Мониторинг успеваемости и качества знаний в начальной школе



ГБОУ СОШ №115 Выборгского района

Мониторинг в начальной школе

Сообщение на методическом объединении

учителя начальных классов

Долбовой Любови Андреевны

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА

Понятие «Мониторинг».

Внутреннее и внешнее строение мониторинга.

Выводы и сущность мониторинга, его задачи.

II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА. АЛГОРИТМ

Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся при осуществлении мониторинга.

Мониторинг учебных возможностей младших школьников.

Мониторинг ЗУН на уроках:

а) русского языка;

б) математики;

в) технологические карты.

Коррекционная работа:

а) фрагмент системы РНО;

б) алгоритм списывания;

в) виды упражнений по развитию орфографической зоркости;

г) конспект урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

ВВЕДЕНИЕ

Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания что такое отметка, не позволяет объективно оценивать деятельность как учителя, так и ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.

Цель мониторинга:

проанализировать и оценить результативность обучения;

оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;

проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей нашего контингента;

обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.

Эта работа – попытка показать учителям, что система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны. Нам и раньше все время приходилось накапливать информационный материал, а при анализе работы класса, начальной школы все время сравнивать результаты, полученные по классам с государственными стандартами программы. 20 лет назад, чертя графики, мы и не подозревали, что занимаемся мониторингом.

Накапливая информацию по темам, выявляя «западающие», делая выводы, намечая перспективы, это все ступени, которые ведут к улучшению качества ЗУН учащихся.

Мало выявить проблемы в знаниях, нужно умело строить коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся, используя тесты, анкеты при выявлении индивидуальных особенностей детей.

Опыт собирался по крупицам в течение лет, было много прочитано литературы, рекомендаций и, наконец, выбрана, как нам кажется оптимальная система мониторинга ЗУН учащихся.

При проведении мониторинга учитываем:

Учебные возможности младших школьников;

Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;

Коррекционную работу, включающую работу над ошибками, алгоритм списывания, алгоритм проверки орфограмм в разных частях слова, упражнения по развитию орфографической зоркости.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА

1. Понятие «Мониторинг»

Пожалуй, одним из самых модных в педагогической среде сегодня является термин «мониторинг». Однако далеко не все хорошо представляют, что же это собственно такое.

Под мониторингом понимают:

Непрерывное длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций.

В.М. Полонский (Словарь-справочник) М., «Новая школа», 1995 год.

Мониторинг – это процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовавшихся целей, задач и средств их решения.

А.С. Белкин «Основы педагогических технологий» (Краткий толковый словарь), Екатеринбург, 1995 год.

«По мнению других авторов под мониторингом следует понимать самостоятельную функцию управления, в которой проводится выявление и оценивание педагогических действий, при этом обеспечивая обратную связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям».

Шишов С.Е., Кальней В.А. «Мониторинг качества образования в школе». М., «Рос.пед.агентство», 1998 год.

«Мониторинг определяет и как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза».

Г.В. Осипова «Социально энциклопедический словарь».

«И как научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия решения».

Ильенкова С.Д. «Социальный менеджмент», М., 1998 год.

2. Внутреннее и внешнее строение мониторинга

Все приведенные определения мониторинга отражают отдельные его стороны.

Вот его внешнее строение:

Функции управления, обеспечивающие получение обратной связи

Наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза

Мониторинг

Система полученных данных для принятия стратегических и тактических решений

Система сбора анализа, информации

По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных управленческих компонента:

контроль и экспертиза различных сторон деятельности и система информационного обеспечения управления.

Он основывается на этих компонентах, но не заменяет их, т.к. не может быть ни контролем, ни экспертизой, ни системой информационного обеспечения.

Более того, без существования в школе всех этих систем организация мониторинга невозможна.

Для того чтобы иметь в запасе варианты данных для мониторинга, необходимо тщательно сохранять из года в год результаты контроля и различные текущие документы (материалы анализа, справки).

Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информации обеспечения управления и экспертизы.

Экспертиза деятельности

Информация для принятия решений

Система контроля

Система информации

Мониторинг как самоцель имеет мало смысла, он должен отвечать существующим на данный момент информационным запросам. Поэтому главной задачей является определение индикаторов, источников информации, технологии анализа и представленная информация.

Существующая система контроля предоставит нужные показатели.

Источники информации берутся из системы информации обеспечения технологии анализа, и представление данных является инструментом экспертизы.

Результатом проведенных действий будет компактная и емкая информация (верх пирамиды, на основании которой можно уверенно принять решение о стратегии дальнейших действий).

3. Виды и сущность мониторинга, его задачи

Применительно к школе можно выделить такие виды мониторинга:

по целям

(оперативный,

стратегический,

тактический);

по этапам обучения

(входной или отборочный;

учебный или промежуточный;

выходной или итоговый);

по временной зависимости

(ретроспективный;

предупредительный или опережающий;

текущий);

по частоте процедур

(разовый,

периодический,

систематический);

по охвату объекта наблюдений

(локальный;

выборочный;

сплошной);

по организационным формам

(индивидуальный;

групповой;

фронтальный);

по инструментарию

(матричный;

стандартизованный;

не стандартизованный).

