Модель управления методической психолого-педагогической помощи при аттестации педагоги



Содержание:

Введение 3-5

Этапы сопровождения педагога в период аттестации 5-6

Первый этап — «Подготовительный» 6-10

Второй этап — «Партнерство» 10-11

Третий этап — «Заключительный» 11

Заключение 11

Список литературы 12

Приложения 13-33

Модель управления методической, психолого-педагогической помощи при аттестации педагогических кадров в ДОУ №**

Введение:

Кадровая политика современного руководителя ДОУ строится не только на серьезном подборе, подготовке, организации деятельности педагогов, но и предъявляются особые требования к оценке их работы. Поэтому значение аттестации как важнейшей организационно-правовой формы оценки профессионального труда работника образовательного учреждения повышается. В связи с переходом на «Новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденный приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010г. №209, подлежат пересмотру и обновлению позиции администрации ДОУ к оценке профессиональной деятельности педагогических работников.

Аттестация педагогических кадров — очень важная процедура в оценке профессионализма и качества работы. С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.

В свете многочисленных инноваций последнего времени в сфере дошкольного образования (внедрение ФГТ, новая система оплаты труда, изменение формы аттестации педагогических работников и т.п.) воспитатели пребывают в состоянии дискомфорта, неуверенности, психологического напряжения, а иногда и просто депрессии, потому что функционал воспитателя существенно расширен.

Выделим ряд проблем, существенно осложняющих процедуру аттестации,

среди них:

1. Недостаточный учет психологических факторов, влияющих на проведение аттестации. Многие педагоги отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации.

2. Непонимание отдельными руководителями своей роли в стимулировании роста квалификации, развитии профессиональной компетентности педагога и, как следствие, выбор для себя в ходе подготовки и проведения аттестации педагогических кадров позиции стороннего наблюдателя.

3. Отсутствие согласованности в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых.

Для успешного решения этих задач была разработана модель взаимодействия администрации и экспертной группы (в лице заведующей, заместителя заведующего по УВР, специалистов ДОУ, воспитателей стажистов и педагога психолога дошкольного образовательного учреждения) с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации. (Приложение 6)

Перед нами встали вопросы: Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?

Для себя мы выделили ряд задач, решение которых осуществлялось пошагово:

Первый шаг — выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривалась нами как система, обеспечивающая развитие профессионала и психологическую поддержку личности педагога. Это не разовая акция, а длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.

Второй шаг — определение принципа текущего, повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период.

Третий шаг—построение определенной модели методического и психологического сопровождения аттестуемого.

Модель данной деятельности была разработана и апробирована в педагогическом коллективе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ №**

Качественные изменения, происходящие в образовании, в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, требуют существенных изменений в целях, методах и технологиях работы методической и психологической службы учреждения.

Все большее значение придают сегодня сами педагоги повышению своего профессионального мастерства и психологической компетентности.

Практика показывает, что к аттестации педагоги относятся по-разному. По данным опроса дошкольных работников МБДОУ №**, среди положительных сторон аттестации они отмечают повышение оплаты труда, возможность проявления творческой инициативы, повышение профессиональной компетенции, продуктивности педагогического труда.

В данных методических рекомендациях предлагается модель взаимодействия администрации ДОУ, педагога психолога и экспертной группы (в состав группы входят специалисты ДОУ, педагоги стажисты) с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.

Модель нашей деятельности предполагает использование таких методов работы, которые позволяют органично соединять исследования, обучение и практическое решение.

Эта работа ведется в три этапа:

— «Подготовительный этап»;— «Партнерство»;— «Заключительный этап».

Рассмотрим более подробно этапы работы.

Этапы сопровождения педагога в период аттестации

1.1 Первый этап — Подготовительный

Цель подготовительного этапа: формирование у педагога представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня развития собственной педагогической деятельности.

Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых будет способствовать эффективной организации аттестационного процесса:

1. Четко определенные цели участников образовательного процесса по отношению к аттестации:

— Заведующий учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога;— Методист и экспертная группа организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем;— Педагог психолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; улучшает эмоциональное самочувствие педагога.

Психологопедагогическое сопровождение аттестуемого на подготовительном этапе

— Аттестуемый педагог повышает профессиональное мастерство и психологическую компетентность;— Экспертная группа проводит оценку профессионального соответствия педагога определенным критериям.

2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, что особенно важно для установления доверительных отношений с педагогом.

3. Составление плана методической учебы педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе листа самоанализа (Приложение 1) и анкетирования (Приложение 2; 2.1; 2.2)

4. Комплектование банка нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.

5. Оформление портфолио, документов необходимых педагогу для участия в аттестации.

На этом этапе педагог изучает требования квалификационных характеристик и их уточнение относительно заявленной категории и анализирует собственную деятельность за некоторый период (но не более 5 лет). (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») (Приложение 3)

Требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий см. в Приложении 3

1.2 Второй этап — «Партнерство»

Цель данного этапа: информирование педагогов о порядке проведения аттестации, правах и обязанностях аттестуемых.

Работа на данном этапе проводится в нескольких направлениях:

1. Диагностическое направление, которое позволяет дать объективную оценку педагогической деятельности, выявить уровень воспитательнообразовательной работы. На основе проведенного психолого-педагогического анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.

Оценка деятельности педагога представляет собой сложный интегральный показатель, включающий в себя отражение целой совокупности факторов.

Данная оценка должна соответствовать следующего рода требованиям:

объективность (предполагает оценку педагога по конечному результату его деятельности);— универсальность (предложенные критерии должны быть применимы для педагога ДОУ);точность (строгое соблюдение определенных правил при оценивании педагогов);надежность (требует проверки выдвинутых критериев на практике);гибкость (наряду с жесткими показателями оценка должна включать интегральные критерии, позволяющие развивать приоритетное направление работы педагога);своевременность.

С нашей точки зрения комплексная оценка деятельности педагога — это углубленный, всесторонний анализ его личности со стороны ценностных ориентаций, профессиональных установок и профессионально важных личностных качеств, направленный на решение педагогических задач, гармонизацию личности педагога и повышение эффективности процессов профессионального роста и психолого-педагогической экспертизы.

Результаты диагностики становятся исходным пунктом для развивающей деятельности, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Поэтому связь между диагностикой и развивающей деятельностью опосредованная, она преломляется через функцию психолог педагогического анализа.

Итак, главная задача нашей деятельности — не в том, чтобы дать педагогу экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению своих профессиональных проблем. Только от желания самого педагога зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и само актуализации.

Для роста педагогического мастерства и развития педагогических способностей педагогов мы взяли за основу по рекомендации А.К. Марковой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности:

— педагогические способности: коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;— профессиональные знания: методики преподавания, знания педагогики и психологии;— гуманистическая направленность: интересы, ценности, идеалы;— педагогическая техника: умение управлять собой, умение взаимодействовать.

2. Развивающее направление. Это создание рациональной системы мероприятий, которая воздействует на работу педагога через:

— внесение поправок и устранение недочетов; 

—методическая помощь в написании статей, программ, проектов;— обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности.

Психологопедагогическое сопровождение аттестуемого на этапе «Партнерство»:

— расширение знаний в области педагогики, психологии и смежных дисциплин;— повышение уровня профессионализма и психологической компетентности;— создание условий для возможности проявления творчества, новаторства и вовлечение педагога в исследовательскую, экспериментальную деятельность;— развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога;— формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.

Система мероприятий, проводимых в рамках модели, на данном этапе направлена на достижение педагогом цели своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах.

