Модифицированная образовательная программа прикладного творчества Родничок



Министерство образования и науки Астраханской области

МБОУ» Средняя общеобразовательная школа«

им. М. Бекмухамбетова с. Хошеутово «

Модифицированная образовательная программа

прикладного творчества

« Родничок»

Возраст детей: -6-10 лет

Срок реализации: 1 год

Рекомендована методическим советом

МБОУ» Средняя общеобразовательная школа

им. М. Бекмухамбетова с. Хошеутово

Харабалинского района

Протокол № от 2012 г.

Председатель методического совета

_________________

Составила: Кулкаева А.К.

учитель начальных классов

МБОУ » СОШ с. Хошеутово

им. Бекмухамбетова

Утверждена педагогическим советом

Протокол № от 2012 г.

Председатель педагогического совета

__________________

г. Астрахань 2012 год

Информационная карта

1 Учреждение:

МБОУ» Средняя общеобразовательная школа«

им. М. Бекмухамбетова с. Хошеутово «Харабалинского района

2. Объединение:

юных экологов

3. Ф.И.О. педагога:

Кулкаева Ахслу Кусаиновна

4. Название программы:

«Родничок»

5. Направленность:

эколого-биологическая

6. Вид программы:

Образовательная модифицированная

7. Тип программы по форме организации содержания образовательного процесса:

Модульная

8. Срок реализации:

1год

9. Возраст обучающихся:

6-10 лет

10.Тип программы по целевой установке:

Практико-ориентированная

11.Уровень освоения:

общеразвивающая.

Пояснительная записка

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность.

Направленность программы.

Направленность настоящей программы – эколого-краеведческая. Стремительный рост промышленности, экстенсивный характер развития сельского хозяйства ведет к истощению природных ресурсов, к нарушению целостности природы, ослаблению взаимосвязи между её компонентами, что неизбежно создаёт возникновение целого ряда проблем.          Проблема взаимоотношения природы и человека всегда будет стоять перед обществом. Как бы ни был высок уровень развития производительных сил, общество не может игнориров законы развития природы, ведь оно всегда испытывает влияние этих законов и вынуждено считаться с ними.          Таким образом, современное состояние взаимодействия общества и природы обуславливает необходимость формирования эколого-краеведческой культуры у самых широких масс населения и, в первую очередь, у подрастающего поколения.

Программа» Родничок» по экологическому образованию школьников особенно актуальна, так как акцентирует особое внимание на процесс осознания необходимости изменения самой жизненной парадигмы , которая должна совершенствоваться быстрее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли природные ресурсы и не произошло экологической катастрофы. Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае.

Новизна программы

Современная экологическая ситуация сложившаяся в мире и, в частности в Астраханской области, выражается в стремлении мирового сообщества перейти к устойчивому экологическому развитию, постулированному решениями конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. Критерии конференции позволяют по-новому взглянуть на экологизацию образования, поставив на первое место приоритет экологического всеобуча, легко доказать необходимость реализации целевой государственной программы «За всё грядущее в ответе».

Программа «Родничок» позволяет не только поддерживать интерес ребёнка на ранней стадии развития, но и формировать особый экологически обусловленный взгляд на окружающий нас мир с позиций гражданственности и гуманизма. Поэтому появилась необходимость целенаправленного обучения экологическому воспитанию с краеведческим уклоном. В этом её новизна и своеобразие, ведь процесс обучения даёт преимущество не только в раскрытии творческих способностей, но формирует исследователей нового поколения.

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Актуальность программы     

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание. При этом большое внимание уделяется самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой и эколого-краеведческой культуры. Данные приоритеты со стороны государства и лично Президента Российской Федерации объясняют актуальность экологического и краеведческого воспитания и образования учащихся.

На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.

