Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьни



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №38 городского округа Самара

имени гвардии полковника Косырева М.И.

__________________________________________________________________

Утверждаю: Согласовано:

директор МБОУ СОШ № 38 зам. директора по УВР

___________ И.В. Ерисова _______Е.А. Курбатова

Рассмотрено на заседании МО

начальных классов

протокол № ____ от _______201 г.

Руководитель МО _____________

Модифицированная образовательная программа

для внеурочной деятельности младших школьников

«Школа докторов природы»

(уроки здоровья)

Направление: спортивно-оздоровительное

Возраст детей 6-8 лет

Срок обучения 1 года

Составитель:

учитель начальных классов

Ильина О.С.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………. 3

Учебно-тематический план……………………………………….. 4

Содержание курса…………………………………………………. 5

Планируемые УУД………………………………………………… 7

Методическое обеспечение программы…………………………. 8

Список литературы……………………………………………….. 9

Пояснительная записка

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Эта программа дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих здоровья

Цель программы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и вести здоровый образ жизни с учетом индивидуальности каждого.

Задачи программы:

научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

дать знания о собственном здоровье и факторах, влияющих на состояние здоровья;

научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;

формировать важнейшие социальные навыки, способствующие социальной адаптации;

профилактика вредных привычек.

формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

обеспечение физического и психического саморазвития.

Занятия проходят в форме игр, праздников, КВН, театрализованных постановок.

Занятия проводятся в кабинете, спортивном зале, столовой и на улице.

Программа рассчитана на учащихся начальной школы. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Среди множества методов можно выделить девять основных: дискуссия, рассказ, наглядность, эксперимент, экскурсия, услуги, ролевая игра и драма, сочинение стихов и песен, игры.

Мы отказались от запугивания: «Не делай этого, а то заболеешь или умрешь». Такой подход, по данным психологов, низкоэффективен, информация быстро забывается.

Для того чтобы занятия стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворениялегкости и радости, а также пробуждать желание прийти назанятие снова.

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

2

1

1

2

Я смотрю на себя, я слушаю себя

6

2

4

3

Я учусь творить свое здоровье

18

8

10

4

Экология и здоровье

3

1

2

5

Здоровый образ жизни

4

2

2

Итого

33

14

19

Содержание курса

Обучение предлагается проводить по идентичным направлениям (разделам), каждый из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков.

I раздел. «Я смотрю на себя, я слушаю себя»

В этой части программы мы обращаем внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитываем систему ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.

Я познаю себя. Я и мое тело: из чего я сделан (общее представление о строении человека). Что я в себе вижу? (Мой рост, телосложение, мой пол, цвет волос и глаз и другие внешние данные.) Я и моя душа: что я в себе слышу? Что я о себе думаю?

Диагностика состояния здоровья. Я и мир. Мир вокруг меня; из чего он состоит? Мир природы и мир людей. Для чего они мне нужны, для чего им нужны я и мой класс? Зачем мы вместе? Мы все похожие и все разные. О чем думают девочки? Чем увлекаются? В какие игры играют? Что любят мальчики? О чем мечтают? Почему в свои игры не принимают девочек? Что нужно делать, чтобы тебя понимали другие люди? Я и моя школа. Я знаю директора, учителей, техническую служащую, медицинскую сестру, знаю, как их зовут. Я здороваюсь с ними и благодарю за заботу обо мне.

II раздел. «Я учусь творить свое здоровье»

Здесь мы говорим о физическом здоровье, то есть изучаем текущее состояние органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных уроков предусматривает следующие знания, умения и навыки учащихся:

— знание элементарного строения органов и систем, и их значение в жизни человека;

— соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

— умение выполнять комплекс упражнений гимнастики для глаз, для улучшения кровообращения, дыхательной гимнастики.

Режим дня и его основные компоненты. Зачем мне нужен режим дня? Как и когда я выполняю домашнюю работу? Как я отдыхаю? Зачем мне нужен отдых? Чем я занимаюсь в свободное время?

Сон — это отдых для моего организма. Сколько надо спать? Нужен ли дневной сон? Как правильно спать? Какой должна быть постель?

Я и моя осанка. Где у человека позвоночник и зачем он нужен? Что заставляет его сгибаться и разгибаться? Как следить за своей осанкой? Как правильно сидеть при чтении и письме? Практическая работа. Разучивание комплекса лечебной гимнастики для сохранения осанки и укрепления мышц.

Глаз — орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телевизора. Почему болят глаза?

Практическая работа. Оценка остроты зрения учащихся в медкабинете, разучивание комплекса.

III раздел. «Экология и здоровье»

Учитывая экологическую обстановку на современном этапе, нельзя не говорить детям о том, какое значение экология имеет для нашего здоровья. На уроках учащиеся узнают о том, что человек — часть природы и, охраняя природу, он охраняет свое здоровье.

Человек и окружающая природа. Как деятельность людей влияет на природу? Почему охрана природы помогает охранять здоровье людей? Купание в открытых водоемах. Воздушные и солнечные ванны. Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Человек и окружающая природа. Как деятельность людей влияет на природу? Почему охрана природы помогает охранять здоровье людей? Купание в открытых водоемах. Воздушные и солнечные ванны. Закаляйся, если хочешь быть здоров!

IV раздел. «Здоровый образ жизни»

Дети должны не только знать о вреде курения, алкоголя и наркотиков, но и уметь сопротивляться давлению, уметь сказать «нет». Одно из главных требований к этому разделу программы — максимальное исключение возможности обратного эффекта, «повышенного интереса». То есть сообщаемая информация не должна вызывать «поисковой активности» ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность фактов.

Культура моей страны и я. Я — неповторимый человек. Множество решений. Решения и здоровье.

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. Реклама и курение. Не пробовать, не начинать!

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности обучающихся.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в словаре.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.Для реализации программы необходимо:

Учебные пособия:

натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные

щетки, и др.;

изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки,

схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело»,

«Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней

гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового

образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз»,

«Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика

инфекционных заболеваний и др.;

измерительные приборы: весы, часы и их модели.

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:

компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с

учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной

деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только

мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать

формированию знаний о социальной, психологической и соматической

составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о

собственном здоровье.

Список литературы

1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд.

Центр «Вентана-граф». 2009.- 205 с.

2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2011 – № 12 – С. 3–6.

3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5

классы. – М.: ВАКО, 2008 г. — / Мастерская учителя.

4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы /

Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2010 г., — 167 с. (Педагогика.

Психология. Управление.)

5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М.

2009. — 85 с.

6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации

здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. –

С. 75–78.

7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

[Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2009. – 124 c.

8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические

разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных

игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2010 г. – / Мастерская

учителя.

9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских

программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3.- М.: Народное

образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2010. — 176с. -/ Мозаика детского отдыха.

11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей:

психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина,

И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2011. – 112 с.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map