Как же рациональнее организовать мониторинг в школе!

3 этапа

I этап

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Постановка цели

Определение объекта

контроль ЗУН анкетирование, тестирование, самооценка

анализ документов

наблюдение

Сбор информации

Выбор информации

Определение направлений и отбор критериев

II этап

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Рекомендации

Обработка полученной информации

Систематизация информации, анализ

Вывод

III этап

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Наибольшего времени требует II этап – основной элемент в организации мониторинга. К нему надо хорошо подготовиться, он предполагает разнообразие видов деятельности.

Не менее важен III этап – аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, шкал.

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.

При осуществлении мониторинга учитель обладает надежной и достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга.

Задачи:

непрерывное наблюдение за качеством ЗУН;

своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, их вызывающих;

предупреждение негативных тенденций;

осуществление краткосрочного прогнозирования развития;

оценка эффективности.

Объектом мониторинга является класс в течение 4-х лет.

Содержание включает основные показатели, по которым идет сбор информации.

Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий на всех этапах:

анкетирование;

тестирование;

самооценка;

наблюдение;

контроль ЗУН учащихся;

накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.

II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА. АЛГОРИТМ

1. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся

при проведении мониторинга

При проведении мониторинга учитель осуществляет индивидуальный подход к учащимся. Под этим термином имеется в виду одна из форм общения учителя и ученика, когда все усилия учитель направляет на выявление у учащихся индивидуальных особенностей, присущих ему свойств нервной системы, обеспечивающих его оптимальное развитие и воспитывающих у него умение находить в разных учебных и жизненных ситуациях свой единственный стиль деятельности.

Для практической деятельности учителя при индивидуальном подходе важны такие понятия как личность, индивидуальность, потребность мотивации ценностной ориентации.

Основное требование личностного подхода:

– видеть ребенка как целостную личность с ее интересами, потребностями, знаниями, умениями, навыками.

Одной из наиболее характерных сторон личности является ее индивидуальность с ее характером, темпераментом, особенностями протекания психических процессов, чувствами и мотивами деятельности.

Источником активности личности является ее потребности.

Потребность – это внутреннее состояние личности. Она зависит от внешних конкретных условий деятельности. Потребности постоянно развиваются, перестраиваются и изменяются.

Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности и придает ей целенаправленную осмысленность.

Ценностные ориентации формулируются в процессе взаимоотношения с людьми. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам.

Интерес – эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которые сопровождают стремлением познать их и овладеть ими.

Главная роль в выборе ценностей играют мотивы, которые в свою очередь зависят от интересов и потребностей личности.

Учителю необходимо стремиться раскрыть существенные черты личности учащегося, выявить уровень его развития, что дает возможность определить его отношение к учебной работе, к одноклассникам, а также черты характера личностные качества. От того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную меру своих возможностей зависит успех обучения в целом.

Индивидуализация обучения невозможна без индивидуального подхода. Только чуткое внимательное отношение к ученику может помочь учителю в решении такой трудной задачи, как обеспечение всестороннего развития.

1 этап:

анкетирование учащихся;

выявление ведущих качеств личности;

определение уровня заинтересованности;

постановка задачи, определение средств и путей повышения активности каждого ученика;

организация педагогического воздействия, подбор игровых ситуаций, планирование и распределение ролей.

2 этап:

непосредственное осуществление индивидуально-дифференцирован-ного подхода к учащемуся с целью поддержания высокого уровня их активности;

внесение корректив;

педагогический поиск.

3 этап

подведение и определение достигнутых результатов.

При проведении мониторинга позволяется каждому ученику сравнивать свои достижения и недостатки с общим уровнем.

2. Мониторинг учебных возможностей младших школьников

В качестве системной модели, включающей выделенные параметры выбрана «Оптимальная программа» изучения учебных возможностей школьника, разработанная под руководством Ю.К. Бабанского. В ней отражено единство внутренних и внешних условий, определяющих потенциал школьника в области учебной деятельности.

Измерение биологических особенностей:

а) физическое развитие – медработник;

б) анализ анамнеза по данным медицинской карты ребенка;

в) общий терапевтический осмотр – врачи;

г) оценка остроты зрения, слуха, речевого развития – логопед, медработник;

д) оценка физической работоспособности – учитель по методике Бурдона.

Измерение интеллектуальных особенностей (психолог по методике Л.А. Венгер).

Оценка навыков учебного труда (учитель по методике В.Н. Зайцева).

Основные отношения (психолог по методике Н.Г. Лускановой «Отношение к школе» и социометрии Дж. Морено).

Бытовые влияния (учитель по методике А.К. Макаровой).

Некоторые морально-волевые качества оценивает учитель.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map