Многоугольники



Тема урока: Многоугольники.

Цели: создать условия для ознакомления с различными многоугольниками; повторение состава чисел 2-5; формирования умений сравнивать числа и числовые выражения; развития мышления; развития аккуратности.

Планируемые результаты (предметные): уметь различать виды многоугольников; чертить с помощью линейки геометрические фигуры.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-сказка.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, мультимедийная презентация, компьютер.

Методы ведения урока:

Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);

Методы стимулирования (новизна, занимательность);

Практические (практическое задание).

Новые термины и понятия: многоугольник, квадрат, прямоугольник.

Сценарий урока.

1.Организационный этап.

Милые мои, ребята,

Видеть вас я очень рада

И надеюсь я на вас.

Замечательный мой класс,

Что меня не подведете,

Мыслью и умом блеснете,

Речью грамотной своей,

Чтоб порадовать гостей.

А девиз у нас такой:

То, что знаешь, не скрывай, на вопросы — отвечай!

— Нас сегодня ждёт путешествие в сказку: «Гуси-лебеди». Но сказка наша будет не простая, а математическая. Вы помните главных героев этой сказки, что с ними произошло? (ответы детей) Мы сегодня будем помогать сестрице Аленушке искать своего братца Иванушку.

2. Актуализация знаний (устный счет).

-Но прежде чем отправиться в сказку давайте возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге:

2.1 Заблудилось число.На доске:1, 2, 3, 7, 4, 5, 6, 8. 9, 10.

Найдите это число и поставьте его на место. Обоснуйте свой ответ.

2.2 Сравнение чисел

– А чтобы показать, какое число больше или меньше, какие знаки вы используете? (>, <, =) Найдите эти математические знаки на доске.

а) Индивидуальная работа

– Кто попробует сравнить числа с помощью этих знаков? (2 ученика у доски)

3 и 4

1 и 2

2 и 5

4 и 3

1 и 4

5 и 4

– На какие 2 группы можно разделить полученные выражения? (равенства, неравенства) Какие математические понятия мы с вами повторили?

— Рассмотрите фигуры на доске:

Многоугольники треугольники

— Найдите «лишнюю» фигуру. (Круг.) — Почему?(Ответы детей)

(Слайд 2) Жили-были мужик да баба. Была у них дочка, да сынок маленький. Раз уехали мужик и баба в город. А девочке строго настрого наказали следить за братцем. Сестрица посадила брата под окошком, а сама стала играть да и забыла про него.

(Слайд 3) Налетели Гуси-Лебеди и унесли Иванушку. Бросилась девочка догонять их. Ребята, а мы с вами поможем девочке? Бежит девочка и видит печку (Слайд 4). Обращается она к печке.

Учитель: Ребята, а вы помните, что говорит девочка? Скажите слова девочки.

Дети: Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?

А печка отвечает: «Скажу, если выполните мои задания»

3. Знакомство с многоугольниками (Создание проблемной ситуации).

— Ребята, печка напекла пирогов разной формы. Посмотрите на доску.

1) На магнитной доске расположены вырезанные из бумаги геометрические фигуры:

Многоугольники треугольники

– Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям.

(работа у доски с геометрическим материалом)

В результате на доске появляются 2 большие группы:

треугольники четырёхугольники

По какому признаку вы объединили фигуры в группы? (По количеству углов.)

Как бы вы назвали фигуры первой группы? (Треугольники.)

Как бы вы назвали фигуры другой группы? (Четырёхугольники.)

(Слайд 5)

2) Давайте подробнее рассмотрим два четырёхугольника (учитель обращает внимание детей на квадрат и прямоугольник)

Каждый угол в нем прямойВсе четыре стороны —Одинаковой длиныВам его представить радА зовут его…. . (квадрат)

Если все углы прямые.И всего угла четыре.Ну, а по две стороныПротивоположны и равны.Этот четырехугольникНазовем…. . (прямоугольник)

– Как бы вы назвали оставшиеся фигуры? (Пятиугольник, так как фигура имеет 5 углов, шестиугольник – имеет 6 углов.)

3) Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а как можно назвать все фигуры расположенные на доске одним словом?

4. Сообщение темы урока. (Слайд 6)

-Ребята, печка спрашивает, а как можно назвать все фигуры которые у нас на доске расположены? ( Все фигуры можно назвать многоугольники)

-Ребята, а как будет звучать тема нашего урока? (Многоугольники)

-Какая цель урока?

Научиться различать многоугольники;

Аккуратно писать;

Внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Далее учитель сообщает, что и треугольники, и четырёхугольники, и пятиугольники, и шестиугольники – это многоугольники или геометрические фигуры.

Печка: Молодцы ребята, справились с моим заданием. Бегите по дорожке-ломаной линии состоящей из 3 звеньев лайд 7)

— Ребята, какая дорожка будет являться ломаной -1, 2 или 3? (2 –ломаная линия).

— Правильно, скорее, в путь!

Бежит девочка по дорожке и видит, стоит яблонька. Вдруг подул сильный ветер.

5.Физкультминутка. (Слайд 8)

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Яблонька всё выше, выше.

6. Формирование умения различать многоугольники

(проговаривание во внешней речи)

Девочка: Яблонька – Яблонька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

А яблонька ей отвечает: «Скажу, если мои задания выполнишь»

1)Работа с учебником.

