Модифицированная программа Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного ра



Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа № 59 Краснодарского края г. Краснодар

Модифицированная программа «Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов»

Составлена на основе: материалов Н. П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников»; С. И. Семенака «Коррекционно-развивающая программа» для детей 5-7 лет; В. Г. Маралов, Л. П. Фролова «Коррекция личностного развития дошкольников»; материалов сайта «Социальная сеть работников образования», «Первое сентября», приложения «Школьный психолог».

Составила: педагог – психолог Полунова А. В.

Краснодар

2013

Пояснительная записка.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Среди всех категорий аномальных детей наибольшее число составляют дети, страдающие умственной отсталостью. Под умственной отсталостью следует понимать такое состояние, при котором наблюдается достаточно выраженное стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения центральной нервной системы.

Развитие умственно отсталых детей происходит по тем же общим законам, что и развитие нормальных сверстников. В то же время имеются и специфические закономерности развития.

Специфические закономерности умственной отсталости.

Замедленный темп психического развития.

Замедленный прием и переработка информации.

Неравномерность психического и физического развития.

Дисгармоничность развитии психики (высшие психические функции менее развиты).

Ослаблена роль второй сигнальной системы (трудность словесной регуляции поведения).

Обедненный словарный запас.

Малоэффективность и малоконструктивность общения.

Дисгармоничность особенностей первичной системы (расторможенность и заторможенность).

Реактивность, часто импульсивность и неадекватность поведения.

Разные личностно-поведенческие нарушения.

Существенное влияние на развитие умственно отсталого ребенка оказывает структура дефекта. Недостатки эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей проявляются в различных формах. Чувства таких учащихся долгое время недостаточно дифференцированы. Переживания довольно примитивны, полюсны. Он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков почти нет. Чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по всей динамике. У одних детей наблюдается легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, переходы от одного настроения к другому, у других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Также данная программа включает в себя включающая специальные игры и упражнения, направленные на коррекцию гиперактивного поведения (некоторые из них можно включать в учебный процесс отдельно).

Длительность проведения каждого занятия – 35-40 мин.

Оптимальное количество учеников в группе — 5-6 человек возраста 6-12 лет. Занятия могут проходить индивидуально.

Примерная структура коррекционно-развивающих занятий:

организационная часть (приветствие, игра с массажным мячиком) -2-3 мин;

дыхательные упражнения — 2-3 мин;

разминка для глаз — 4-5 мин;

упражнения для развития мелкой моторики рук — 4-5 мин;

развивающие игры и упражнения — 10-12 мин:

— на развитие произвольной регуляции дыхания (приложение 1);

— на развитие мелкой моторики (приложение 2);

— на развитие речи (приложение 3);

— глазодвигательные упражнения (приложение 4);

— упражнения для релаксации (приложение 5);

— развитие приемов массажа и самомассажа (приложение 6)

упражнения на релаксацию (приложение 9) или слушание релаксационной музыки — 4-5 мин;

чтение скороговорок — 2-3 мин (скороговорки учитель подбирает по своему усмотрению).

Оборудование: зал для занятий, ковер, магнитофон, записи с релаксационной музыкой и звуками живой природы, муз. программа «ДАР», использование светового оборудования для сенсорных комнат:

— комплект «Сенсорный дуэт»

— настенное интерактивное панно «Бесконечность»

— зеркало «Веселый свет»

— настенный модуль «Сравнение цветов»

— интерактивная панель «Цветные фигуры»

— настенный фибероптический ковер «Звездное небо»

— световые фибероптические волокна «Волшебный дождь»

Календарно-тематический план занятий для учащихся 1 класса

№ занятия

Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

I этап.

Обследование учащихся

4 ч.

II этап.

Сплочение группы, облегчение процесса адаптации

12 ч.

1

Давайте познакомимся!

1

2

Победи дракона

1

3

Охотники

1

4

Мозаика

1

5

Природные фантазии

1

6

Художники

1

7

Рыбаки

1

8

Морские забавы

1

9

Космический полет

1

10

Птицы

1

11

В царстве Нептуна

1

12

Веселый паровозик

1

III этап.

Стабилизация эмоциональной сферы

6 ч.

1

Аутогенная тренировка для начинающих

1

2

Половинка

1

3

Лучики

1

4

Моя планета

1

5

Мудрец из храма

1

6

Слушаем тишину

1

IV этап.

Формирование навыков невербального общения.

9 ч.

1

Во саду ли, в огороде

1

2

Осень

1

3

В зоопарке

1

4

Искатели клада

1

5

Мячики

1

6

У Мазая

1

7

Львенок и черепаха

1

8

Игры гномиков

1

9

Встреча с Бабой Ягой

1

V этап.

Формирование навыков вербального общения (использование элементов кукольного театра)

6 ч.

1

Сказка «Репка»

1

2

Сказка «Колобок»

1

3

Сказка «Маша и медведь»

1

4

Сказка «Три медведя»

1

5

Сказка «Красная шапочка»

1

6

Сказка Волк и семеро козлят»

1

VI этап.

Обучение выражению негативных эмоций.

4 ч.

1

Маленькое привидение

1

2

Это я, узнай меня

1

3

Золотая рыбка

1

4

Фигура

1

VI этап

Развитие двигательной сферы, моторики

4 ч.

1

Ласковые ладошки

1

2

Мы охотимся за львом

1

3

Поймай платочек



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map