Мониторинг УУД в начальной школе



Мониторинг УУД в начальной школе.

Задачи мониторинга: определить уровень познавательных и регулятивных возможностей обучающихся, оценить их коммуникативные навыки и определить исходный и итоговый уровень развития основных компонентов личностного развития.

Тест «Лесенка» Дембо-Рубинштейна позволяет определить уровень развития адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятие. Он проводится во втором и четвертом классах.

Карта наблюдений педагога на основе метода независимых характеристик показывает наличие или отсутствие у учащихся тех или иных нравственных качеств. оценивают степень выраженности таких качеств, как патриотизм, толерантность (терпимость), эмпатия (сочувствие), стыдлив ли, честен, справедлив, ответственен, доброжелателен, ведёт ли ЗОЖ.

Методика «Посуда» из книги Асмолова.

Педагог читает детям рассказ и задает вопросы.

«Мама, уходя на работу, напомнила Андрею, что ему надо есть на обед. Она попросила его помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею стало грустно, и он ушел в свою комнату».

Вопросы:

1. Почему Андрею стало грустно?

2. Правильно ли поступил Андрей?

3. Почему?

4. Как бы ты поступил на месте Андрея?

5. Почему?

Конечно, дети все мыслят правильно – Андрей поступил плохо. Но вот – почему он так поступил – вот здесь и выявляется уровень усвоения учеником норм взаимопомощи.

В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Все регулятивные УУД отслеживаются во 2 и 4 классах. Учащиеся выполняют фронтально или индивидуально тесты. А учителя заполняют карты наблюдений.

Проверить уровень умения планировать свои действия можно с помощью игры «Найди фигуру» Воронцовой. Задание проводится индивидуально.

Ребенку предлагаются 12 геом. фигур (4 квадрата, 4 треугольника, 4 круга), различающихся по размеру (большие и маленькие) и по цвету (красные и синие).

И дается инструкция: «Перед тобой 12 фигур. Одну из них я загадала. Тебе надо отгадать и показать фигуру, которую я загадала. Чтобы было легче отгадать, ты можешь мне задавать вопросы об этой фигуре, но я могу отвечать только «да» или «нет». Чем меньше вопросов ты задашь, тем лучше.»

Например, ребенок спрашивает: «Эта фигура красная?». Надо ответить «нет», чтобы послушать, будет ли он о цвете задавать лишние вопросы.

Уровни:

Высокий — дети не допустили избыточных вопросов. Исследовательская работа протекает во внутреннем плане.

Средний — допустили 1-2 избыточных вопроса, им иногда требуется опора на реальные предметы для построения плана.

Допустили 2- 3 избыточных вопроса. Применяют эмпирический способ планирования (опытный)

Низкий — действовали путем проб и ошибок, 4 и больше избыточных вопроса.

Тест «Умение контролировать себя» позволяет выявить умение учащихся сохранять саморегуляцию в процессе выполнения работы и контролировать себя. Проводится со всем классом. Листки бумаги в клетку, с полями в правой стороне, и на доске тоже образец на клетках.

Детям дается инструкция:

Надо рисовать палочки на листе бумаги в определенном порядке 1-11-111-1-…

Действовать надо по правилам:

Закончив строку, надо перенести то, что следует писать дальше на следующую строку.

Писать надо и на полях тоже.

Писать надо не через 1 строку, как обычно, а через 2.

Если сделали ошибку, исправьте или просто делайте дальше по правилу. Работаем 5 минут.

Выявить уровень умения оценить свою работу поможет методика «Самооценка своей работы».

В состав базовых коммуникативных действий входят следующие компоненты:

— потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

— владение вербальными и невербальными средствами общения;

— позитивное отношение к процессу сотрудничества;

— ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.

Обязательными для мониторинга являются методики «Социометрия» Джорджа Морено и «Рукавички» на умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Рисуночный тест «Рукавички» проводится в 1 и 4 классах, а социометрия – на каждой параллели.

Социометрия показывает индекс сплочённости детского коллектива.

Тест «дорога к дому» на умение выражать свои мысли.

Двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный ширмой. Одному дается карточка с изображением пути к дому, другому — карточка с ориентирами-точками. Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.




map