Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения



Утверждаю ___________

Директор МКОУ НОШ №3

Р.М. Шайхуллина

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО).

Организация внеурочной деятельности отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, исследования и др.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Каждый ребёнок может выбрать область, вид деятельности с учётом своих индивидуальных наклонностей. Соответственно, многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка помогает выявить одарённых детей в разных образовательных и творческих областях.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Особенностью содержания внеучебной деятельности является – направленность на формирование гражданской позиции школьников, и приобщение к общекультурным и национальным ценностям; готовности к продолжению образования в основной школе; формирования здорового образа жизни; личностного развития обучающихся в соответствии с его индивидуальностью.

Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации деятельности в рамках воспитательной системы школы;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.

Способы организации внеурочной деятельности:

Реализация образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы в режиме концентрированного обучения — погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, театрализованные представления и др.;

Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям, заявленным в учебном плане (Приложение№1);

Использование ресурсов учреждений дополнительного образования (ЦДОД, городские библиотеки, спортивные учреждения).

Исходя из принципов и способов организации внеурочной деятельности, для её реализации в школе разработана модель дополнительного образования, которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образование и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Особенности построения образовательных программ внеурочной деятельности:

Блочная структура построения — позволяет охватить более обширный материал, учитывать интересы учащихся, имеет логическую завершённость. Данная структура имеет свою ценность потому, что каждый ребёнок может выбрать образовательную область, вид деятельности с учётом своих индивидуальных наклонностей. Попробовать свои силы, познакомиться с различными направлениями. Поэтому, состав групп может быть мобильным, но меняться не чаще 1 раза в четверть. При этом 1 ребёнок может посещать не более 3 направлений 3 раза в неделю. Таким образом, исключается перегрузка ученика. А так как внеурочные занятия не являются продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, они способствуют нормализации учебной нагрузки.

Большая часть времени отводится практическим занятиям, творческой деятельности, свободному общению с преподавателем, что является неотъемлемым требованием новых стандартов к организации внеурочной деятельности (отказ от классно-урочной системы, иные отношения между учителями и учащимися, отсутствие жесткой регламентации пространства и времени);

При таком планировании основной образовательный результат программы достигается посредством коллективных дел. Отсюда содержание должно представлять собой завершенный цикл деятельности: целеполагание, действия детей, направленные на достижение цели, контроль и оценку результата.

Отслеживание результативности деятельности происходит в соответствии с разработанной в школе системой оценки эффективности реализации программ дополнительного образования. (Приложение 2)

По итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в журнале занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Особенности внеучебных мероприятий

Внеучебная деятельность учащихся на мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и социальные партнёры образовательных учреждений. Родители учащихся активно привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. Такое взаимодействие с семьями учащихся позволяет реализовать один из основополагающих принципов деятельности образовательных учреждений, а именно, связь с родителями.

Внеучебная деятельность по основным направлениям предусматривает следующие формы работы:

Духовно-нравственное

Ведущие формы деятельности:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников школы и общественности.

Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).

Детская благотворительность.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

Образовательное

Ведущие формы деятельности:

Викторины, познавательные игры и беседы;

Детские исследовательские проекты;

Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, интеллектуальные марафоны);

Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы.

Проектная деятельность

Разработка проектов.

Физкультурно-оздоровительное

Ведущие формы деятельности:

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные

мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.

Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми. Тематические беседы, беседы – встречи с медицинскими работниками, школьным фельдшером.

Спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты

Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса.

Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.

Организация походов выходного дня,

Туристические походы.

Художественно-эстетическое

Ведущие формы деятельности:

Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;

Праздничное оформление школы и классных комнат.

Общественно-полезная деятельность

Ведущие формы деятельности:

Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»;

Работа по озеленению школы;

Организация дежурства в классах;

Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;

Выставки поделок и детского творчества;

Трудовые десанты, субботники;

Сюжетно-ролевые игры.

Ресурс учреждений дополнительного образования школа использует настолько, насколько это позволяют делать площади для проведения занятий, а также в соответствии с совместно разработанным графиком посещения учреждений доп. образования.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ внеучебной деятельности, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план в части «Внеурочная деятельность» в объеме 5-6 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Ожидаемые результаты организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

— Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»;

— Формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

— Воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;

— Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система оценивания эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования составлена в соответствии с методическими рекомендациями, подготовленными в ходе исследования, выполненного в рамках проекта «Разработка критериев эффективности реализации дополнительных образовательных программ по различным направлениям образовательной деятельности» (научный руководитель – доктор пед. наук , профессор РГПУ им. А.И.Герцена Н.Ф.Радионова) по ведомственной научной программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005), а также на основе методических рекомендаций Н.Б.Фоминой по новым способам оценивания качества образования.(Н.Б.Фомина «Оценка качества образования. Новые способы оценивания учащихся. Ч. 4., М., 2009г.)

