Моя методическая копилка



Муниципальное казенное образовательное учреждение

« Воскресенская среднее общеобразовательное учреждение»

Калачинского района Омской области.

Моя методическая копилка

Волошина Наталья Ивановна

учитель начальных классов

2012год

Содержание

Описание моего опыта.

Представление к работе презентацию: « Моя методическая копилка»

Представляю разработку урока по стандартам ФГОС 3класс УМК «Перспективная начальная школа». Литературное чтение.

Представляю презентацию к уроку по литературному чтению.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности

Организационные моменты

Для проведения организационных моментов на уроках использую стихотворения. Они приемлемы для начальной школы.

Предлагаю, вам может кто-нибудь использует в своей работе.

Посмотрите на меня! Прозвенел звонок,

Сегодня экскурсоводом работаю я. Начинается урок.

Не теряя ни минутки, Вы за парты дружно сели,

Приглашаю вас я в путь! На меня все посмотрели.

Взять все в дорогу!

И улыбку не забудь!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

Урок окружающего мира начнем

Начинается урок, Ну-ка проверь, дружок

Он пойдет ребятам впрок. Ты готов начать урок?

Постарайтесь все понять, Все ли правильно сидят

Хорошо запоминать . Все ль правильно глядят?

Перемена пролетела , Все ль на месте?

Дверь певуче заскрипела. Все ль в порядке?

Мы вошли тихонько в класс Ручка, книжка и тетрадки?

И урок начнем сейчас . Соберись и улыбкой поделись!

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Приемы и методы

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

помогает снять чувство усталости;

раскрывает способности детей, их индивидуальность;

усиливает непроизвольное запоминание. 

Поэтому игровая технология –самая актуальная для меня.

На уроках обучения грамоте использую игры совершенствующие слуховое восприятие: « Хлопки», « Твердый- мягкий», «Идем на День рождения». Для уроков математики-игры на обработку состава числа «Домики», «Собери елочку» и другие.

Игры-драматизации

На уроках использую игры – драматизации .

Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребёнка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

Работа с тренажерами

На уроках математики и русского языка я использую работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер — это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами включаю на различных этапах урока: во время устного счета (на уроках математики);

при закреплении нового материала;

при поведении самостоятельной, проверочной работы;

при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Учащимся раздаю персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) собираю тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

Демонстрационно-тренировочный прием

Использую демонстрационно- тренировочный прием. Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу, выполнение орфографических разборов с опорой на это правило.

В начальной школе учу ребят работать с информацией.

Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы” , Для реализации этих целей применению в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся.

Как быстро запомнить

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда». Древняя мудрость  Одним детям достаточно пару раз пробежать глазами и запомнить на всю жизнь, другим нужно долго и упорно учить самые простые стишки. Упреки и наказания вряд ли заставят память работать лучше. Как помочь!

Впервые полученная информация «записывается» на кратковременную память и через минуту может улетучиться, если не получит больше никаких «узелков на память», т.е. интересного объяснения, установки на запоминание или сравнения уже со знакомыми вещами. Информация, получившая такое подкрепление, откладывается в долговременной памяти. Что интересно, во сне все то, что мы узнали или выучили за день, упорядочивается. Поэтому, если необходимо что-то запомнить, нужно отложить повторение на несколько часов, а еще лучше — на утро.

Обычно, за счет запоминающихся рифм и легко всплывающих ассоциаций, стихи хорошо укладываются в голове. Предлагаю ребенку следующее:

1. Внимательно прочитать все стихотворение;

2. Обсудить вместе, о чем идет речь, какие мысли и чувства вызывает это произведение, о чем думал автор, когда сочинял его, что он хотел им сказать, объяснить непонятные слова;

3. Нарисовать иллюстрацию. Пусть это будет абстрактная картинка, или комикс по мотивам, или даже совершенно отвлеченный от текста рисунок. Главное, что рисование подключает к эмоциональной памяти моторную (двигательную), а значит, шансы на хорошее запоминание увеличиваются. Картинку повесь над кроватью или другое видное место;

4. Пересказать своими словами;

5. Поиграть в слова из стиха, придумав свои рифмы;

6. Попробовать спеть или подобрать к тексту музыку;

7. Прочитать всё стихотворение вслух, переключиться на другие дела (лучше физическую работу), затем через 20 минут прочесть его снова;

8. Прочесть стихотворение, чеканя мяч в том же ритме;

9. Прочесть еще раз вслух на ночь, утром повторить наизусть, не подглядывая. Затем открыть книгу и еще раз прочитать вслух;

10. Начать с первого пункта, если стихотворение все же не отложилось в памяти.

