Моя педагогическая система



С 2001 года работаю по системе развивающего обучения по программе Л.В. Занкова.

Являюсь членом Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель моей педагогической деятельности:

— создать образовательную развивающую среду для формирования ключевых компетенций

учащихся.

Задачи:

— оптимальное общее развитие личности каждого учащегося

— достижение образовательных результатов учащихся, сформулированных как ключевые

компетенции

— сохранение здоровья учащихся

УМК Л.В. Занкова способствует реализации поставленной цели и задач. В него входят следующие учебные пособия:

Математика-1,2,3,4 (автор Аргинская И.И.);

Русский язык-1,2,3.4 (автор Полякова А.В.)

Мы и окружающий мир-1,2,3,4 (автор Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)

Литературное чтение-1,2,3,4 (автор Чуракова Н.А.)

1 класс. Умные руки (автор Цирулик Н.А.)

2 класс Уроки творчества (автор Цирулик Н.А.)

3 класс. Творческая мастерская (автор Проснякова Т.И.)

4 класс. Творческая мастерская (автор Проснякова Т.И.)

Соблюдаю основные дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова:

обучение на высоком уровне трудности;

ведущая роль теоретических знаний;

быстрый темп изучения учебного материала;

осознание процесса учения учащимися;

достижение наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых.

Данный УМК позволяет мне реализовать компетентностный подход в обучении, который предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Эти умения должны позволить действовать в новых, неопределённых ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Таким образом, основным результатом деятельности учителя становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способы деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Ключевые компетенции – это наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (2004 г) зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:

— познавательную деятельность

— информационно-коммуникативную деятельность

— рефлексивную деятельность.

Можно выделить следующие группы ключевых компетенций учащихся:

-Коммуникативные

-Информационные

-Исследовательские

-Проектные

-Организационные

-Умение учиться

-Личностные

Принципиально меняется и позиция учителя.

Компетентностную модель современного учителя представляю из следующих элементов:

— ценности, принципы и цели

— профессиональные качества

— ключевые компетенции

— педагогические методы, способы и технологии

— профессиональные позиции

Своими ценностями считаю:

— свобода учащегося быть самим собой

— помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными

— индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям

— чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций.

Обладаю профессиональными качествами:

— доброжелательно и заинтересованно отношусь к учащимся

— способна к критике и рефлексии

— понимаю других людей, имеющих другие ценности, интересы и способности

— открыта для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу

— делюсь с учащимися своими мыслями и чувствами

— демонстрирую компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к диалогу

— демонстрирую увлечённость своим предметом

Ключевые компетенции учителя:

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребёнка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовывать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.

Владею основными компетенциями современного учителя:

Умение учиться вместе с учениками

Умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений\компетенций)

Умение мотивировать учащихся, включая из в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции

Умение «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

Умение занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимися компетенций в разных видах деятельности

Умение подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

Владение проектным мышлением и умение организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

Владение исследовательским мышлением, умение организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

Умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и умение организовать её у учащихся в процессе учебных занятий.

Умение вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем.

Владение компьютерными технологиями и использование их в учебном процессе.

Педагогические методы, формы и технологии

Создавая для учащихся развивающую образовательную среду, свою педагогическую деятельность строю в соответствии с принципами технологии деятельностного подхода, использую проектную деятельность, игровые, здоровьесберегающие технологии, технологию уровневой дифференциации, информационные технологии.

В своей педагогической деятельности предпочтение отдаю деятельностным методам: частично-поисковый, наблюдение, создание проблемных ситуаций. Использую разнообразные формы организации учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, дифференцированную, работу в группах и парах, интерактивные формы в виде учебных игр «Школа разведки», «Карусель», «Суета», «Иду в гости». Интерактивные формы организации учебного процесса позволяют сочетать три вида активности учащихся: познавательную, социальную, физическую.

Профессиональные позиции учителя:

Выступаю в таких профессиональных позициях учителя, как организатор деятельности, консультант, партнёр, эксперт.

На уроках использую такие образовательные ситуации:

Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности

Осуществление учащимися самостоятельного выбора (уровня сложности заданий, форм и способов работы)

Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат)

Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем, распределение обязанностей, планирование, оценка и рефлексивное обсуждение результатов)

Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование современных педагогических технологий, описанных методов и форм позволяет обеспечить обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся.

Анализ уровня мотивации показывает положительную динамику в её развитии. Так в 1 классе у 75% учащихся высокий и хороший уровень мотивации. Во 2 классе с высоким и хорошим уровнем мотивации 80% учащихся, в 3 классе этот показатель составляет 76%, а уже в 4 классе – 80%.

В 3 классе внутренняя мотивация сформирована у 67 % учащихся, внешняя отрицательная мотивация – у 16,6% , к 4 классу — у 76, 8% учащихся внутренняя мотивация и лишь у 6,6% внешняя отрицательная.

По результатам анкетирования самым важным в школе учащиеся считают уроки, учителя. Сравнивая результаты анкетирования о рейтинге предметов, наблюдается положительная динамика в развитии учебно-познавательных интересов учащихся. Так, на первые места ими выдвинуты такие предметы, как математика, русский язык, литература, окружающий мир.

Положительным результатом в формировании информационных и проектных компетенций считаю тот факт, что дети регулярно используют дополнительную литературу при подготовке домашних заданий, особенно по окружающему миру: книги о животных и растениях, о жизни людей, энциклопедии, ресурсы Интернет. Ребята с большим желанием готовят индивидуальные сообщения, работают над проектами, сочиняют. Успешным стал долгосрочный проект «Жизнь цвета радуги», который был представлен на Всероссийском конкурсе «Мы – занковцы!» (2 место). Результатом в формировании исследовательских компетенций стало участие ребят в школьной научно-практической конференции. Ребята были отмечены грамотами школы.

Ребята активно участвуют в районных конкурсах, занимают призовые места.

По итогам обучения в 4 классе закончили учебный год на «4» и «5» 65% учащихся.

Анализ уровня заболеваемости показывает положительную динамику: в 1 классе – 7,85 дней на 1 ребёнка, во 2 классе – 11,29 дн., в 3 классе – 3,8 дн., в 4 классе – 3,4 дн. В классе высокий уровень индекса здоровья и индекса психологического благополучия.






map