А теперь – слабый ветерок. Скажите, как и когда можно использовать наше дыхание? ( Когда на улице сильный мороз и наши ладошки замерзли, мы на них дуем и потираем)

— Все верно, можно согреться своим теплым дыханием.

Ребята, Кот только начинает учиться считать, и Миша попросил вас помочь научить его считать и складывать числа. Сам Миша немного задержался в пути и не может вовремя придти к нам. Вы готовы помочь, ребята? А как же мы будем учить его считать? (Ответы детей – Надо посчитать головы Змея – Горыныча).

— Сосчитайте, сколько голов у Змея — Горыныча?

ОДНА голова и ещё ОДНА голова, получается ДВЕ головы. (Дети и учитель, в руке которого игрушка Кота, считают головы Змея-Горыныча.)

Учитель: Куда головы смотрят, ребята? (Хоровые и индивидуальные ответы детей: они смотрят НАПРАВО).

— А ещё ОДНА голова, куда смотрит? (НАЛЕВО).

Её тоже надо прибавить.

— А если к ДВУМ прибавить еще ОДИН, то получится число, которое следует за числом ДВА. Ребята, скажите, какое число следует за числом ДВА? (Хоровые и индивидуальные ответы детей – ТРИ). – Верно, вот и Кот тоже «сказал», что за числом ДВА следует число ТРИ.

— Ребята, что нужно сделать, чтобы получить число ТРИ? (Индивидуальные ответы детей.)

— Верно, надо к ДВУМ прибавить ОДИН получится ТРИ. У Змея – Горыныча ТРИ головы. Вот так мы показали Коту, как нужно складывать числа.

И я предлагаю вам, ребята, поиграть еще в одну интересную игру. Называется она «В какой руке сколько?».

Учитель предлагает детям пересчитать кружки, которые он держит в руках:

— Сколько у меня кружков? (Четыре кружка.)

На глазах у детей педагог раскладывает их в две руки и говорит: «Вы должны отгадать, сколько кружков у меня в одной руке, сколько кружков в другой руке, сколько кружков всего. Давайте договоримся, что сначала будем говорить, сколько кружков в левой руке, а потом – в правой. Как я разложила?»

Дети стараются угадать, начинают перечислять возможные варианты. Если они не отгадали задуманный учителем вариант, можно сказать: «Так может быть, но у меня не так». Ребенок, верно назвавший, сколько в какой руке спрятано кружков, становиться ведущим. Игра повторяется несколько раз.

Учитель:

— Молодцы, ребята, вы очень внимательны и умеете считать правильно. А теперь немного отдохнем и опять играть начнем.

Физминутка для детей с элементами дыхательной гимнастики:

Представьте, что вы Змей – Горыныч. Повторяйте вместе со мной движения и дышите словно Змей – Горыныч.

Раз — «крыльями» мы вверх махнули

И при этом все вздохнули.

Два — три нагнулись, «крыльями» мы пол достали,

А четыре — прямо встали и сначала повторили.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Учитель:

-Отдохнули, подышали, словно в сказке побывали. Ребята, мне Кот сказал, что хотели бы поиграть с вами в школу. Вы согласны? (Ответы детей.) А что такое школа? Как называют детей, которые там учатся? Какие предметы необходимы для обучения в школе? ( Хоровые, индивидуальные ответы детей. Переход в учебную зону).

Присаживайтесь на свои места и начнем играть в школу.

Обратите внимание, ребята, у вас на столах лежат предметы. Посмотрите внимательно и определите, какие из них «лишние» предметы? Объясните, почему? Уберите «лишние» предметы.

— У вас остались только те предметы, которые мы будем использовать.

Работа с книгой по инструкцииучителя. (Стр. 30-31)

— Откройте книгу по закладке. Обратите внимание на иллюстрацию на правой части книги. Что там изображено, ребята? (Индивидуальный опрос и ответ ребенка).

Вот и Миша наконец –то к нам присоединился. Он будет еще ОДНИМ учеником, если…(Далее учитель проговаривает слова текста из книги.

Далее учитель читает (проговаривает ) текст по книге имитируя речь голосом Кота и Миши.

Дополнительные вопросы детям:

— Назови те лишние предметы, которые Елиса убрала с рабочего стола?

— Как вы считаете, почему эти предметы лишние?

— Помоги Кронтику сосчитать, сколько будет, если к числу три прибавить число один.

Учитель:

— Ребята, назовите СЛЕДУЩЕЕ число, которое не назвал Кронтик?

— Назовите ПРЕДЫДУЩЕЕ число числу четыре.

— Назовите СЛЕДУЩЕЕ число за числом четыре.

— Молодцы, ребята, вы отлично справляетесь со всеми заданиями. Вы старательные ученики. И как всем ученикам в школе, нам необходимо отдохнуть. Миша и Кот тоже с нами отдохнут.

Физминутка «Видят глазки всё вокруг».

Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано — Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.

Продолжение работы с книгой по инструкцииучителя. (Стр.75)

— Откройте книгу по следующей закладке.

— Найди в словарике цифру, обозначающую число четыре.

— Выдели рамочкой рисунок, который тебе понравился больше других.

— Сколько на нем животных? Назови их.

— Выдели рамочкой рисунок, где показано, что четыре палочки – это три палочки и еще одна палочка.

Учитель предлагает детям соединиться в подгруппы (4) и выполнить задание на приготовленных заранее карточках.

Задание: 1 группа — дорисуйте недостающие палочки и кружочки;

2 группа — проведите замкнутую линию;

3 группа — Ответьте, сколько было кубиков? Сколько стало? Сколько кубиков принес Гномик?

4 группа — В одном аквариуме 3 рыбки, а в другом 1. Сколько всего рыбок в двух аквариумах? Нарисуйте в квадрате столько точек, сколько всего рыбок в двух аквариумах.

Учитель: Молодцы, ребята, вы очень стараетесь быть примерными учениками. (Продолжение игры в школу вместе с Мишей и Котом).

Работа в тетради на срт.13-задание 20: стр. 14-задание 21).

Ребята, откройте тетрадь по закладке и выполните задание на правой странице внизу.

Переверните страницу и выполните задание на левой странице вверху.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Закройте тетради. Я объявляю небольшую переменку и предлагаю немного отдохнуть. (Переход из учебной зоны в зону отдыха.)

Рефлексия

Учитель: Мне Миша и Кот сказали, что им понравилось с вами играть. А вам понравилось играть? Чему мы научили Кота по просьбе Миши? (Ответы детей, подтверждающие умение складывать числа, считать и работать в тетради, в подгруппах).

А за что вы сами себя можете похвалить, ребята? Вы можете себя похвалить за то, что научили Кота складывать числа, находить лишние предметы? (Самооценка детьми результатов своей работы.). Что нужно для того, чтобы много знать и уметь?

В следующий раз, ребята, мы отправимся с вами в сад, где Миша и Маша искали своих друзей. Мы узнаем, какая история с ними приключилась.




map