Яблонька: Рассмотрите многоугольники, изображённые на полях

Работа по учебнику (задания 1-8).

— Какие линии замкнутые? (Черная, оранжевая.)

Какие незамкнутые? (Красная, зеленая.)

Какие линии ломаные? (Красная, черная, оранжевая.)

Рассмотрите чертеж треугольника в учебнике. Назовите элементы треугольника. (Вершины, стороны, углы.)

— Вершина — это точка. Сторона — это отрезок. А какие фигуры образуют угол? (Стороны.)

На рисунке покажите вершины, стороны, углы четырехугольника.

— Сколько вершин? (4.)

— Сколько сторон? (4.)

Сколько углов? (4.)

Какие стороны четырехугольника образуют угол? (Соседние стороны.)

А какие стороны не образуют угла? (Противоположные стороны.)

Практическая работа

-Ребята, на парте у вас лежат вырезанные из цветной бумаги квадраты, подумайте и с помощью ножниц сделайте из квадрата другой многоугольник. Ножницы держим правильно, следим за своей работой, не вертимся. (ТБ при работе с ножницами)

— Какие геометрические фигуры у вас получились? (пяти-, шести- семи- восьмиугольник)

Яблонька: Молодцы, справились с моим заданием. Гуси-Лебеди полетели в сторону реки, поспешите за ними.

(Слайд 9) Подбежала девочка к реке и говорит: Речка, речка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?

Речка: Скажу, если моё задание выполнишь. Начерти мне многоугольник в тетради.

7. Знакомство с чертёжным инструментом-линейкой. Вычерчивание фигуры.

-Как мы можем изобразить на бумаге, на доске любой многоугольник? (Начертить)

-Какой инструмент нам для этого понадобится? (Линейка)

-Совершенно верно, при помощи чертёжного инструменталинейкиможно изобразить любой многоугольник.

Начертите данный четырехугольник в тетради. Какая линия у вас получилась? (Ломаная.)

Речка: Молодцы, ребята, все справились с заданием. Вон в том лесу живёт Баба-Яга.

— Давайте отдохнём перед дальней дорогой.

8.Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5

Будем прыгать и скакать,

Остановка — стоп, стоп,

А глазами – хлоп, хлоп.

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Подтянулись, потянулись,

Сели тихо, улыбнулись.

-Побежала девочка дальше, а дорожки до леса нет. (Слайд 10) Увидела девочка избушку Бабы-Яги. В избушке Яга сидит, кудель прядёт, а рядом братец серебряными яблочками играет.

Девочка: «Баба-Яга, отдай мне братца».

Баба-яга отвечает: «Отдам, тебе мальчонку, если покажешь мне, что научилась различать многоугольники»

Реферат на тему что такое многоугольник10.Самостоятельная работа в рабочей тетради

Начертите в рабочей тетради многоугольник с пятью сторонами, с шестью вершинами, с семью углами.

— Как называется каждый из этих многоугольников? (Пятиугольник, шестиугольник, семиугольник.)

Как вы думаете, сколько вершин у девятиугольника? (9 вершин.) А сторон? (9 сторон.)

Что можно сказать о числе вершин, сторон и углов многоугольника? (Их число равно.)

11. Формирование умения сравнивать числа и числовые выражения.

Девочка: Я выполнила твоё задание, теперь отдашь мне брата?

Баба-Яга: А я передумала! Выполни-ка ты ещё одну мою задачку — сравни числа.

Работа ведётся в тетради на печатной основе с. 30, задание >,<. Проверка с доски (выставляют по одному выражению на магнитной доске).

Восстановите неравенства и равенства. (Остальные работают в тетради с.30)

Ответ: 3>2 3 = 3 3<4 2<4

7> 5 5 = 5 7=7 7<9

Баба-Яга: Забирай братца. Да, гляди не забудь, что сегодня на уроке изучала!

Девочка: Спасибо! И дети побежали домой.

12. Рефлексия.

Ребята, наше путешествие по сказке подходит к концу. Во время этого путешествия вы узнали о фигурах. О каких фигурах мы говорили? Как назвать все фигуры общим словом? (Многоугольники, геометрические фигуры)

Учитель показывает пятиугольник.

-Как ещё можно назвать эту фигуру? Как вы это узнали? (По количеству углов)

Затем учитель показывает поочерёдно на квадрат и прямоугольник.

— Как по-разному можно назвать эту фигуру? (многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат)

13. Итог урока.

-Что нового открыли для себя на уроке?

-Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

-Научились различать многоугольники?

-За что вы можете себя похвалить?

14. Домашнее задание.

-Сделайте любую аппликацию, используя в ней лишь многоугольники.

— На доску у меня висит яблонька. Если вам понравился урок, то прикрепите на нее красное яблочко, если у вас не все получалось, то желтое, если вам было трудно, то зеленое. (Дети крепят заранее приготовленные яблоки). Вот какая красивая яблонька у нас получилась. Молодцы!

Я вас хвалю за работу на уроке и говорю вам: «Спасибо за урок!»

-Ребята, а ещё вам говорят спасибо, герои сказки. (Слайд 11)

-Прибежали дети домой, а тут и отец с матерью приехали с подарками. Рассказали им дети, что с ними приключилось, стали они их обнимать, целовать, дочку умницей называть.




map