Моя педагогическая философия_63528



У каждого человека есть свой путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор — быть учителем. Это выбор, сделанный возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?» Значит – это моё призвание. Призвание учителя открывается только в контексте осмысления этой профессии и смысла жизни каждого человека. Характер учительского труда можно в полной мере осмыслить только как служение. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенного в человеке.

В пределах школы мне вручаются важные полномочия: мне передаётся родительская власть, я учу и воспитываю детей, наказываю и награждаю, руковожу ими, даю пищу уму и сердцу. Я осознаю, что имею дело с детьми слабыми, неопытными, мало знающими, открытыми и незащищёнными, можно сделать вывод о колоссальном доверии ко мне как к носителю звания «учитель». Сколь же велика моя нравственная ответственность, ведь я принимаю на себя обязанности образования и воспитания детей! Из детей вырастут отцы и матери, и что было воспринято ими в детстве, то отзовется им в старости. В детях – будущее семьи, общества. Посеянное мной в детстве с годами взойдёт и даст плод. Каков он будет? Ответственность за этот посев лежит на мне. Учитывая высоту и важность должности учителя, каждый, кто готовится к этому жертвенному служению, прежде всего должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. На призвание учителя следует смотреть как на дар Божий. Необходимость призвания для учителя более ясно обнаруживается при рассмотрении условий его служения. Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого. При скромном вознаграждении учительство требует самоотвержения. Сергей Александрович Рачинский писал об этом так: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный — и потому великий». По моему убеждению учитель, прежде всего, должен обрести себя. Обрести себя – это значит познать то высокое предназначение, к которому призван человек. Говоря о подвиге благочестия, который является сердцем Истоков и к которому надо приготовить учащихся, наставляющий сам должен пребывать в подвиге.

Я считаю, что учительское служение – личный подвиг. Учитель всё своё время, силу, энергию, способности посвящает школе и воспитанию.

Дети по своей природе склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Они много заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении. В раннюю пору, когда дети ещё не живут своим умом, они присматриваются к другим людям и незаметно усваивают не только привычки, внешнее поведение, но и взгляды взрослых. Я считаю, что воспитание состоит не только в наставлениях, которые дети часто пропускают и которые действуют только на ум, но более всего в моём личном влиянии, в живом примере, в моих личных качествах, которые, так или иначе обнаруживаются в процессе моей жизнедеятельности

Учитель имеет большое влияние на личность ребёнка, но влияние это тоньше и сложнее, чем нам обычно представляется. Более всего учитель воспитывает не методами приёмами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель и ученик могут не сознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребёнке. В школе невозможно никакое педагогическое притворство.

Все дарования учителя важны, но важнее всего умение любить детей. « Любите друг друга, просвещайте свой разум и очищайте душу» наставляли святые братья Кирилл Мефодий.

Чтобы научить Истокам, мне нужно быть стойкой в вере, не из колеблющихся. Духовно-нравственное воспитание детей в традиции русского народа всегда было связано с верой. Вера просветляет ум, укрепляет волю, делает человека целостным. Чему предстоит мне как учителю научить моих детей на уроках Истоков? ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБВИ! Как можно научить? Делом явить веру, надежду, любовь, совершая свой личный подвиг. А как научить доброте? Только самой исправить свою жизнь, искоренив в себе раздражение и злобу. Предстоит научить чистоте и целомудрию тех, кто ещё не познал. Предстоит научить милости — значит, надо стать милостивой к немощам других, не осуждая, сожалея о падении человека, не унижая его и без того униженного, помогая встать упавшему.

Сам характер деятельности требует от меня неистощимого терпения.

Призывающий к терпению сам должен вооружаться неподдельным терпением, которое не на пустом месте возрастает, но как плод несения трудов. От терпения обретается опытность, от опытности — надежда любовь изливается в сердца наши.

На моих уроках мои ученики и я находимся в совместном поиске духовного созидания. На каждом занятии учебно-воспитательного процесса с применением истоковской технологии я обновляюсь. Тем самым оживотворяется образовательный процесс. Главная ценность Истоков – жизнь. Программа « Истоки» одухотворяет образование. Самое главное в педагогическом процессе – не навредить душе своего ученика. Если учитель проникнут любовью истинной, бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, ласковой, серьёзной и твёрдой, то педагогическое влияние на учеников будет сильным и плодотворным. Эта любовь для своего выражения не требует слов, но призывает делами. Плодом её будет взаимная любовь и доверие учеников к учителю, привязанность к нему, а вследствие этого и послушание — свободное без принуждения. Программа «Истоки», по которой я работаю, предлагает спасительный вариант жизненно-нравственного развития учителя, детей, родителей, и шаг за шагом возрождают первоначальный контекст категорий и ценностей в образовании. Именно в этом я вижу своё служение Отечеству, так как я тоже делаю вместе со всеми общее дело в духовном возрождении России.

Муниципальный конкурс «Педагог года 2012»

Моя педагогическая философия.

Лекцию подготовила

учитель нач. классов

1-ой кв. категории

МОУ КСОШ №7

Потапова И.Н.

23. 12. 2012 г.




map