11.Провести экскурсию. На природе прочесть стихотворение.

В этом году мы учили стихотворение И. Бунина «Листопад».

Результат был потрясающим.

По русскому языку использую карточки-схемы.

Все правила записаны графически. При повторении дети быстро запоминают правила.

По математике использую всевозможные игровые ситуации при запоминании таблиц на сложение и умножения.

.

РЕФЛЕКСИЯ на уроке Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, особое внимание, уделяю обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Подробнее рассмотрим способы обучения рефлексии: Рисуночное изображение изменений происходящих с учеником в течение урока, устное обсуждение, письменное анкетирование. Рисуночное изображение изменений провожу в начале урока с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картинка, музыкальный фрагмент). Применения этого вида рефлексивной деятельности дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, также используя, например «лестницу успеха» или «дерево достижений». Устное обсуждение. Это подведение итогов, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. сегодня на уроке я узнал……

2.Мне показалось интересным…

3 Меня удивило……

Что особенного заинтересовало вас на уроке?

Что взволновало?

О чем задумались? Поделитесь впечатлениями.

(На столе лежат листья)

_ Осень рассыпала листики. Возьмите тот , который соответствует вашему настроению в конце урока ,И НАПИШИТЕ НА НЕМ ОДНО СЛОВО, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ.

Прикрепите этот листок к дереву.

С помощью сигнального кружка покажите , на какой ступени вы оказались по уровню полученных знаний. ( учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ступеньку).

Все , что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности- не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Домашние задания

Многообразие домашних заданий способствует гармоничному развитию личности. В практике обучения накоплен богатый опыт по использованию разнообразных видов домашних заданий.

Виды домашних заданий:

По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:

подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;

направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;

способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные их можно выполнять самостоятельно и с родителями.

Я в своей работе использую три уровня домашних заданий.

Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.

Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.

Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.

Предлагаю ряд приемов подачи домашнего задания.

“Задание массивом” Например, я даю 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок). Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами.

Особое задание” Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).

“Необычная обычность:  задаю домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.

“Идеальное задание”: Я предлагаю школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.

Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах. Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Игра “Реставрация поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять конспект и работать с ним. Ученикам выдается текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Когда игра проходит первый раз в классе, необходимо показать, что значит расшифровать текст.

Игра “Добудь ответ” опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в интернете или в предложенной книге в течение ограниченного времени. Задания лучше использовать такие, чтобы для поиска ответа в интернете или книге нужно было бы прикладывать различные усилия, побуждающие к выбору оптимального варианта. Само задание составлять так, чтобы оно побуждало к познавательной деятельности. Выигрывает группа, быстро и правильно ответившая на все вопросы. Возможность использовать интернет на уроке и дома очень привлекает учащихся, при этом формируется умение выбирать нужное из всего потока информации.

В рамках творческих заданий ученикам предлагаю кроссворды, чайнворды, ребусы, которые можно разгадать, а можно и самому их составлять на определённую тему, предлагать отгадать одноклассникам.

Интересны детям задания, включающие ошибки в рассуждениях или записях, сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки для изучения новых тем на уроках, выполнение индивидуальных наблюдений и опытов, создание карты-схемы путешествия по стране (реально существующей или воображаемой).

Творческие домашние задания можно использовать для подготовки к предметным олимпиадам. Детям доставляет удовольствие фантазирование. Они любят сочинять дидактические сказки (по любому предмету), частушки, басни, фантастические рассказы, составлять книжки с картинками, сочинять учебные комиксы, подбор заданий и игр к уроку.

Одарённым детям нравятся нетрадиционные домашние задания:

самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам;

самостоятельное составление задач.

разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;

разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.;

подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля;

редактирование учебного текста;

исправление допущенных ошибок;

подготовка к тематическим урокам: поиск информации, цитат, статей из словаря.

выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).

работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.);

проектная деятельность;

подготовка к ролевой игре, деловой игре;

опережающие домашние задания (самостоятельное изучение нового материала).

Систематическое заполнение рабочих тетрадей на печатной основе даёт положительные результаты в формировании учебной мотивации и самостоятельности.

Для подтверждения своей работы я приготовила презентацию,

Разработала урок по стандартам ФГОС .(Урок литературного чтения в 3 классе

И презентацию к уроку.)

Спасибо за внимание!.






map