Здесь главным для нас является реализация индивидуального подхода, создание условий для успешного восхождения по «лесенке профессионального мастерства» (Приложение 4)

Особенности индивидуальной работы с педагогом зависят от уровня его самооценки и стажа педагогической деятельности. Самооценка подразумевает оценку своей деятельности, положения в коллективе и своего отношения к членам коллектива. От нее зависит активность личности и стремление к самосовершенствованию. Педагогический стаж, особенности профессионально педагогической деятельности оказывают непосредственное влияние на становление педагога как профессионала. Важно учитывать также статус педагога в коллективе, его преобладающее эмоциональное состояние.

На этом этапе мы также стараемся учесть те условия, которые необходимы для обеспечения профессионального выполнения развивающей функции воспитателя с учетом современных Федеральных Государственных Требований (ФГТ). Под развивающей функцией мы понимаем деятельность педагога, направленную на научно обоснованное (психологически оправданное) стимулирование психического развития дошкольников, которое базируется на совокупности специальных условий, методов и средств (психодиагностических и развивающих), а также собственной позиции педагога профессионала. Профессиональное выполнение развивающей функции обеспечивается содержанием знаний, умений и профессионально личностных качеств.

Определяя сущность и содержание развивающей функции, мы проанализировали имеющиеся позиции по данной проблеме.

При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ педагогам необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

любознательный, активный;

эмоционально отзывчивый;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

овладевший необходимыми умениями и навыками.

Таким образом, наиболее перспективными и оптимальными с точки зрения современных педагогических ценностей являются условия, в которых упор делается на развитие интегративных качеств ребенка. Эти ценности и определяют требования к знаниям, умениям и профессионально личностным качествам педагогов нашего учреждения. Для этого нами были выделены основные критерии психологического и методического анализа деятельности, аттестуемого педагога. (Приложение 5; 5.1)

Коррекционное направление предполагает профессиональную поддержку и оказание помощи аттестуемому в преодолении проблем:

— формирование у педагога интереса к практической психологии;— предотвращение стерео-типизации профессиональной деятельности;— формирование способности к восприятию нового, (ИКТ);— коррекция нарушений личностных дисгармоний и мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем, и т.д.

Реализация данного направления включает проведение педагогом психологом и экспертной группой: занятий; психологических тренингов, индивидуального консультирования, решений педагогических задач, занятий по ИКТ, заполнения листа готовности педагога к аттестации.

Показателями эффективности нашей работы на этапе «Партнерство» являются:

— повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; — повышение информационно компьютерной компетентности педагогов; — улучшение эмоционального самочувствия педагогов;— снятие напряжения и чувства дискомфорта;— создание наиболее комфортных условий для воспитания и развития ребенка.

1.3 Третий этап — Заключительный

На этом этапе определяются цели и задачи по представлению аттестующимся результатов своей педагогической деятельности экспертной группе. Здесь проходит обобщение педагогического опыта, подготовка необходимых документов, проектов, программ, презентация портфолио, совместное решение примерных педагогических ситуаций, составление конспекта занятий, экзамен по ИКТ и заполнение аттестационного листа.

План психологопедагогического сопровождения аттестуемого

Содержание

Участники

Результат

Экспертная группа

Педагогпсихолог

Заключительный этап

Изучение документов, проектов, статей, программ, приложений, результатов анкетирования.

Представление личного опыта педагога (показ открытых занятий, мастер – классов, решение педагогических ситуаций, экзамен по ИКТ)

Заполнение листа самооценки

Повышение уровня научно-методической культуры педагогов

Аттестация педагогов ДОУ в КЦОКО Забайкальского края

Мы для себя выделили несколько критериев:

1. Помощь в подготовке к прохождению аттестации педагогами учреждения.2. Участие педагогов в городских, краевых и российских мероприятиях.3. Изучение профессионального самопознания педагогов.4. Изучение достижений педагога — Лестница Мастерства.5. Изучение социально-психологического климата в коллективе.6. Качество подготовки дошкольников к начальному школьному обучению.