По мнению ученых, экологическое образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому. Так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества, определяющими предпосылками экологического образования в целях устойчивого развития общества должны быть:     • пересмотр идеи антропоцентризма о преобладании человека над природой и неисчерпаемости природных ресурсов;     • ответственность человеческого интеллекта за структурно-функциональное состояние социосферы.             В этих условиях одной из важнейших задач образования является формирование эколого-краеведческой культуры, в основе которой лежат знания о сложных процессах взаимодействия человека и окружающей среды, а также разумного и бережного отношения к природе, осознания жизни как наивысшей ценности.

 

Целесообразность программы

В детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром, а, наоборот, на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред. Этим объясняется активное и массовое участие младших школьников в различных экологических, биологических, историко-краеведческих кружках. Постепенно от познавательной деятельности дети переходят к исследовательским и поисковым проектам, результаты которых они публично отстаивают на различных конкурсах и конференциях, в средствах массовой информации.

Особенность программы 

Состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования, т.к. разделить эти процессы в условиях сельской школы невозможно. Идеи экологического образования становятся приоритетными , т.к. идеал экологически грамотного человека включает в себя понимание уникальности и неповторимости человека, его гражданской ответственности за среду обитания, Родину, всего живого на земле. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.

Отдельные курсы программы используются при формировании базового уровня знаний по предметам как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.

Многие темы имеют локальную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы используются для проведения научно-исследовательских работ, а их результаты в виде проектов, докладов, рефератов, выступлений на олимпиадах различного уровня, научных конференциях, способствуют созданию учебно-методического комплекса, комплектации пособий по экологии и краеведению в сельской школе и экологической карты парка своего села и его окрестностей.

Цель обучения: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений общей экологической культуры и нравственно- эстетического образования и воспитания.

Для освоения программы необходимо акцентировать внимание на следующие факторы:

углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

-формирование структурных компонентов:

навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;

экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т.е. с самими школьниками, как частью природы;

— воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-12 человек) и рассчитана нa начальное возрастное звено (2-4 классы) и на среднее возрастное звено (5-7 классы) в учреждении дополнительного образования.

Своеобразие данной программы по экологии в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны («Дурные пристрастия»). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убедительности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов на человеческий организм.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении «Родничок», являются:

обучение 1 звена (1 класс) :

— умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

— умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

— активное участие в коллективной познавательной деятельности.

обучения 2 звена (2 класс) :

— умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

— умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

— знание основных экологических проблем города, района , села, края, форм и методов охраны окружающей среды.

обучения 3 звена( 3 класс) :

— умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

— умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

Поэтому у программы есть все основания переориентироваться на трёхгодичное обучение.

Задачи программы:

Образовательные –

Сформировать у ребят навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;

Учить воспитанников пользоваться полученными знаниями, умениями, навыками при создании собственных работ.

Научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях;

Сформировать представления о многообразии жизни на Земле;

Сформировать представления о самоценности любой формы жизни;

Обогатить и пополнить общий тематический словарный запас;

Научить применять в жизни » феномен толерантности».

Развивающие —

Развивать способность чувствовать красоту природы и выражать эмоции;

Развивать индивидуальные способности воспитанников

Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать и применять полученные знания;

Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, фантазию, волевые качества (активность, целеустремлённость);

Способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности.

Воспитательные —

Прививать любовь к природе;

умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

Формировать чувство красоты окружающего мира при изготовлении поделок;

Формировать чувство ответственности за инструменты и оборудование кабинета.

умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

 

Доказательство модификации образовательной программы

Программа «Родничок» составлена на основе авторских программ «Мир бесконечно разный » В.И. Прохорова (Учебное пособие, М. «Расссвет », 2009г.) и «Цвет природы» Т.В. Шпотовой (Учебное пособие, М. «Просвещение», 2005г.).

Связь с общим образованием по предметным областям

Осуществление данного образовательного процесса предполагает связь содержательного компонента программы со школьными предметами:

окружающий мир – знакомство с окружающим миром родного края, города, села;

Технология – конструирование и моделирование различных поделок, моделей из разнообразного материала;

ИЗО – изготовление рисунков, набросков, схем будущих моделей, поделок;

родная речь – использование на занятиях отрывков произведений известных писателей и поэтов.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа «Родничок» рассчитана на два года обучения. 1 год 144 академических часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа, т.е. в год предполагается провести 72 занятия.

