Моя педагогическая философия_63521



Звонарёва Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 48» г. Кемерово Кемеровской области.

Эссе « Моя педагогическая философия».

В чём сложность педагогического труда? А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании жизни, мира, себя, воспитывать в нём чувство человеческого достоинства, составляющая которого – осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, школой, обществом. Живая детская душа — это хрупкий, нежный и одновременно податливый механизм. Детство должно быть радостным, безоблачным, таким, в котором воспитываются умы и сердца.

От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания. Учитель должен находиться в постоянном поиске и развитии. Жизнь педагога – это путь, постоянное движение вперед, стремление к самосовершенствованию. Это улыбки учеников, звук школьного звонка… «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.» К.Д. Ушинский.

Моя философия в работе – умение понять и принять ученика таким, какой он есть, воспитать его душу, утвердить в вере, что хорошего в жизни больше, чем плохого… Надо только понять, что детские радости – настоящие и безграничные, слезы – действительно горькие, переживания – искренние, проблемы – невыдуманные. Каждый ребенок – это целый мир, открывать который мы будем вместе с ним.

Я стараюсь чаще улыбаться, реже хмуриться, жить настоящей педагогической жизнью и тем самым обретаю своё педагогическое счастье. Не допускаю в своём общении с детьми фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Стараюсь быть честной и порядочной по отношению к детям.

Я — оптимист. Я верю в преобразующую силу воспитания. Не опускаю руки. Не теряю веру в способности детей. Глубоко вникаю в индивидуальность ребёнка, в его внутренний мир, ищу методические пути его преобразования. Чтобы педагогическое влияние давало добрые всходы, необходимо завоевать любовь детей. Младший школьник любые знания воспринимает через учителя. Учитель и учение для него неразделимы. Если ребёнок любит учителя, значит, любит учиться, любит школу, уроки, книги… «Урок любимого учителя – это одно дыхание, наполненное познавательной страстью, — писал Шалва Александрович Амонашвили».

Я иду навстречу детской потребности взрослеть. Отношусь к детям не как к маленьким, а доверяю, поручаю важные дела, считаюсь с ними, таким образом, делаю процесс взросления ощутимым для них. Даю простор творчеству, сообразительности, самостоятельности, познавательной и общественной активности детей. Радость и романтика детства вовсе не в игрушках и удовольствиях, а в открытии себя и жизни, в приближении к своему будущему. Радуюсь тому, что каждый из детей взрослеет, совершенствуется.

Стараюсь понимать детей, всех и каждого. Встать на их позицию, принимать их заботы. Ребёнок маленький, а дела и заботы у него большие. Не подчинять их своей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Дети должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, который всегда придёт на помощь, порадуется их успехам.

Поддерживаю отношения сотрудничества с детьми. « В сотрудничестве, — писал Лев Семёнович Выготский, — под руководством, с чьей- то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно.… В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им…»

Предоставляю ребёнку радость жизни. Ребёнок не только готовиться к жизни, но и уже живёт. Ставя во главу угла педагогического процесса вооружение школьников знаниями основ наук, выработку необходимых умений и навыков, помню, что у каждого ученика свой внутренний мир, свои потребности, ценности, отношения, мысли, желания, стремления, свои радости и огорчения, своя индивидуальная жизнь. На это обратил внимание Леонид Владимирович Занков «… для дидактической системы в целом, прежде всего важна точка зрения жизни школьника…».

Я стараюсь сохранить здоровье детей. Если значительные потери здоровья детей и подростков связаны с обучением в школе, то внедрение личностно – ориентированного подхода к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей культуры школьников. Это будет способствовать воспитанию у ребёнка потребности быть здоровым. Выпускник школы должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и формировать его.

Мой девиз — любовь и честность по отношению к детям во всём. Стараюсь не отставать от жизни и постоянно учусь новому. Как здорово, что на моём пути появились книги Софьи Николаевны Лысенковой « Когда легко учиться», « Методом опережающего обучения»; Шалвы Александровича Амонашвили « Здравствуйте, дети!», Евгения Николаевича Ильина «Искусство общения». Евгений Николаевич разработал оригинальный подход к преподаванию литературы через постановку нравственно-этических проблем.

Для детей стараюсь быть интересным, разносторонним человеком. Внимательно слушать и слышать детей, видеть весь класс одновременно и каждого ученика в отдельности, понимать состояние ученика, понимать и объяснять особенности поведения детей в конкретных жизненных ситуациях, мысленно ставить себя в позицию воспитанника, увлекать учащихся, заинтересовать их новыми перспективами и общественно полезными делами, учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся при их группировке для выполнения общей задачи. Ориентироваться в изменяющихся условиях, искать наилучшую систему требований. Рационально планировать все виды педагогической деятельности, уметь анализировать свою работу, совершенствовать своё педагогическое мастерство, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности, формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения по итогам исследовательской работы.




map