Заключение:

Анализируя результаты, можно отметить, что в коллективе сохраняется благоприятный социально психологический климат. Практика показала, что внедрение модели методического и психологического сопровождения педагогов в период аттестации создает условия веры педагога в себя, в свои силы, а это, в свою очередь, позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов. За 2 года в учреждении прошли аттестацию 5 педагогов, 2педагога подтвердили свою квалификационную категорию и 3 педагога получили I квалификационную категорию.

Итак, внедрение данной методической, психолого-педагогической модели управления аттестацией педагогических кадров в дошкольном образовательном учреждении позволяет создать оптимальные условия, благоприятные для успешного внедрения в практику Нового порядка аттестации педагогических работников ДОУ. В конечном итоге послужит мощным стимулом для роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитию творческой инициативы педагогических кадров.

Список Литературы:

1.Багаутдинова С.Е. Управление ДОУ в современных условиях. Дошкольное воспитание №8, 2009

2.Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Использование коучинг-сессий при аттестации педагогических кадров ДОУ. Управление доу№2, 2007

3.Женило М.Ю. Детский сад от «А» до «Я». – М.: Феникс, 2006

4.Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 10, 2011 г.

5.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. – М.: ЦГЛ, 2004

6.Ушакова О.А. Инновационный потенциал дошкольного учреждения. Справочник руководителя ДОУ №1, 2007

7.Шутов В.П. Современные подходы к аттестации кадров ДОУ. Справочник руководителя ДОУ №7, 2009

8.Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

9.Министерство образования и науки российской федерации Письмо от 15 августа 2011 г. N 03-515/59 10.Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

11.Методика оценки уровня квалификации педагогических работников (Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа результатов общественно-профессионального обсуждения и апробации методики в условиях реальной аттестации педагогических работников)

12.Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

13.Приказ от 18 ноября 2011 года № 966 Об утверждении среднестатистических данных и перечня мероприятий к аттестации педагогических кадров на первую и высшую квалификационную категорию в Забайкальском крае на 2012 г.

Материалы подготовлены с помощью сайтов: КЦОКО Забайкальский край, ГНМЦ, ЗабКИПКРО, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Комитет образования г. Читы

http://egechita.ru http://gnmc.chita.ru

Приложение 1

Лист самооценки

педагогической деятельности воспитателя

______________________________________________________________(ФИО), ___________________________________________образовательное учреждение, преподаваемый предмет) __________(имеющаяся квалификационная категория)______(категория, на которую Вы претендуете)

Уважаемый воспитатель!

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу.

5 – Вы абсолютно согласны с утверждением.

4 – Вы скорее согласны с утверждением

3 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов.

2 – Вы скорее несогласны с утверждением

1 – Вы абсолютно несогласны с утверждением

Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.

Заранее благодарим за сотрудничество!

Утверждения

1

2

3

4

5

1.

Я безразличен(-на) к критике в свой адрес

2.

Знание результатов деятельности никак не влияет на ее эффективность

3.

Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся

4.

Если на занятии возникают неожиданные ситуации, я корректирую намеченный план работы

5.

Мое знание нормативных документов, отражающих требования к содержанию и результатам образовательной деятельности требует существенного улучшения

6.

Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям

7.

Считаю важным различать цель и тему занятия

8.

Мое знание теории воспитательной работы требует серьезного улучшения

9.

Новаторство – кредо каждого хорошего воспитателя

10.

На моих занятиях воспитанники делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно

11

Мой общий кругозор достаточно ограничен

12

Все воспитанники должны принимать участие в постановке целей и задач занятия

13

Я плохо ориентируюсь в социальной ситуации, и практически не учитываю взаимоотношения воспитанников

14

Лучше лишний раз похвалить воспитанника, чем наказать его, пусть и за провинность

15

Я считаю, что всех воспитанников надо оценивать по одинаковыми критериям

16

Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной

Утверждение

1

2

3

4

5

17

У меня достаточно поверхностное представление о возрастных особенностях воспитанников

18

Я регулярно применяю в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии

19

Я умею разрешать конфликты оптимальным способом

20

Для меня характерно «держать себя в руках»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map