Моя педагогическая философия_63532



Я – учитель, что это значит? Опустим традиционное толкование высокого слова «учитель». Посмотрим, в какие краски окрашено оно сейчас. Итак, не всегда светлыми, не всегда тёплыми, но всегда яркими. Чем же привлекла меня эта палитра? Наверное, именно этим – своими естественными красками. Тем более что краски можно ещё и смешивать и получать нечто оригинальное.

Любой взгляд в сторону проблем современного образования никак нельзя назвать прямым. Что я имею в виду? Мы так и не решили, в какую сторону смотреть, какое направление правильное. Мечемся… новая школа – это новые ученики? Учителя? Система?

Все мы часто задумываемся о том, каким должен быть выпускник новой, современной школы. Получить «на выходе» пятилучевую личность требуют от нас современные реалии. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, то есть выпускник должен быть конкурентоспособным. Поэтому для создания модели Новой школы, безусловно, необходим переход к деятельностно — компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия.

На мой взгляд, современная школа должна быть ориентирована на ответственность за результаты своей деятельности и высокий профессионализм в управлении этой новой, современной школой. Ошибки учителей не сразу видны, а достижения не всегда осязаемы. Мы творим нематериальное…

Учитель, приспосабливаясь к критериям оценки его деятельности, понимает, что основной способ осуществления поставленной перед ним задачи – это труд, труд, труд – и никакого творчества. « При хорошем трудолюбии и терпении я смогу и попугая научить проговаривать правила орфографии». Народ уже давно эту мысль образно выразил в притче: «Человек, впрягшись в плуг весной, вспахивает борозду за бороздой. Пот заливает его лицо, а он, тяжело дыша, повторяет: «Пахать, надо пахать». И так повторяется изо дня в день. Осенью поле оказалось пустым, без урожая… так как кроме того, что надо ПАХАТЬ, надо еще и СЕЯТЬ».

Я чётко для себя определила, что учитель должен идти на урок с целью РАЗВИТЬ ученика.

Давно замечено, что время измеряется не суммой прожитых лет, а плотностью заполнивших их событий. Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений – это банк на всю жизнь. Таким источником впечатлений, информаций и общений может стать урок – здесь столько возможностей более близкого, более личностного общения учителя со своими учениками. Ребята должны быть не просто слушателями, а активными участниками, зрителями, экспертами.

И вот мы путешествуем в лабиринтах Снежной Королевы, покоряем самые высокие горы России, а потом ребята наперебой рассказывают мне, как прошли вчера уроки у них с Джейн и Барби, где они сами были уже не Маринами, Анями и Владиками , а мной, Еленой Николаевной.

С какой гордостью Вика читает свою сказку о живой и мертвой воде, добавляя при этом, что она нашла факты о реальном существовании живой воды (это она имела в виду целебные росы и «серебряную» воду). «Какая молодчина, — думаю я, — усвоила истину, «что сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Как светятся при этом ее глаза, а ведь еще совсем недавно блестели от слез: задачу решить не могла. Зато, какую прекрасную сказку придумала, которая, как «живая» вода, залечила рану от трудной задачи. Здорово получилось. «Ты, Елена Николаевна, еще и доктор, оказывается», — размышляю я про себя. Опять день прожит не зря.

Я ни в коей мере не отрицаю традиционный урок, который имел и имеет место быть в школе, но сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, компетентностных. И сама жизнь подсказывает новые формы и методы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Компетентностный подход в обучении – это естественный и реальный этап в создании нового человека, человека XXI века.

Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

Сегодня связь между современным качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперёд – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Я счастлива, что иду в ногу с современностью, учу детей тому, что человеческое общение нельзя заменить ничем.

И завтра я опять иду в школу…

Успехи, как и неудачи,

Мне всё покоя не дают,

Как горы, новые задачи

Передо мной встают, встают…

Я звёзды с неба не хватаю,

Поймать пытаюсь на лету.

Я до сих пор во сне летаю.

И, значит, всё ещё РАСТУ.






map