Многообразие животных урок и презентация 3 класс



Урок по курсу «Познание мира» в 3 классе. Разработала учитель 1 категории Ахмадиева А.В.

Тема урока «Многообразие животных».

Цели:

1. Формировать понятие «зоология», «рептилии», «орнитологи», «группы животных». Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери) и о важнейших отличительных признаках указанных групп. Познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися в Казахстане и относящихся к группе редких и исчезающих видов.

2. Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: Частично-поисковые, перцептивные (объяснительно-иллюстративные).

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, в паре.

Оборудование: ИКТ (презентация «Многообразие животных»), схемы классификации (у каждой пары), карточки для классификации (у каждой пары), тестовые задания, инструкционные карты, учебник.

Этап урока

Содержание урока

Формы работы, средства обучения.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

— Дайте определение природы. (Природа — это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)

— По каким признакам природу можно разделить на две группы? (Представители живой природы, представители неживой природы.)

Игра на внимание «Живая – неживая природа».

Правила игры: Я называю различные слова. Если называю предмет неживой природы – вы хлопаете в ладоши, если живой – приседаете. В игре возможны «ловушки» — названия предметов, которые сделаны руками человека.

Примеры слов: шмель, окунь, вода, ящерица, воздух, облако, журавль, камень, автомобиль, сова, песок, лошадь, лягушка, карандаш, волк.

— На слайде вы видите все названия тел живой природы, которые вы услышали во время игры.

— Что у них общего? (Это животные.)

— Назовите признаки тел живой природы. (Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)

— Проверим, справились ли вы с этим заданием.

Слайд №1.

Слайд №2.

ΙΙΙ. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

Объяснение нового материала.

— Тема нашего урока – «Многообразие животных».

— Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп.

— Итак, главная задача нашего урока – выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп.

— Но сначала я хочу вас познакомить с наукой, которая занимается изучением животных.

Зоология — это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи.

Зоология исследует строение животных, функции отдельных органов и систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для человека.

Животные имеют огромное и разноплановое практическое значение. Прежде всего, это относится к домашним животным. Этих животных выращивают для получения продуктов питания, шерсти, кожи, для транспортных, сторожевых, спортивных и других целей.

Наряду с полезной ролью позвоночные животные могут быть вредителями сельского хозяйства, например, суслики, мыши, полевки и т.д. Они портят и уничтожают запасы зерна, корнеплодов, фруктов, овощей, сена, силоса.

Некоторые животные являются опасными паразитами растений, диких и домашних животных, а также человека.

— У вас на столах лежат карточки, которые вы будете заполнять, работая в паре.

— Сейчас вы смотрите фотографии животных на слайдах, определяете, как называется эта группа и какие отличительные особенности имеют животные, относящиеся к этой группе.

После просмотра каждой группы задаются вопросы: Видели ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти животные?

После того, как учащиеся в парах определят название группы и назовут отличительные признаки, идёт проверка на слайдах.

Если учащиеся затрудняются в определении группы, давать наводящие вопросы.

У бабочек ножки первой пары зачастую являются очень слабыми, и потому бабочка держит их сложенными чуть ниже головы.

(Пресмыкающиеся)

— Как передвигаются эти животные? (Эти животные передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.)

— Все эти животные без ног или с ногами – пресмыкаются, ползают. Поэтому называются… (Пресмыкающимися).

— Нередко их зовут ещё и рептилиями, поскольку именно так звучит латинское название этой группы. Они являются одной из наиболее ярких и интересных групп животных на планете.

(Птицы)

1 – ученик. Мой рассказ о дятле. В строении дятла много необычного. Голова с шеей – как на шарнирах. Твёрдый клюв похож на долото. Лапки короткие: два пальца вперёд, два назад. Так можно надёжнее уцепиться за кору. Свой хвост, с твёрдыми и упругими перьями, дятел использует, как опору. Необычен и язык: липкий, длинный, очень подвижный, да ещё и с зубчиками-крючками на конце. Таким языком их любой щели достанешь без труда муравья, жука, личинку. Зимой дятлы питаются семенами из шишек.