При формировании групп учитываются следующие параметры: — желание стать экологически грамотным человеком.

— повышенный интерес к экологическим и гуманитарным наукам;

— коммуникабельность, способность завоёвывать внимание аудитории при решении основных экологических проблем ;

— умение творчески писать в мини формах ( очерк, зарисовка и т п ).

Причём, приветствуется добровольность и искренняя заинтересованность.

Наполняемость воспитанников в группе для 1-го года обучения – 12-15 человек.

2

При этом ребёнку отводиться роль не слушателя и созерцателя, а творца, экспериментатора и созидателя.

Этапы реализации программы:

Первый этап образовательной программы направлен на первичное знакомство с окружающей природой и видами творчества данного возраста детей.

Второй – на базовую подготовку детей по разделам программы, в которые входят знакомство с сезонными изменениями живой и неживой природы родного края, экологическими проблемами глобального и регионального характера, а так же отрабатываются умения работы с различным природным материалом в процессе творчества.

Возрастная психолого-педагогическая характеристика воспитанников:

Образовательная программа рассчитана на школьный возраст начальной школы (6-10 лет). В этот период ребёнок продолжает осваивать отношения между людьми. Продолжают совершенствоваться природные психические возможности: речь, память, мышление, воля, формируются инициатива и творчество.

На этой стадии ведущими являются эмоции, а интеллект их обслуживает, поэтому учащийся, вначале руководствуется чувствами, а потом разумом. Поэтому, для того, что бы образовательный процесс был более эффективным, педагог должен нравиться детям.

В этот период очень важно создать для ребёнка благоприятные условия развития – хорошая культурная среда, организация коллективной, совместной и самостоятельной деятельности, разнообразие средств, интеллектуальное общение и др., обуславливающие дальнейшее развитие детей.

Педагогические условия реализации образовательной программы

Реализация программы основывается на следующих принципах:

Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;

Принцип систематичности и последовательности в овладении опытом, который придаст системный характер образовательной деятельности;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Педагогические технологии

Личностно-ориентированная технология;

Активизации мыслительного процесса;

Игровая технология;

Технология творческой мастерской.

Формы и методы организации образовательного процесса

Использование педагогических методов на занятиях:

Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

3

Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра);

Наглядный метод (рисунки, плакаты, фотографии; демонстрационные материалы, видеоматериалы);

Проведение занятий с использованием средств искусства (художественная обработка материалов, моделирование и конструирование).

Использование различных форм организации образовательного процесса:

Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные,

итоговые);

Занятия вне кабинета (учебные экскурсии).

Контроль реализации образовательной программы проводится с учётом оценивания ключевых компетенций. Каждая компетенция делится на три уровня: начальный, средний, высокий.

1-й уровень — начальный – демонстрирует ученик, который понимает основные положения программы, умеет правильно объяснить, отвечает на вопросы репродуктивного уровня, умеет изготовить модель по образцу.

2-й уровень – средний – требует от ученика, кроме перечисленного выше, также выполнение заданий в изменённой ситуации, умение демонстрировать понимание системности понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки;

3-й уровень – высокий – демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки программы, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике.

В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны («Дурные пристрастия»). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и пропагандируют ЗОЖ. Учатся ставить опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы. Всё это способствует большей убедительности теоретических выводов о предмете исследования.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении « Родничок», являются:

1 год обучения:

— умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

— умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

— активное участие в коллективной познавательной деятельности.

2 год обучения:

— умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

— умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

— знание основных экологических проблем города, села,

форм и методов охраны окружающей среды.

3 год обучения:

— умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

— умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

 

Большое внимание программа » Родник» уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.

Учебно-тематический план образовательной программы

Тема

Теория

Практика

Всего часов



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map