Актуальность проблемы разработки критериев эффективности реализации образовательных программ по различным направлениям деятельности в системе дополнительного образования детей обусловлена необходимостью содействия обновлению качества образования и его научно-методического обеспечения в условиях модернизации российского образования.

Основной целью реализации образовательных программ в рамках дополнительного образования в образовательном учреждении является:

развитие мотивации личности к познанию и творчеству,

реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности;

обеспечение необходимых условий для личностного развития, творческого труда детей

укрепление здоровья.

Образовательный результат — итог (промежуточный или конечный) взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе .

Результативность — степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы) и личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в кружке, студии, секции).

Определение учебных результатов ребенка по дополнительной образовательной программе происходит на основании таких показателей (оцениваемых параметров), как:

Вид подготовки

Критерии

Теоретическая подготовка

(теоретические знания по программе, владение специальной терминологией)

соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Практическая подготовка

(практические умения и навыки, предусмотренные программой, владение специальным оборудованием, творческие навыки)

соответствие практических умений и навыков программным требованиям, отсутствие затруднений в использовании специального оборудования, креативность в выполнении практических заданий

Обшеучебные умения и навыки ребенка

интеллектуальные умения

коммуникативные умения

учебно-организационные умения инавыки

умение подбирать и анализировать литературу, пользоваться компьютерными источниками информации, осуществлять учебно-исследовательскую деятельность

умения слушать и слышать педагога, выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссии

умение организовать свое место, соблюдать в процессе деятельности правила безопасности, аккуратно выполнять работу

Результаты наблюдений, тестирований могут быть зафиксированы и оценены

в выполняемых действиях

в осуществляемых операциях

в совершаемых поступках и формах поведения

в формулируемых суждениях и оценках

в принимаемых и аргументированных решениях в ситуациях выбора

в ситуациях взаимодействия и диалога ( по Л.С.Илюшину)

и заносятся в специальную таблицу (см. Приложение № 1)

Основополагающими критериями эффективности реализации образовательных программ являются:

степень сформированности компетентности (данный критерий рассматривается как способность решения учащимися определённого круга задач и проблем);

динамика достижений обучающихся в овладении компетентностями.

Определение личностных результатов : на первой ступени образования самым важным является формирование самостоятельности, ответственности, инициативы ребенка, поддержка его увлечений, любознательности, становления новых для него отношений со сверстниками и взрослыми.

Критерии

Показатели

Компетентность учащегося в познавательной и предметной деятельности

Способность наблюдать объекты окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устного описания объекта наблюдения

Умение соотносить результаты с целью, наблюдением, опытом (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»)

Способность выявлять с помощью сравнения отдельных признаков характерные для сопоставления предметы; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»)

Умение объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и части

Способность проводить простейшие измерения разными способами; использовать соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач

Умение работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов

Способность решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Умение создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации

Способность выполнять инструкции, точное следование образцу и простейшим алгоритмам

Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»)

Компетентность учащегося в социально-культурной и гражданской сфере

Способность к нравственным и эстетическим переживаниям: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважению к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре

Умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношение

Способность давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям

Умение высказывать свое отношение и правовую оценку поступков людей, давать оценку своим действиям

Компетентность учащегося в информационно-коммуникативной сфере

Способность работать с текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильно и осознанно читать вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания)

Умение определять в тексте главное, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге

Способность использования простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…»

Умение элементарного обоснования высказанного суждения

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях и т.п.

Представление материала в различных видах (табличном,высказываниями). Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию)

Формы и методы оценки результативности

Традиционно проводятся три вида диагностики – входящая, текущая и итоговая диагностики, позволяющие проследить динамику развития тех или иных личностных качеств, предметных достижений.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы. Может проводиться в виде тестовых заданий, анкетирования или беседы, определяющей компетентность учащихся в тех или иных вопросах выбранного направления.

Текущая диагностика осуществляется при освоении отдельных тем, раздела, а также по итогам освоения каждого годичного курса программ, т.е. мониторинг роста компетентности в ходе освоения образовательной программы и выполнения обучающимся текущих заданий (решения предлагаемых задач).

Формы текущего контроля могут быть самыми разнообразными: концерты, зачеты, конференции, тесты, отчеты, выставки, спортивные соревнования, защита проектов.

Итоговая диагностика — по результатам освоения образовательной программы в целом или ее законченной части.

Выбор форм и методов диагностики определяется возрастом учащихся.

Результаты заносятся в таблицу (см. Приложение №2)

Общий итог достижений учащихся как личностных, так и учебных заносится в таблицу (см. Приложение № 3)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

№Ф.И.

критерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

ОУУН

1.интеллектуальные умения

2.коммуникативные умения

3.учебно-организационные умения инавыки

Итог

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ФИ учащегося



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map