Мониторинг УУД



Выступление на педагогическом совете МАОУ»СОШ№25»

Тема :Мониторинг УУД в начальной школе.

Мониторинг в образовании (1слайд)

•Система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Предмет мониторинга – метапредметные УУД (2 слайд)

Цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1–4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Количество УУД для мониторинга по классам (3 слайд)

1класс-8 УУД, 2 класс – 13 УУД, 3 и 4 классы – 34 УУД. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг 1 или 2 классов, остаются в нем до 4 класса.

1 класс (4 слайд)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Умение планировать последовательность учебных действий Умение оценивать учебные действия

Умение осуществлять анализ.

Умение осуществлять синтез.

Умение осуществлять сравнение.

Умение осуществлять классификацию.

Умение осуществлять обобщение.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

2 класс (5 слайд)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Те же, что в 1 классе

+

Умение самостоятельно осуществлять контроль

Те же, что в 1 классе

+

Умение устанавливать аналогии

Умение формулировать точку зрения

Умение сознательно строить речевое высказывание

Умение задавать вопросы

3-4 классы (6 слайд)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Те же, что во 2 классе

+

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

Умение сохранить учебную цель

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата

Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебные действия

Умение осознавать способы действий приведших к успеху или неуспеху

Те же, что во 2 классе

+

Умение строить простые рассуждения.

Умение подводить под понятие.

Умение давать определения понятиям.

Умение использовать знаково-символические средства.

Умение систематизировать и обобщать понятия.

Умение обобщать текстовую информацию.

Владение поисковыми и творческими способами решения проблем.

Умение оценить информацию

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Те же, что во 2 классе

+

Умение аргументировать

Умение определить общую цель и пути ее достижения.

Умение ориентироваться на точку зрения других людей

Умение договариваться о распределении функций и ролей

Умение адекватно оценить поведение окружающих

Умение адекватно оценить собственное поведение

Система работы по мониторингу УУД (7 слайд)

Работа по формированию и отслеживанию развития метапредметных УУД ведётся с начала 1 класса. В этих целях в сентябре проводится стартовая диагностика на основе УМК «Школьный старт», позволяющая определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Полученные в результате диагностики данные входят в портфолио каждого ребенка.

Далее в этом же учебном году в апреле проводится первый мониторинг метапредметных УУД на основе УМК «Учимся учиться и действовать» для 1 класса. Затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно, по этой же методике, в это же время, но уже ориентированной на учащихся 2, 3 и 4 классов. В используемом нами мониторинге оценка уровня сформированности УУД осуществляется с помощью специально сконструированных заданий, представленных в рабочей тетради. Эти задания построены на содержании учебных предметов и направлены на применение определенного метапредметного УУД. Для оценки каждого УУД используются две предметные области и разные типы заданий .

В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности метапредметных УУД является уровень выполнения по образцу, в 3 и 4 классах – выполнение с помощью подводящих вопросов и для ряда универсальных способов –выполнение на основе прямого указания на название способа. Поэтому, в 1 классе учащиеся выполняют диагностические задания двух типов. Задания первого типа предполагают выполнение метапредметного действия по предложенному образцу, задания второго типа – ориентацию в способе действия (нахождение ошибок, восстановление последовательности шагов и т.д.).

В мониторинге со 2 класса, наряду с заданиями этих двух типов, присутствуют задания третьего типа – на описание способа действия при выполнении конкретного задания. Именно наличие данных заданий позволяет оценить приращение в сформированности тех универсальных учебных действий, которые диагностируются с 1 по 4 класс.

Сформированность таких УУД как контроль, оценивание, планирование и рефлексия предлагается начинать отслеживать с 3 класса, хотя в 1–2 классах в мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание: учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия.

Выделение времени для проведения диагностик. (8 слайд)

Учителю предоставляется на выбор один из вариантов схемы проведения диагностического этапа мониторинга.

Схема № 1

Один диагностический модуль (две истории) на одно универсальное учебное действие предлагается детям в начале двух разных уроков в течение одного дня. Например, 5 апреля на уроках русского языка и технологии дети выполняют задания на синтез, т.е. истории 5 и 18.

При такой схеме проходит в течение 14 дней (со вторника по четверг каждой недели апреля).

Схема № 2

Мониторинг проводится на диагностических уроках, которые проходят 1–2 раза в неделю. За один диагностический урок дети выполняют задания четырех историй. Всего проводится 7 диагностических уроков в течение месяца.

Обработка результатов (9,10,11 слайды)

I этап

•обработка результатов выполнения учениками диагностических заданий и перенос результатов в мини-таблицы (индивидуальные).

Педагог заносит в таблицы индивидуальные результаты каждого ученика по каждому УУД

II этап

•Заполнение таблицы первичных результатов в специальном файле Microsoft Exce (сводные по классу).

Все индивидуальные результаты по всем УУД вносятся в общую таблицу.

Анализ полученных данных (12,13,14 слайды)

В 1 классе полученные результаты анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно. Определяются рейтинги умений как индивидуальные, так и по классу в целом. Все учащиеся распределяются по группам:

Группа

1

справились с заданиями «на выполнение» и «на ориентацию»

Группа

2

справились с заданиями «на выполнение» и не справились «на ориентацию»

Группа

3

не справились с заданиями «на выполнение» и справились «на ориентацию»

Группа

4

не справились с заданиями «на выполнение» и «на ориентацию»

Со 2 класса полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. На основе сравнения результатов полученных в 1 классе и 2 классе по некоторым УУД делается вывод о динамике развития УУД ( есть прогресс, нет прогресса).

Индивидуальные результаты вносятся в Портфолио ученика и обсуждаются с ним, доводятся до родителей в индивидуальной беседе, для оказания посильной помощи педагогу в формировании УУД. Если есть необходимость, то данные результаты доводятся до сведения специалистов – психолога, логопеда с целью привлечения их к работе с данным ребёнком.

Результаты по классу доводятся до сведения педагогов, работающих в данном классе, что дает возможность учителю — предметнику грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД.




map