Модель работы школы с одарёнными и наиболее успешными обучающимися



МОДЕЛЬ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ОДАРЁННЫМИ И

НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что важной задачей системы образования является «выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей». Создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность — синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны разносторонность информации, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, его способности так и останутся не востребованными.

Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Такой путь мы называем «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса». С этой целью и разработана в школе модель работы с одарёнными и наиболее успешными обучающимися, которая включает в себя следующие направления:

Координационное:

— организация работы педагогического коллектива;

— обеспечение нормативно – правовой базы;

— организация деятельности творческих объединений;

— контроль и анализ деятельности.

2. Диагностическое:

— методическое обеспечение для выявления одарённых детей;

— изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости

детей;

— создание банка данных. 3. Кадровое:

— повышение квалификации педагогов. В работе с данной категорией обучающихся, учитель должен быть:

•    способным к экспериментальной и творческой деятельности;

•    профессионально грамотным;

•    владеть современными  педагогическими  технологиями;

•    умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом;

— повышение мотивации и компетенций педагогов по работе с одарёнными

обучающимися (оказание методической помощи педагогам) 4. Развивающее:

— создание образовательной среды для развития данной категории детей;

— создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально –

творческих мероприятиях.

В работе с одарёнными и наиболее успешными обучающимися педагоги школы используют формы работы:

— индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

— дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

— подготовка к участию в олимпиадах различного уровня;

— проектная деятельность учащихся;

— творческие объединения, внеклассные мероприятия;

— конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

— создание детских и учительских портфолио.

Кроме того, в нашей школе нашла свое признание такая форма работы поддержки и поощрения одарённых и наиболее успешных обучающихся как организация конкурса «Ученик года», целью которого является выявление учащихся, самореализующихся в учебной и внеучебной деятельности, а так же дать учащимся возможность проявить свои творческие, интеллектуальные способности. Конкурс играет большую роль в поиске путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и, что не менее важно, реализации творческого потенциала педагогического коллектива. Проведение конкурса осуществляется по трём направлениям: интеллектуальное, спортивное, творческое, что позволяет учесть различные проявления одарённости и способностей детей.

С введением новых стандартов в начальное образование коллектив педагогов нашей начальной школы работает над поиском новых подходов к организации образовательного процесса за рамками школьного урока. И вот уже второй год обучающиеся всей школы имеют возможность попробовать свои силы в интеллектуальном марафоне «Планета Знаний». Организация марафона в начальной школе – это своеобразный общественный смотр знаний и умений, который направлен на формирование личности, обладающей высокой эрудицией, дающий возможность для развития творческих, интеллектуальных и академических способностей ребят.

Проводится марафон по нескольким позициям одновременно: предметная, творческая и развивающая. На предметном этапе ребятам предлагаются олимпиадные задания по языкознанию, математике, окружающему миру. Чтобы увлечь обучающихся и сделать процесс более интересным, кроме выполнения трудных, но познавательных заданий, используются игровые приёмы: путешествия, встречи с героями произведений, «Зарядка для ума» и др. В результате ребята убеждаются, что процесс познания может быть не только необходимым, но и увлекательным.

На творческом этапе проходят прикладные выставки, конкурсы проектов по различным направлениям (в 1 классах: «На что похожа буква», «В мире чисел»; во 2 классах: «Иллюстрированный словарь вежливых слов»; в 3-4 классах: «Иллюстрированный фразеологический словарь», «Водоёмы Урала»). Работа марафона строится таким образом, чтобы максимально заинтересовать всех учеников с 1 по 4 класс. На данном этапе появляется возможность привлечения родителей учеников к участию в учебно-воспитательном процессе.

На развивающем этапе проводятся итоговые интеллектуальные командные конкурсы «Битва Титанов», направленные на демонстрацию универсальных учебных действий.

В поединках участвуют сильнейшие знатоки в различных областях знаний, выявленные в ходе проведения марафона.

Школьный интеллектуальный марафон – это многопредметное интеллектуальное соревнование школьников. Он является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности, а именно: участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять креативность и критичность мышления. Кроме того, участвуя в марафоне, каждый ученик получает возможность убедиться в том, что учёба в школе может приносить радость, быть интересной, а главное – полезной. Во время игры выявляются среди участников не только «самые умные» или «самые одарённые», но и самые функционально грамотные.

Показателями эффективности работы с одаренными детьми могут стать:

— удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

— увеличение количества детей, проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.

— повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

— повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Постоянная и кропотливая работа педагогов приносит свои плоды: обучающиеся нашей школы являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов.

Златова Елена Георгиевна

заместитель директора по УВР высшей категории

МКОУ НОШ №3

Коркинский муниципальный район






map