Моделирование сюжета сказки в коррекционной работе учителя-дефектолога



Моделированиесюжета сказки в коррекционнойработе учителя-дефектолога

(из опыта работы)

Ведущая деятельность дошкольника — игровая. У моих детей ссочетанной диагностикой в развитии она часто носитпроцессуальный характер, игровые действия сопровождаютсяпримитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Этовызвано не только биологическими факторами, но и недостаточнымжизненным опытом, низкой познавательной активностью,отсутствием творческого воображения, нарушениями речи иэмоционально-волевой сферы.

При наблюдении за детьми в группе я увидела, что очень часто вигре они отдают предпочтение бытовой тематике. Нередко их игрыносят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замыселигры оказывается нестойким, и она быстро распадается.Возможности общения между собой в силу речевого дефектаограничены. Недоступными оказываются и творческие задания -создать обстановку для игры, воспроизвести сюжет сказки илисобытия из личного опыта.

В нашем дошкольном образовательном учреждении в течениегода планируется два больших театрализованных представления-спектакля по мотивам известных сказок. Постановку спектаклейосуществляет руководитель театральной студии, а педагогиспециального учреждения проводят предварительную работу длятого, чтобы дети понимали смысловое содержание сказки,научились творчески мыслить, и наконец осознанно подошли квоплощению образа того или иного героя сказки. А самое главное -могли в непосредственно организованной образовательнойдеятельности «играть». Ведь это так естественно для детейдошкольного возраста.

Поэтому передо мной встала задача — разработать

многофункциональные игры и пособия к сказкам с цельюпредварительной работы к спектаклям таким образом, чтобызаодно решать и свои коррекционные задачи.

Организация этой работы была определена в следующих направлениях:

1.Развитие воображения и обогащение эмоционально-волевойсферы в сюжете знакомой сказки.

(дети создают воображаемую ситуацию с помощью реальныхпредметов или их «заместителей»).

2.Использование специальных заданий, в процессе выполнениякоторых решаются коррекционно-развивающие ивоспитательные задачи.

Предлагаю вашему вниманию одну из авторских разработокмногофункциональной игры « В гостях у Мухи-Цокотухи»

Перед началом игры дети с педагогом вспоминают сюжетсказки. Последовательно и логично излагают содержаниесюжета, рассматривают иллюстрации разных художников,характеризуют героев сказки, реализуют свои представления врисунках, лепке, аппликации. Затем предлагается придуматьигру «В гостях у Мухи-Цокотухи».

Варианты: «Как гости собирались на день рождение?»;«Какие приготовили подарки?»; «Чем Муха угощала гостей?»;«Как насекомые вернулись домой?» и т.д.

В данном случае дети совместно с педагогом могутпридумывать свой сюжет игры, и создавать воображаемуюситуацию из предложенных материалов или их заменителей, т.е.моделируют сюжеты сказки по-другому, по-новому.

Ребенку, отстающему в развитии трудно создавать ивоплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальномэтапе педагог должен стать активным участником игры и взяв насебя главную роль, исподволь направлять активность детей.Важна увлеченность взрослого игрой, искренность инепосредственность.

Игра «В гости к Мухе-Цокотухе»

Программное содержание;

-развитие речевых навыков, формирование умения называтьпредметы чайной посуды, уточнить назначение посуды,обобщающее понятие «чайная посуда»

развитие социальных навыков, закрепление навыковсервировки стола;

развитие внимания, памяти, воображения;

развитие координации зрительного, слухового и моторногоанализаторов;

развитие умения ориентироваться на плоскости;

различать и называть цвета;

активизация тактильного восприятия;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

закрепление навыков счета до 5;

формирование представления о соответствии количествапредметов и числа;

формирование умения сравнивать количество предметов,используя слова «больше», «меньше»;

развивать умения детей создавать изображения предметовпростой и сложной формы, пользуясь комбинированиемгеометрических элементов из природного и бросовогоматериала (разноцветных крышек, камешек, ракушек, пуговиц,бобов и т.д.)

Материал:

Большой лист бумаги для вырезания силуэта дерева методоморигами

Силуэты насекомых — героев сказки

Цветные крышки

Цифры до 5

Образцы, чертежи для изготовления «подарков» для Мухи-Цокотухи

Бросовый и природный материал (пуговицы, бобы, ракушки,камешки и т.д.)

Кукольная чайная посуда, самовар.

Мешочки с наполнителями, соответствующие наполнителям в«листьях» на дереве

«Наряжаем гостей на праздник»

Педагог предлагает подумать: « Где можно увидеть насекомых вприроде?» (на земле, на дереве, в воздухе и т.д.) Предложитьизготовить «сказочное дерево» методом оригами. Детисовместно с педагогом изготовляют дерево, украшают еголистьями с наполнителями, помещают на листья насекомых-персонажей сказки (плоскостные силуэты можно раскраситьсамостоятельно).

Педагог уточняет , что у Мухи день рождения. Поэтому гостидолжны прийти на праздник нарядными. Для этого предлагает

украсить костюмы у насекомых. Дети подбирают бусинки(цветные крышки) по заданному цвету или выбирают пожеланию, рассказывают у кого какое украшение (у Мухи -красные «бусинки»).

Затем предлагается сосчитать количество «цветных крышек»у каждого; сравнить, у кого больше, а у кого меньше; подобратьцифру к количеству «цветных крышек».

«Приготовим подарки для Мухи-Цокотухи»

Педагог напоминает, что на день рождение необходимоприготовить подарки. Дети создают изображение подарков,пользуясь комбинированием элементов из бросового иприродного материала (крышек, шишек, камней, ракушек,мозаики, пуговиц и т.д.) по подражанию, по образцу, почертежу.

«Приглашение гостей к праздничному столу»

Педагог предлагает помочь Мухе накрыть стол к чаю ивежливо пригласить гостей к праздничному столу. Остальнымгероям сказки придумать поздравления и подарить подарки так,чтобы Мухе было приятно их принимать.

Пока гости пьют чай, дети называют предметы посуды,рассматривают самовар, уточняют назначение посуды изакрепляют понятия «чайная посуда», «чайный сервиз».

«Каждому свой домик»

После дня рождения все возвращаются домой. Педагогпредлагает каждому насекомому найти его «домик».

Детям раздаются мешочки с разными наполнителямисоответствующие наполнителям «листьев» на дереве. Намешочках — силуэт насекомого-героя сказки. Предлагается наощупь найти подходящий листик на дереве и посадить героясказки на свой «домик»

Таким образом, творческая деятельность воображениянаходиться в прямой зависимости от богатства и разнообразияпрежнего опыта ребенка. Наши дети этот опыт приобретают втворческих играх и театрализованных представлениях.

Результаты совместной практической коррекционно-развивающей работы показывают, что в процессе предварительнойработы к спектаклю, в процессе его постановки и показа можнонаблюдать существенное продвижение детей в развитиипознавательной деятельности, всех психических процессов иразвитии личности в целом.






map