2 – ученик.

Я расскажу вам о неприметном воробышке. У него много особенностей. Приглядитесь, как взлетает стая воробьёв при появлении опасности. Это похоже на взрыв, после которого птицы рассыпаются в разные стороны, как осколки. А характер! Они не станут, как доверчивые синицы, брать у вас корм из рук. Посадишь воробья в клетку, будет биться о прутья, пока его не выпустят. Воробьи – смелые бойцы. Небольшой стайкой могут отогнать ворону или голубя от лакомого кусочка.

— Назовите птиц Восточного Казахстана.

Знакомо вам слово орнитологи? Орнитологи, учёные, занимающиеся изучением птиц.

Проверим, правильно ли вы справились с заданием.

Слайды3,4.

Работа в парах.

Слайды №5 55.

ΙV. Закрепление изученного материала.

1 задание.

— Узнайте животных по описанию. Назовите, к какой группе относится животное.

ятел, сова, белка, заяц, рысь, лягушка.)

2 задание.

Распределить данных животных на группы.

Лягушка, муравей, бабочка, жаба, стрекоза, воробей, уж, ящерица, медведь, дятел, окунь, черепаха, щука, лиса заяц, судак, тритон, синица.

3 задание.

1 – вариант.

Познание мира. 3 – класс. «Многообразие животного мира».1 – вариант.

1. Животных, тело которых покрыто перьями, называют _________________. Ещё их называют «дети воздуха».

2. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе:

а) земноводных;

б) насекомых;

в) пресмыкающихся.

3. Это водные животные, их тело покрыто чешуёй в виде колечек, есть плавники: ________________________.

4. Лягушки и жабы относятся к особой группе:

а) пресмыкающихся;

б) земноводных;

в) насекомых.

5. У этих животных три пары ног, у большинства развиты крылья:

а) пауки;

б) насекомые;

в) черви.

6. Лось, кабан, лиса, заяц, лиса, мышь, волк – это _______________________.

Познание мира. 3 – класс. «Многообразие животного мира».2 – вариант.

1. Эти животные – очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. Это __________________________________.

2. Мухи, комары, тараканы, блохи – переносчики болезней. Они относятся к группе _____________________________.

3. Лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке, называют:

а) земноводными;

б) насекомыми;

в) пресмыкающимися.

4. Ящериц, змей, черепах относят к группе:

а) земноводных;

б) насекомых;

в) пресмыкающихся.

5. Эти животные живут в морях, реках и океанах, имеют удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Назовите, к какой группе животных их относят:

а) пресмыкающихся;

б) рыб;

в) земноводных.

6. Беркут, сапсан, фламинго, дрофа, аист, воробей, голубь – это ______________________.

Слайд №56.

Флип–чарт №1.

V. Итог урока.

Какой была главная задача нашего урока? ыделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп).

— Какие вы теперь знаете группы животных? (Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери.)

— Назовите их отличительные особенности.

— Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается?

— Если будет вода, а в ней ни одной рыбки — я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми — не лес. (М. Пришвин) (Что животные исчезнут.)

— Почему это может произойти?

— О чем мы должны знать и помнить в природе?

(Мы должны помнить, о том, что животные — наши друзья. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса,

А зовут ее …(лиса)

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … (медведь)

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло… (сова)

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

Здорово, дрозд-приятель!

И ставит подпись… (дятел)

Краской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая… (ворона)

У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орешки мелко.

Ну, конечно, это … (белка)

VΙ. Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке:

Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – рисуете солнышко.

Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе — рисуете солнышко, которое закрыла тучка.

Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили — рисуете тучку.

VΙΙ. Домашнее задание.

Если ваша семья имеет домашних животных, ухаживай за ними, наблюдай за их повадками. Напиши рассказ о своём любимце.

Группа животных

Отличительные признаки

Группа животных

Отличительные признаки

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

Группа животных

Отличительные признаки

Группа животных

Отличительные признаки

1.

1.

2.

2.

3.

3.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map