Модель урока на основе коммуникативно – деятельностного подхода



      Модель урока на основе коммуникативнодеятельностного подхода.

Актуализация знаний.

Основные задачи учителя.

 

Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях, формирование умения задавать вопросы.

Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.

Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения.

2.Этап целеполагания – постановка практической познавательной задачи или определение учебной задачи общего типа.

Основные задачи учителя.

 

Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием.

Овладение общими способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной и познавательной задачи, выделения в задаче известных и неизвестных компонентов.

Формирование позавательных мотивов учебной деятельности – стремления открыть знания, приобрести умения.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Готовит «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

3.Этап планирования.

 

Основные задачи учителя.

 

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

Определять содержание и последовательность действий для поставленной задачи.

Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников.

Формирование способностей каждого ученика к участию в работе малых группах.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия «нового» знания.

4этап. «Открытие» нового знания.

 

Основные задачи учителя.

Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличительное; развитие способности к обобщению;

Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

Формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

Формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

Овладение правилами самоконтроля правильности полученных результатов;

Формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказать и принимать помощь.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы:

— Что мы узнали нового?

— Отличается ли вывод от правила в учебнике?

— Выполнение каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрация коллективно составленного алгоритма.

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители то групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Выделяют закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий – алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальный алгоритм.

5этап. Учебные действия по реализации плана.

Основные задачи учителя.

 

Развитие общеучебных умений и навыков;

Развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий;

Овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;

Учитель стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся при выполнении учебных действий.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия «ведущему» (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий.

Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Осуществляют работу в малых группах.

6 этап. Рефлексия (итог урока).

 

Основные задачи учителя.

 

Формирование способностей объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарища.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Предлагаем вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Можно предложить ребятам назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения, Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком.

Для ребенка таким источником, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умение учиться, который должен быть достигнут младшим школьником.

 

 

 

 




map